Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Казенные предприятия особенности и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.
Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.
Главные органы управления казенным предприятием – это директор и его заместители. Директор предприятия должен действовать на принципах единоначалия, поскольку он назначается и утверждается на эту должность Правительством РФ. В его компетенцию входит представление в разных сферах деятельности интересы казенного предприятия. Освобождается от должности он также по решению Правительства РФ.
Поскольку казенные предприятия считаются юридическими лицами, они имеют право осуществлять любую деятельность, которая связана с выполнением работ, производством продукции, либо оказанием каких-либо услуг. Объем такой деятельности определяется правительством РФ.
Правой режим собственности, находящейся в распоряжении казенного предприятия
Все основные вопросы по организации деятельности казенного предприятия решаются Правительством РФ, например, им устанавливаются цены на продукцию, а при получении кредитов главное, что необходимо, – это гарантия Правительства РФ.
Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.
Общая характеристика
Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.
Форма собственности
По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2023 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства.
Было установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть создано на базе государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъектов РФ) или муниципальной собственности.
Казенные предприятия и учреждения
- устава предприятия;
- программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;
- сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период. В смете должны быть выделены доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для федеральных государственных нужд;
- перечня имущества, которое предполагается закрепить за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с уставом предприятия.
Программа деятельности и смета доходов и расходов казенного предприятия
Закон N 161-ФЗ развил и конкретизировал нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к унитарным предприятиям (ст. ст. 48 — 65 ГК РФ), а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ).
6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.
Особенности функционирования казенного учреждения
Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.
Ответственность казенного учреждения
- Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
- Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
- Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.
В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ существуют унитарные предприятия двух видов:
– основанные на праве хозяйственного ведения – федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;
– основанные на праве оперативного управления – федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее – казенные предприятия).
——————————–
Федеральный закон от 14.11.2023 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Полученные от учредителя МКП бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от оснований и целей их предоставления, а также от их фактического использования. Полученные бюджетные средства могут иметь признаки выручки, прочих доходов, целевого финансирования. Рассмотрим основные моменты.
Выручка. Если казенное предприятие получает от учредителя финансирование, связанное с выполнением муниципального заказа по осуществлению определенных работ и услуг (казенное предприятие выполняет работы и оказывает услуги преимущественно для обеспечения муниципальных нужд), фактически оно получает возмещение по возмездному договору. В смысле бюджетного законодательства такие средства не соответствуют понятию субсидии .
——————————–
Субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ).
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Организация (основной вид деятельности – уборка территорий, удаление и обработка твердых бытовых отходов) учреждена администрацией сельского поселения в форме муниципального казенного предприятия (далее – МКП). Каким образом в МКП должен быть организован учет следующих операций:
– получение имущества в оперативное управление;
– формирование доходов и расходов по смете;
– получение бюджетных средств от собственника имущества МКП;
– перечисление части прибыли собственнику имущества МКП?
- основным заказчиком продукции (работ или услуг), которую производят казенные предприятия, является государство в лице его уполномоченных органов;
- казенное предприятие осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств.
Недопустимость сделок, которые не соответствуют уставной правоспособности
Полный перечень всех случаев создания казенного предприятия определяет абзац 8 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2023 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).
Необходимость согласия собственника имущества казенного предприятия
Решения по вопросам согласования принимают лица, уполномоченные собственником имущества предприятия. Контрагенту предприятия нужно убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки) может быть признана недействительной.
г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд (далее — смета доходов и расходов);
С изменениями и дополнениями от:
а) технико-экономическое обоснование создания предприятия, включающее в себя финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий и причин ее возникновения (кроме случаев создания предприятий на базе имущества, относящегося к объектам по уничтожению химического оружия), прогноз объема производимой по заказу государства продукции (работ, услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности, прогноз доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, а также предложения по организационной и штатной структуре предприятия;
Информация об изменениях:
д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;