Казенные предприятия особенности

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Казенные предприятия особенности и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Главные органы управления казенным предприятием – это директор и его заместители. Директор предприятия должен действовать на принципах единоначалия, поскольку он назначается и утверждается на эту должность Правительством РФ. В его компетенцию входит представление в разных сферах деятельности интересы казенного предприятия. Освобождается от должности он также по решению Правительства РФ.

Поскольку казенные предприятия считаются юридическими лицами, они имеют право осуществлять любую деятельность, которая связана с выполнением работ, производством продукции, либо оказанием каких-либо услуг. Объем такой деятельности определяется правительством РФ.

Правой режим собственности, находящейся в распоряжении казенного предприятия

Все основные вопросы по организации деятельности казенного предприятия решаются Правительством РФ, например, им устанавливаются цены на продукцию, а при получении кредитов главное, что необходимо, – это гарантия Правительства РФ.

Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.

Рекомендуем прочесть:  Как написать красиво написать текст о смене менеджера

Форма собственности

По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2021 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства.

Было установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть создано на базе государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъектов РФ) или муниципальной собственности.

Казенные предприятия и учреждения

  • устава предприятия;
  • программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;
  • сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период. В смете должны быть выделены доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для федеральных государственных нужд;
  • перечня имущества, которое предполагается закрепить за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с уставом предприятия.

Программа деятельности и смета доходов и расходов казенного предприятия

Закон N 161-ФЗ развил и конкретизировал нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к унитарным предприятиям (ст. ст. 48 — 65 ГК РФ), а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ).

6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.

Рекомендуем прочесть:  Видно ли другим долг за жкх

Особенности функционирования казенного учреждения

Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.

Ответственность казенного учреждения

  • Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
  • Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
  • Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ существуют унитарные предприятия двух видов:
– основанные на праве хозяйственного ведения – федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;
– основанные на праве оперативного управления – федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее – казенные предприятия).
——————————–
Федеральный закон от 14.11.2021 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Полученные от учредителя МКП бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от оснований и целей их предоставления, а также от их фактического использования. Полученные бюджетные средства могут иметь признаки выручки, прочих доходов, целевого финансирования. Рассмотрим основные моменты.
Выручка. Если казенное предприятие получает от учредителя финансирование, связанное с выполнением муниципального заказа по осуществлению определенных работ и услуг (казенное предприятие выполняет работы и оказывает услуги преимущественно для обеспечения муниципальных нужд), фактически оно получает возмещение по возмездному договору. В смысле бюджетного законодательства такие средства не соответствуют понятию субсидии .
——————————–
Субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Санкт-петербург льготы на транспорт

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Организация (основной вид деятельности – уборка территорий, удаление и обработка твердых бытовых отходов) учреждена администрацией сельского поселения в форме муниципального казенного предприятия (далее – МКП). Каким образом в МКП должен быть организован учет следующих операций:
– получение имущества в оперативное управление;
– формирование доходов и расходов по смете;
– получение бюджетных средств от собственника имущества МКП;
– перечисление части прибыли собственнику имущества МКП?

  • основным заказчиком продукции (работ или услуг), которую производят казенные предприятия, является государство в лице его уполномоченных органов;
  • казенное предприятие осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств.

Недопустимость сделок, которые не соответствуют уставной правоспособности

Полный перечень всех случаев создания казенного предприятия определяет абзац 8 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2021 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Необходимость согласия собственника имущества казенного предприятия

Решения по вопросам согласования принимают лица, уполномоченные собственником имущества предприятия. Контрагенту предприятия нужно убедиться в том, что согласие дало уполномоченное лицо собственника имущества предприятия, иначе сделка (или сделки) может быть признана недействительной.

г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд (далее — смета доходов и расходов);

С изменениями и дополнениями от:

а) технико-экономическое обоснование создания предприятия, включающее в себя финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий и причин ее возникновения (кроме случаев создания предприятий на базе имущества, относящегося к объектам по уничтожению химического оружия), прогноз объема производимой по заказу государства продукции (работ, услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности, прогноз доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, а также предложения по организационной и штатной структуре предприятия;

Информация об изменениях:

д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах