Виды Источников Уголовно Исполнительного Права

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Всем привет, если еще не знакомы с нашими материалами, то они отличаются сжатостью и только необходимой информацией, поэтому всегда можно быстро разобраться в любом вопросе. Сегодня раскроем такую тему как — Виды Источников Уголовно Исполнительного Права. Скорее всего Вы думаете, что это сложно и непонятно, но мы расскажем это простым языком, так чтобы у Вас не осталось дополнительных вопросов. Но если у Вас все же есть недопонимание изложенного материала, то наш дежурный юрист проконсультирует Вас любым, удобным способом.

Источниками уголовно-исполнительного права являются также подзаконные нормативные акты, издаваемые на основе и во исполнение закона. К ним прежде всего относятся постановления Правительства Российской Федерации и органов управления субъектов Федерации.

Нормы уголовно-исполнительного права закрепляются как в нормативных правовых актах собственно уголовно-исполнительного законодательства, так и в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права. Например, в Конституции Российской Федерации, которая является юридической базой законодательства, имеются статьи, регулирующие отношения в сфере исполнения уголовных наказаний (например, ч. 3 ст. 32, ст. 50, п. «о» ст. 71).

Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права

Нормативные акты, являющиеся источниками права, необходимо отличать от интерпретационных актов, в которых разъясняется смысл правовой нормы (например, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2023 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений») [1] .

2) учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно и смертной казни (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические учреждения);

Постановления Конституционного Суда РФ. В 1995 г. КС РФ признал ряд положений Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими Конституции РФ.

Рекомендуем прочесть:  Кто Платит Материальный Ущерб Если Виновник В Тюрьме

4. Понятие и задачи уголовно-исполнительной системы рф

Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права. Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного, –Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Президента РФ. Кардинальные изменения организационного порядка, новый этап формирования уголовно-исполнительного права следует отнести ко времени принятия Указов Президента РФ от 08.10.1997 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», согласно которым УИС МВД России с входящими в ее состав центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, с 1 сентября 1998 г. была передана в ведение Минюста России. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2023 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована ФСИН России, руководство которой осуществляет Президент России. Указ Президента РФ от 13.10.2023 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» определил основные задачи, функции и полномочия этого нового федерального органа исполнительной власти. Все перечисленные документы повлекли за собой принятие многочисленных нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний.

Необходимо отметить, что источники (формы) уголовно-исполнительного права представляют собой определенную систему: все ее элементы иерархично расположены и закономерно связаны таким образом, что изменение одного из них ведет к определенным изменениям и преобразованиям других.

Система источников уголовно-исполнительного права и их характеристика

При определении системы источников уголовно-исполнительного права большое значение имеет конституционное положение (п. «о» ст. 71), согласно которому уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это обусловлено как важностью регулируемых этим законодательством общественных отношений, их предназначением в деле обеспечения внутренней политики государства, так и заинтересованностью всех субъектов федерации и самой федерации в принципиально едином правовом пространстве в сфере уголовной юстиции, в едином порядке исполнения уголовных наказаний на всей территории страны. Из смысла данной статьи следует, что принятие законодательных актов в сфере исполнения уголовных наказаний возлагается только на федеральные органы государственной власти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, а именно па Президента РФ, Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации) РФ, а реализация — на Правительство РФ, Министерство юстиции РФ и ФСИН России. Рассмотренные положения исключают возможность издания субъектами РФ законодательных актов но регулированию исполнения уголовных наказаний.

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы имеет человек удостоенный звания ветеран труда

УИК, принятый 18 декабря 1996, существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 года по многим положениям. Впервые урегулировано исполнение всех видов наказаний, по-новому определены цели и задачи УИЗ, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний, усовершенствована система контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказание.

Уголовно-исполнительное право

Объект уголовно-исполнительных правоотношений состав­ляют явления и предметы, то есть реально существующие об­стоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные законные интересы его субъектов или участников. Так, для осужденных к лишению свободы в качестве объектов могут выступать такие интересы, как разрешение на краткосрочный выезд из исправи­тельных учреждений во время отпуска, получение свидания, по­сылки или передачи, разрешение на передвижение без конвоя и т. д. Для администрации исправительных учреждений в качест­ве объекта выступают интересы, связанные с обеспечением ре­жима и внутреннего порядка в исправительных учреждениях и т. д. В этой связи можно считать, что реализация прав и обязан­ностей субъектов направлена на определенные объекты.

четверг, 4 декабря 2023 г.

2) постановление Пра­вительства РФ от 6 февраля 2023г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбыва­ния наказания в связи с болезнью», которым установлены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, а также Перечень заболеваний, препят­ствующих отбыванию наказания;

Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ регулирование в области охраны правопорядка и отправления правосудия осуществляется исключительно на федеральном уровне. Вследствие этого, источники законодательства и права часто ошибочно отождествляются. На деле, законы – центральный, но далеко не единственный источник норм.

Источники уголовно-исполнительного законодательства России

Нормы, регулирующие отношения в данном сегменте права, сконцентрированы в кодифицированном акте – УИК РФ. Меньшая часть находится в законах и подзаконных актах, по основной направленности принадлежащих к другим отраслям – гражданскому, уголовному или конституционному праву.

Рекомендуем прочесть:  Какими Льготами Пользуются Ветераны Регионального Значения Самарской Области

Понятие источников уголовно-исполнительного права

  1. Нормы международных договоров и соглашений. К самым известным относятся акты Организации Объединённых Наций. В случае правовой коллизии, международные нормы имеют приоритет над внутренними, что зафиксировано в ст. 3 УИК РФ.
  2. Конституция РФ – задаёт общие направления государственной карательной функции, даёт характеристику источников права, закрепляет гарантии соблюдения гражданских прав при реализации наказания.
  3. Законодательные акты (ФЗ и ФКЗ) – самый распространённый источник правовых норм. Единственным отраслевым законом является УИК РФ.
  4. Официальные документы высшего законодательного органа РФ. Кроме законов, Государственная дума и Совет Федерации принимают постановления, которыми решаются срочные задачи, например, вопросы финансирования учреждений ФСИН.
  5. Акты Президента и Правительства РФ. Являются подзаконными актами, осуществляющими общее регулирование деятельности пенитенциарной системы. Примером важности источника считаются амнистия и помилование, отнесённые к исключительным правомочиям Президента РФ.
  6. Ведомственные и межведомственные акты. Принимаются по вопросам текущей деятельности исправительных учреждений.

Все локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнительной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Уголовноисполнительное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовно-исполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах