Как Сообщить Об Обнаруженном Преступлении

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Всем привет, если еще не знакомы с нашими материалами, то они отличаются сжатостью и только необходимой информацией, поэтому всегда можно быстро разобраться в любом вопросе. Сегодня раскроем такую тему как — Как Сообщить Об Обнаруженном Преступлении. Скорее всего Вы думаете, что это сложно и непонятно, но мы расскажем это простым языком, так чтобы у Вас не осталось дополнительных вопросов. Но если у Вас все же есть недопонимание изложенного материала, то наш дежурный юрист проконсультирует Вас любым, удобным способом.

Вместо того чтобы сразу идти в полицию, Виктор и его жена спорили, куда именно обращаться, есть ли в этом смысл и кто из них должен писать заявление. За это время преступники избавились от банковских карточек и симкарт. Ущерб так и не был возмещен.

Как обратиться в полицию

Полицейский не имеет права с ходу, не разобравшись, вершить правосудие. Если ему поступает обращение, он должен разобраться в описанных фактах, потом провести мероприятия в рамках закона, получить законный результат, уведомить всех и отчитаться. Это рутинная и сложная работа, в которой очень важно соблюдать регламенты.

Вызвать полицию и обратиться в полицию — одно и то же?

Девушка пишет заявление о том, что двое знакомых ее изнасиловали. Указывает место, время, обстоятельства. Но потом договаривается с этими знакомыми, они компенсируют ей ущерб в материальном выражении. Она приходит в полицию и говорит: «Ничего такого не было, я их оговорила». Это ложный донос. И девушку могут привлечь к уголовной ответственности.

11. Электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

Как Сообщить Об Обнаруженном Преступлении

2.2.1. О преступлении — сообщение, изложенное в устной форме*(6), в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

Информация об изменениях:

*(12) Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2681; 1997, N 49, ст. 5601; 1998, N 32, ст. 3910; 2023, N 6, ст. 776; 2023, N 7, ст. 560; 2023, N 48, ст. 5609; 2023, N 8, ст. 971; 2023, N 37, ст. 5002).

50. В этой связи если и правомерно бы было подымать вопрос о возможности привлечения в указанной ситуации кого-либо к уголовной ответственности, то следовало бы вести речь не о должностном лице, к которому поступило сообщение, а о лице, которое представило сообщение о преступлении. Иначе мы можем дойти до абсурдной аналогии с процессом принятия устного заявления о преступлении. Если лицо, которому поступило сообщение о преступлении, может быть привлечено к уголовной ответственности за заведомо ложный донос, то почему к этого же рода уголовной ответственности нельзя привлечь лицо, составившее протокол принятия устного заявления о преступлении или протокол явки с повинной?

Рекомендуем прочесть:  Виды Оценки Земли

Статья 143 УПК РФ

51. Процессуальная роль и назначение лица, составляющего рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), в уголовном процессе аналогична (если не сказать — идентична) процессуальной роли и назначению лица, заносящего в протокол устное заявление о явке с повинной (ч. 2 ст. 142 УПК) или устное заявление о преступлении (ч. 3 ст. 141 УПК). Поэтому ни одно из указанных должностных лиц не может быть ответственным по ст. 306 УК за достоверность изложенных в рапорте об обнаружении признаков преступления (соответствующем протоколе) сведений.

Комментарии к ст. 143 УПК РФ

23. Следователь (дознаватель и др.) в процессе выполнения своей служебной деятельности иногда непосредственно сам выявляет деяние, содержащее признаки объективной стороны состава преступления. Такую разновидность «сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников», в литературе часто именуют непосредственным обнаружением следователем (дознавателем и др.) признаков преступления.

1. Заявление о преступлении — один из наиболее распространенных поводов для возбуждения уголовного дела. Заявление — устное или письменное сообщение определенного субъекта (физического лица, должностного лица, организации) о факте совершения преступления.

Статья 141

2. Форма и содержание заявления о преступлении произвольны. Законом установлены минимальные требования, которым должно отвечать заявление о преступлении. Они направлены на определение надлежащего источника сведений о преступлении, на создание условий для его проверки, а также на получение объективных сведений о преступлении уже на самом начальном этапе досудебного производства.

Комментарий к Статье 141 Уголовно-процессуального кодекса

11. Принятие устного заявления о преступлении предполагает личное участие в этом заявителя. Если такое участие в силу сложившейся ситуации (отправлен пострадавший в больницу; его психологическое или психическое состояние не позволяет выполнить все требования закона о порядке принятия заявления) невозможно, сделанное заявление о преступлении оформляется по правилам получения сообщения о преступлении из других источников, т.е. посредством рапорта должностного лица правоохранительного органа (см. п. 11 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

  • заявить в полицейский участок письменно или устно
  • подписать сообщение о преступных действиях
  • если о преступлении заявлялось устным способом, в протоколе указать всю информацию о сообщившем, данные с удостоверения личности, закрепить подписями лиц, принявшим звонок и позвонившим
  • документ составляют согласно законодательству (ст.143 УПК РФ), даже если нет присутствия, заявивших о преступных действиях
  • существуют последствия о ложных доносах, о чем предупреждают людей, решивших уведомить о преступлении, делают протокольную отметку, которая удостоверяется подписями
  • уголовные дела не возбуждаются по анонимным доносам

Статья 141 УПК РФ как основание возбудить дело и правильно разрешить

  • с помощью территориального подразделения СК РФ расследуют убийства
  • экономические, воровские дела подведомственны местным ОВД
  • торговлей и злостным употреблением наркотических веществ занимается Госнаркоконтроль

Что можно предпринять согласно статье

Когда нет возможности описать злодеяние, можно устно заявить о происшествии, но данные в обязательном порядке должны быть запротоколированы и заверены собственноручной подписью, иначе поданная претензия будет считаться анонимной, это не является основанием для серьезного отношения.

Сейчас многие задаются вопросами касательно того, какую ответственность за несообщение о преступлении может понести человек, и как вообще работает этот относительно новый законопроект. С 2023 года действует один из самых спорных законов, который входил в так называемый Пакет Яровой. Он представляет собой свод законодательных актов, способный существенно повлиять на привычную жизнь россиян. В теории многие хотят воспрепятствовать преступлению, но на практике далеко не каждый это сделает. Во многом для изменения этой ситуации был принят новый закон. Насколько он себя оправдывает, судить крайне сложно. Но пока обычные люди видят больше минусов, нежели плюсов. Помимо прочих нововведений, власть решила ввести уголовное наказание для тех людей, которые не сообщили о готовящемся преступлении. Это новая статья в УК РФ 205.6. Статья носит название «Несообщение о преступлении».

Рекомендуем прочесть:  Суд С Арендатором Квартиры За Порчу Имущества И Не Оплату Коммунальных Услуг

Какая ответственность ожидает человека, не сообщившего о преступлении

Как видите, наказания более чем серьёзные. Понятно, что законодатели руководствовались мотивами проведения профилактической работы с населением, направленной на предотвращение возможных преступлений. То есть так власти хотят привить людям привычку информировать обо всех потенциальных угрозах, которые могут привести к серьёзным и опасным последствиям. Грубо говоря, если правоохранители вовремя получают информацию, то значительно повышается шанс предотвратить преступление террористической направленности. Всё это правильно и логично до тех самых пор, пока самих невиновных, которые лишь хотели помочь своей стране, не привлекают к уголовной ответственности и не отправляют за решётку в тюрьму.

Понятие о несообщении

Не менее важным вопросом считается то, куда именно должен обращаться человек, если у него появилась информация о потенциально готовящемся преступлении террористической направленности. В законе лишь прописывается, что граждане должны обращаться в полицию. Рекомендация достаточно размытая и не совсем понятная, поскольку там не указывается никакая конкретная формулировка, как это следует делать. Если человек обращается путём устного оповещения, в отделении полиции, куда он пришёл, правоохранители обязаны зафиксировать и задокументировать информацию. Но тут возникает ещё один вопрос. Как потом человеку доказать, что именно он звонил в полицию или приходил в отделение, если просто довёл информацию в устной форме. Тут адвокаты советуют одновременно позвонить и написать обращение. Можно от руки в свободной форме. Это делается сугубо для подстраховки.

Так же данные действия противоречат понятию неотложного следственного действия, т.к. в соответствии с п.19 ст.5 УПК: «неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования».

Согласно ч.3 ст.11 ФЗ «О полиции»: «Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности», а финансирование ОРД осуществляется в соответствии со ст.19 ФЗ об ОРД.

Документы

Однако уголовное дело органом дознания не возбуждалось, поручения начальника подразделения дознания или следователя на проведение неотложных следственных действий в материалах дела не имеется. Отсутствие полномочий на проведение следственного действия сотрудниками ОРЧ БЭП так же подтверждается тем, что в протоколе осмотра места происшествия слова «Следователь(дознаватель)» зачёркнуты и заменены на «о/у ОРЧ БЭП МВД по ЧР», а рапорт об обнаружении признаков преступления, судя по содержащимся в нём сведениям и порядковому номеру регистрации в КУСП, был составлен и зарегистрирован в КУСП значительно позже как ОРМ «Проверочная закупка» так и следственного действия «Осмотр места происшествия».

Рекомендуем прочесть:  Судебная Практика Возврат Коллективной Страховки Сосьете

2. Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении из любого гласного или негласного оперативно-розыскного источника, сотрудники перечисленных правоохранительных органов (органов охраны правопорядка) обязаны принять все зависящие от них меры, чтобы готовящееся, но еще не совершенное преступление пресечь, закрепить следы совершенного преступления, принять меры к обеспечению собирания доказательств, установлению лица, его совершившего, и к задержанию подозреваемого, а о результатах своей служебной деятельности доложить письменным рапортом своему непосредственному руководителю или же руководителю органа, обладающего статусом органа дознания (например, районный отдел внутренних дел, таможня и т.д.). На основании такого рапорта и приобщенных к нему первичных документов должностное лицо, сосредоточивающее в своих руках законную функцию органа дознания, принимает решение о возбуждении уголовного дела. Здесь прежде всего имеется в виду полицейская деятельность, осуществляемая различными службами органов внутренних дел, наделенными административными и оперативно-розыскными полномочиями и функциями: дежурной частью, патрульно-постовой службой, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, участковыми уполномоченными, уголовным розыском и другими службами, ежедневно и ежечасно первыми сталкивающимися с уголовным миром. Сообщения, иначе говоря, информация, получаемая ими непосредственно, — один из основных поводов для возбуждения уголовного дела, который фиксируется рапортом сотрудника полиции.

3. Закрепленная в части первой статьи 140 УПК совокупность поводов к возбуждению уголовного дела заключает в себе серьезную проблему. Она бессистемна и страдает существенными недостатками, решительно проигрывая в этих отношениях ранее действовавшему УПК РСФСР. Во-первых, в существующий перечень поводов никак не вписываются многочисленные официально-документальные источники информации о совершенных или готовящихся преступлениях, поступающей в правоохранительные органы от многочисленных инспекций, которые охватываются понятием контролирующих органов государства, а также от других органов и должностных лиц, в обязанности которых входит выявлять правонарушения в соответствующей сфере и сообщать о них. Очевидно, что эти официальные материалы могут и должны служить поводом к возбуждению уголовного дела, но их нельзя назвать ни заявлением, ни сообщением, требующим оформления рапортом, потому что они достаточны сами по себе и поступили извне. Аналогично сказанному нельзя, строго говоря, отнести к заявлениям и сообщениям, требующим реагирования рапортом, официальные письма и приобщенные к ним документальные материалы, поступающие в правоохранительные органы от самых различных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности, так или иначе пострадавших от чьих-то преступных действий, нуждающихся в защите закона и требующих уголовного преследования виновных.

Комментарий к Ст. 143 УПК РФ

1. Содержание комментируемой статьи органически связано с пунктом 3 части первой статьи 140 УПК, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела называет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иного, нежели заявление и явка с повинной, источника, и является его продолжением. Рапорт об обнаружении преступления — документальное оформление сообщения о преступлении, принятого компетентным должностным лицом, к числу которых в первую очередь относятся сотрудники правоохранительных органов государства, которые по роду своей повседневной деятельности первыми соприкасаются с правонарушениями и наделены тремя видами правомочий: административной юрисдикцией, правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и правом на возбуждение уголовного дела и производство дознания. Это полиция, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах