Ликвидация Шахт И Переселение Собственников Из Ветхого Жилья

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Данная норма вступила в силу 28.12.2023. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Федеральным законом от 27.12.2023 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Снос жилья, расположенного на горных выработках ликвидированной шахты

Дом, являющийся собственностью, находится на горной выработке ликвидированной шахты, в Приморском крае. Начал разрушаться, обратилась в администрацию, чтоб выдали рекомендации (заключение) по сносу и включению в список на получение компенсации на приобретение жилья. Администрация отказала в выдаче заключения, якобы это является нецелевыми затратами; обратилась во ВНИМИ Кемеровской области-ответили, что такие заключения выдают только по представлению суда, от физических лиц не принимают. Получается замкнутый круг, подскажите, как правильно поступить. Я пенсионер, времени у меня мало.

Я и несовершеннолетний ребенок 2005 г. р. приобрели право собственности по 1/3 доли в праве общей собственности квартиры. На каждого в октябре 2014 г. (т.е. в нашей собственности 2/3 доли), прописаны в сентябре 2013 г. Квартира общей площадью 57.7 кв. м. Дом включен в августе 2013 г. в дополнительный список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта им.Калинина» г.Прокопьевск непригодным для проживания по критериям безопасности. Никто из собственников не был предупрежден об этом. На исковые требования о включении меня и ребенка в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и о заключении договора на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья суд вынес решение отказать, аргументировав тем, что я, имея ранее другое жилье, намеренно ухудшила свои жилищные условия. Ребенок в приватизации не участвовал, собственности не имел. На данный момент половина жильцов, получив соцвыплаты, переселена. Администрация до сих пор нас, как собственников, не уведомила о предстоящем сносе. Каковы наши следующие действия? Судя по всему, согласно ст.32 ЖК, Администрация должна выкупить у нас наши доли. Из чего должна складываться эта выкупная цена? Как определить рыночную стоимость этих долей на данный момент (по рыночной стоимости 1 кв. м. для нашей области умноженной на кол-во квадратов или еще как)?. Нужно ли учитывать зем участок, если на кадастровом учете он не стоит. Или мы вообще ни на что не имеем права, как считает администрация?

Я из небольшого пригорода в Пермской области, где раньше была шахта. Когда шахту закрыли, всем шахтерам стали выдавать сертификаты на новое жильё в соседнем городе (такое решение вынесли в г. Москва), при этом нужно было отказаться от права на квартиру в которой проживали в тот момент. Мне же в этом праве отказали (Отказала администрация пригорода), обосновав это тем, что мой муж не дожил до закрытия шахты (мой муж умер незадолго до закрытия шахты, от астмы заработанной на работе, имеются справки для подтверждения). Ответьте пожалуйста на вопрос: имеет ли право администрация пригорода лишать нас (меня и 3-х моих детей, оставшихся без мужа и отца который потерял здоровье и жизнь на той шахте) права на это жильё, ведь решение о выдаче сертификатов выносилось в Москве. Законно ли это и можно ли обратиться с иском в суд?

Пожалуйста как правильно поступить частный дом с земельным участком попал под снос у меня 1/2 доля в собственности оформили все документы с администрацией по сносу. После получения денег мой дольщик собирается обратиться в суд что мало насчитали денежных средств по оценке дома и настаивает чтобы и я участвовал в суде как истец. Он собирается сделать новую независимую экспертизу. Что может быть в таком случае, и что делать? Ведь мы подписали согласие на сумму по условиям администрации. Что я могу ожидать от решения суда в таком случае.

Я из небольшого пригорода в Пермской области, где раньше была шахта. Когда шахту закрыли, всем шахтерам стали выдавать сертификаты на новое жильё в соседнем городе (такое решение вынесли в г. Москва), при этом нужно было отказаться от права на квартиру в которой проживали в тот момент. Мне же в этом праве отказали (Отказала администрация пригорода), обосновав это тем, что мой муж не дожил до закрытия шахты (мой муж умер незадолго до закрытия шахты, от астмы заработанной на работе, имеются справки для подтверждения). Ответьте пожалуйста на вопрос: имеет ли право администрация пригорода лишать нас (меня и 3-х моих детей, оставшихся без мужа и отца который потерял здоровье и жизнь на той шахте) права на это жильё, ведь решение о выдаче сертификатов выносилось в Москве. Законно ли это и можно ли обратиться с иском в суд?

Администрация города Шахты

Граждане, проживающие в жилом помещении муниципального жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу и выселяемые в порядке, предусмотренном статьей 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Граждане, проживающие в жилом помещении муниципального жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на получение жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления, т.е.:

К собственникам, в соответствии с п.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ предъявляются требования о сносе аварийного дома собственными силами в разумный срок. Если по истечении установленного срока дом собственниками не снесен, Администрация г.Шахты изымает для муниципальных нужд земельный участок и каждое помещение, находящееся на нем.

для одиноко проживающих граждан от 25 до 33 кв.м общей площади жилого помещения,
при составе семьи 2 человека от 34 до 42 кв.м общей площади жилого помещения,
при составе семьи 3 и более человек от 15 до 18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Администрация города Шахты осуществляет работу по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. Эти два понятия значительно отличаются между собой по условиям признания таковыми и по предоставлению жилья, как собственникам, так и гражданам, проживающим в помещениях муниципального жилищного фонда.

То есть, в Администрацию города Шахты (пр.К.Маркса, 67, каб.33в) от граждан-собственников должно поступить заявление об их намерениях: получение выкупной стоимости за изымаемую квартиру или получение другого жилого помещения в пределах этой стоимости. Стоимость изымаемой квартиры определяется на основании заключения лицензированной организации, осуществляющей оценочную деятельность. Данное заключение подготавливается в году, соответствующем году реализации программы, во избежание истечения срока его действия.

Возлагая обязанность на ответчика предоставить истцам жилые помещения, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 2, статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указал, что поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащие истцам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то истцы как собственники жилых помещений имеют право на предоставление других жилых помещений либо их выкуп.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Кальметова К.А., Тупоногова Н.Б. и Ермолин Е.В. обратились в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга о предоставлении жилых помещений в собственность, общей площадью кв. м, кв. м, кв. м, соответственно. В обоснование заявленного иска ссылаются на то, что они являются собственниками жилых помещений N , расположенных в многоквартирном доме по улице , заключением межведомственной комиссии от 14 февраля 2013 г. N 05/13 данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а также включен в муниципальную программу «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2014 — 2023 годы. Поскольку истцы соответствующей компенсации за утрату принадлежащего им имущества не получили, полагают, что имеют право на предоставление жилых помещений в собственность.

Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 данной статьи.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправлению) о выкупе жилого помещения. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Рекомендуем прочесть:  Образец заявления директору школы от учителя по семейным обстоятельствам

Отселение из непригодного для проживания жилья (ветхого, аварийного)

Для выполнения государственных обязательств по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений Правительством Ростовской области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» были разработаны программы, утвержденные постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 604 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (реализовывалась с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2023 г.) и постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2023 № 642 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (реализуется с 1 января 2023 г.).

Для решения вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда Правительством Ростовской области были приняты меры по консолидации финансовых средств всех уровней. Эти меры были приняты с учетом того, что в муниципальных образованиях Ростовской области решение вопроса переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнялось отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан. Муниципальным образованиям была необходима финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.

Основной целью программ является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, зарегистрированных в многоквартирных домах, которые по состоянию на 1 января 2023 г. признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с их физическим износом в процессе эксплуатации.

По состоянию на 01.07.2023 года в Ростовской области за период с 01.01.2012 года аварийными в результате физического износа признаны 293,4 тыс. кв. метров многоквартирного фонда. Для ликвидации части указанного фонда принята областная адресная программа со сроком действия до 2023 года, в рамках которой планируется выполнить мероприятия по расселению 165,29 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда (3859 семей). В программу включено 22 муниципальных образования, на территории которых имеется аварийный жилищный фонд, признанный таковым с 01.01.2012 по 01.01.2023 года. Общий объем финансирования программы за счет средств консолидированного бюджета Ростовской области составляет порядка 7,2 млрд рублей. Реализация программных мероприятий началась в 2023 году.

Сертификат для собственников аварийного жилья: как получить и использовать в Подмосковье

В аварийных домах, расположенных на территории Московской области, на сегодняшний день проживают 25,3 тысячи человек. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» 15 тысяч из них власти Подмосковья планировали обеспечить новым жильем за период 2023–2025 годов. Благодаря введению жилищных сертификатов этот процесс может завершиться до конца 2023 года.

В Московской области в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» и федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» идет процесс переселения граждан из аварийных домов в новые благоустроенные квартиры. Для того чтобы ускорить этот процесс, власти Подмосковья предлагают собственникам получить жилищный сертификат, с помощью которого они смогут самостоятельно и оперативно решить свой квартирный вопрос. Как и где получить сертификат, а также какое жилье с его помощью можно приобрести, читайте в материале портала mosreg.ru.

Государство выкупает один квадратный метр по цене 83 963 рубля. Минимальный метраж составляет 33,5 квадратных метра, даже если площадь, которая принадлежит собственнику, по факту меньше. Таким образом, минимальная выплата по сертификату составит 2 812 760 рублей. Если площадь жилого помещения больше минимальной, то выкуп идет по фактическому метражу. К примеру, собственник квартиры площадью 60 квадратных метров получит сертификат на сумму чуть более пяти миллионов рублей.

Собственник аварийного жилья должен до 1 мая 2023 года принять решение о желании получить сертификат и подать заявление в орган местного самоуправления. На основании этого документа с гражданином будет подписано соглашение о предоставлении сертификата. Гражданин самостоятельно выбирает способ его реализации. Сделать это необходимо в течение шести месяцев после получения. До момента переселения в новое жилье семья продолжает проживать в старой квартире.

Апелляционная и кассационная инстанции отказались менять размер компенсации. Суды почитали, что первая инстанция верно применила нормы ч. 8 ст. 32 ЖК, так как эта норма, по мнению судов, не зависит от даты возникновения права собственности на жилье и распространяется на все случаи приобретения недвижимости после ее признания аварийной.

16 июля 2023 года Куприн обратился в администрацию Омска с требованием об изъятии комнаты и выплате компенсации, но и на этот раз чиновники отказались выкупить жилье. Тогда он отправился в суд с требованием о взыскании выкупной стоимости комнаты и судебных расходов. По итогам судебной экспертизы стоимость комнаты составила 872 959 руб. — в 2,6 раза дороже покупной цены. Судебные расходы истца составили 37 300 руб.

Квартиры приобретают не только для решения жилищного вопроса, но и в качестве инвестиции. Одним из способов заработать была покупка квартир в аварийных домах. Согласно п. 7 ст. 32 ЖК, размер компенсации определялся на рыночной основе. Но 27 декабря 2023 года законодатель ограничил возмещение за жилье, купленное уже после признания дома аварийным: теперь оно не может превышать стоимость его приобретения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК).

Куприн попытался оспорить решение первой инстанции. По мнению истца, суд неверно применил нормы ЖК, ведь ч. 8.2 ст. 32 ЖК ввели Федеральным законом от 27.12.2023 № 473-ФЗ, а он обратился в администрацию с требованием о выкупе комнаты до вступления в силу этой нормы.

По мнению Филиппова, Верховный суд наконец-то поставил точку в разрешении вопроса о применении норм жилищного законодательства во времени в спорах об аварийном жилье. «Выкупная стоимость обычно была выше цены покупки таких объектов, так как по итогам экспертизы в нее включались убытки и компенсация за капитальный ремонт. За этой выгодой часто гонялись. Именно поэтому и был принят Федеральный закон № 473-ФЗ, который ограничил выплаты», — рассказывает эксперт.

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

Уполномоченный орган признает аварийным дом в течение 30 дней с момента получения специального заключения межведомственной комиссии по дому. Последнее оформляется на основании представленных заявителем материалов: рассмотрение этих документов занимает 30 дней с момента их регистрации. Суммарный срок на всю процедуру может составить 2–3 месяца с момента подачи заявления.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2023 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

Правоприменительная практика свидетельствует, что единообразный подход к определению выкупной цены в судах на данное время не сложился, поскольку не все суды принимают во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

Установив, что обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя и уже на момент приватизации ответчиками жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

Так, Х., обращаясь в суд с иском к администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ее семьей, свои исковые требования обосновала тем, что является собственником 43/98 доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Поскольку администрацией города было заявлено требование о переходе права собственности на помещение — квартиру ответчика в многоквартирном доме, то с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет.

В случае если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В соответствии со ст. 89, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также в случае необходимости — представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

При переселении граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма в домах, подлежащих сносу, применяются нормы статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии с которыми предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Рекомендуем прочесть:  Возвращении В Декретный Отпуск

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-89 ЖК РФ, благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В настоящее время реализация программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в состав национального проекта «Жилье и городская среда», Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

С 2023 стартует новая программа расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2023 г. В рамках новой программ планируется активизировать работу по привлечению застройщиков в проекты комплексного развития территорий.

Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу

Предварительное уведомление об изъятии жилого помещения
Собственнику жилого помещения направляется уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные законом (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого объекта недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).

Варианты возмещения за изымаемое жилье
При определении размера возмещения за жилое помещение собственник может рассчитывать на выплату ему рыночной стоимости жилого помещения, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также на возмещение всех убытков, причиненных изъятием жилого помещения, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения.
По общему правилу размер такого возмещения не может превышать стоимость приобретения жилого помещения. Исключение составляют случаи приобретения жилого помещения по договору, в котором отчуждение помещения производится бесплатно (например, по договору дарения). В этом случае размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного помещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2023 N 15026-МЕ/06).
Следует учесть, что в выкупную цену жилого помещения не включаются вложения, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления об изъятии жилого помещения до заключения договора о его выкупе и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование помещения по назначению (пп. «з» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14).
Органы государственной власти субъекта РФ могут устанавливать дополнительные меры поддержки (в частности, в виде субсидий на приобретение (строительство) жилья или возмещение расходов на уплату процентов по соответствующему кредиту) для собственников жилых помещений, у которых на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания (ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ; п. 3 ч. 6 ст. 16 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; Информация Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).

Особенности сноса аварийных многоквартирных домов
После выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и вынесения межведомственной комиссией соответствующего заключения уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления в течение 30 календарных дней, а в случае обследования жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации, — в течение 10 календарных дней принимает решение о сносе такого дома, а также издает распоряжение о сроках отселения граждан (п. п. 7, 47, 47(1), 49 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Если дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, будет определен именно в этой программе. При этом собственникам помещений в аварийном многоквартирном доме предоставляется право выбора между получением возмещения за изымаемое у них жилое помещение или предоставлением им другого жилого помещения (ч. 2 ст. 16, ст. 20.15 Закона N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2023), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2023).
В случае сноса аварийного многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом расходов на снос и оказанные ранее услуги и (или) выполненные работы распределяются между собственниками помещений в этом доме пропорционально размеру уплаченных ими и предшествующими собственниками взносов на капитальный ремонт (ч. 2 ст. 174 ЖК РФ).

Особенности сноса многоквартирных домов, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки
В случае принятия в установленном порядке Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или главой местной администрации решения о комплексном развитии территории жилой застройки и включения многоквартирного дома в указанное решение помещения в таком доме подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность либо в собственность лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории (ч. 1, 2 ст. 32.1 ЖК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 65, ч. 1 — 6 ст. 66, ст. 67 ГрК РФ).
Собственникам жилых помещений в таком доме взамен освобождаемых помещений предоставляется возмещение в размере рыночной стоимости жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также стоимости всех причиненных изъятием помещения убытков, либо по заявлению собственника другое равнозначное жилое помещение, соответствующее стандартам, установленным субъектом РФ.
Кроме того, собственники жилых помещений вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им жилые помещения, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат.
Следует также учитывать, что предоставление возмещения не допускается, если в изымаемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане (ч. 3, 4, 7, 21, 22 ст. 32.1 ЖК РФ).
Предоставление возмещения за жилое помещение или другого жилого помещения осуществляется на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение. К такому договору в зависимости от ситуации применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене (ч. 9, 10, 11 ст. 32.1 ЖК РФ).
Если указанный договор не заключен в течение 45 дней со дня получения собственником помещения его проекта, лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению такого договора, об освобождении жилого помещения и передаче его в собственность истцу (ч. 14 ст. 32.1 ЖК РФ).
При этом, если у собственника изымаемого жилого помещения не имеется в собственности иных жилых помещений, по его заявлению за ним сохраняется право пользования указанным помещением на срок не более чем шесть месяцев после предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме, если более продолжительный срок не определен в договоре (ч. 5 ст. 32.1 ЖК РФ).
Собственники жилых помещений, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которым были предоставлены другие жилые помещения, сохраняют право состоять на указанном учете (ч. 12 ст. 32.1 ЖК РФ).

Новая программа, предложенная Фондом ЖКХ, предполагает включение в программу аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 2023 года. Кроме того, в рамках программы планируется осуществить комплексное развитие территорий и создание наемного жилья.

Участниками программы в первую очередь станут те субъекты, которые уже выполнили обязательства по расселению аварийного жилья в рамках программы «Жилье и городская среда» на 2023-2024 годы. Среди регионов-участников на первоначальном этапе станут города Санкт-Петербург, Севастополь, а также Карачаево-Черкесия и Сахалинская область.

В пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ сообщили, что программа расселения аварийного жилья распространяется на многоквартирные дома, признанные аварийными после 2023 года. Общий бюджет программы составит 45 млрд рублей до конца 2024 года и будет распределен пропорционально объемам аварийного жилья в каждом субъекте.

В каждом регионе действует собственная программа переселения граждан из аварийного жилья. Все многоквартирные дома, признанные аварийными, автоматически включаются в региональную программу, и для них формируется график расселения. Плановую дату можно посмотреть в федеральном реестре аварийных домов.

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

«У нас очень часто панелька типовая может стоять рядом с историческими зданиями, тут же бараки, которые были построены для рабочих еще в первой половине прошлого века. Закон позволяет включать в проекты КРТ не отдельные дома, а территории, — объясняет советник президента Союза архитекторов России, член экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды Евгения Муринец. — Поэтому подход к развитию таких территорий и может быть комплексным, с учетом всех задач по социальному, инженерному, транспортному направлениям. Это еще один способ уйти от точечной застройки».

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

Включает в себя рыночную стоимость жилья с учетом общего имущества, земельного участка, понесенных затрат и упущенной выгоды (ст.32 Жилищного кодекса РФ).

ВАЖНО! Денежное возмещение не положено собственникам квартир, где проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. В этом случае можно только получить другое жилье.

С этого года регионы смогут применять новый подход к обновлению городской застройки — закон о комплексном развитии территорий (КРТ) уже действует. Он дает региональным властям право сносить неаварийные дома и определяет ключевые правила переселения жильцов в новостройки. Мы разобрали, какие объекты попадут под снос, как будут возмещать стоимость квартир и можно ли выйти из такой программы.

Рекомендуем прочесть:  Как написать письмо в службу занятости о подтверждении статуса безработного в период с 2023 - по 2023 годы

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2023 год).

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2023 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2023 № 1-КГ15-10).

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ ПО ДЕЛУ N 33-1117

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева А.М.,
судей: Алферовой Н.А., Малиновского В.В.,
при секретаре С.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Алферовой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства энергетики РФ на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 29 июля 2013 года,

Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 29 июля 2013 года отменить в части обязания Администрации Белокалитвинского района включить Е.Н., Е.И., Е.А. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, пострадавшего от ведения горных работ на ликвидированном ОАО ШУ «Краснодонецкое», с отменой части вынести новое решение, которым в иске отказать, в остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики РФ — без удовлетворения.

Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

При переселении граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма в домах, подлежащих сносу, применяются нормы статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии с которыми предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Важнейшим отличием данных категорий (аварийного от ветхого) является такая степень изношенности в аварийном помещении, которая способна привести к обвалу конструкции или ее частей. Степень негодности в данном случае также определяется теми же органами, и переселение происходит по одной схеме.

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

Оценка и обследование осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия). Комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда создает орган местного самоуправления в установленном им порядке. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Помощник юриста в Содружестве Земельных Юристов Арина Шмойлова отметила, что включение МКД в региональную программу по переселению является ключевым моментом при определении способа обеспечения прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилья. Если МКД в такую программу не включен, то в предоставлении нового жилого помещения может быть правомерно отказано. В таком случае в качестве возмещения собственнику будут предоставлены денежные средства.

Посчитав, что после смерти матери она является наследником первой очереди и со дня открытия наследства обладает имущественными правами и обязанностями наследодателя, которому должно быть предоставлено жилье взамен аварийного в соответствии со списком жителей, Зоя Осолодкова обратилась в Пластовский городской суд с иском к администрации района о признании отказа незаконным.

30 декабря 2023 г. администрация района приняла решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка под многоквартирным жилым домом. Зое Осолодковой было отказано в предоставлении жилого помещения взамен изъятого аварийного жилья, поскольку у администрации на то отсутствуют законные основания. При этом, согласно свидетельству о праве на наследство по закону, женщина является собственником данной квартиры, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Кроме того, обратил внимание ВС, учитывая, что объектом региональной адресной программы является жилищный фонд как совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащих сносу и расселению, административный ответчик был не вправе произвольно выводить за рамки действия указанной программы квартиру, принадлежащую на праве собственности заявителю.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным, включен в соответствующие муниципальную и региональную программы переселения, фактически изъят у владельцев, ссылаясь на специальный характер норм права, содержащихся в Законе о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (по отношению к положениям ст. 32 Жилищного кодекса), пришел к выводу о наличии у заявителя по его выбору права требования выкупа жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Жители Шахт пожаловались на срыв сроков переселения из аварийных домов

Она отметила, что мэрия предлагала переселиться в общежитие, но Величанская и ее муж сочли этот вариант неприемлемым. «Мы обратились в мэрию к господину Назарову. Он сказал, что денег на переселение нет — область не дает. Но предложил переселить нас в общагу, на девять квадратных метров. Как я могу туда переселиться с мужем, куда мебель поставлю? Это просто издевательство. Ну и также мы все переживаем, что если туда переселимся, то потом нам ничего не дадут, там и останемся жить. У меня 80 квадратов сейчас квартира. Всю жизнь проработала медиком и вот сейчас столкнулась с такой проблемой, нас никто не хочет слушать», — посетовала жительница Шахт.

Валентина Мороз пожаловалась, что снимает сейчас с отцом квартиру за девять тысяч рублей в месяц. «Я учусь, живем только на папину пенсию — 13 тысяч. Вот и представьте: девять отдаем за жилье и четыре остается на жизнь. Практически во всем приходится себе отказывать, денег не хватает даже на еду. Мы не живём, а выживаем», — сказала девушка корреспонденту «Кавказского узла».

По словам еще одного бывшего медработника, Зои Горбатовой, она всю жизнь прожила в доме по Еременко, 5. Сейчас она проживает там вместе с мужем и внуком. Дом построен 1926 году, и сейчас весь в трещинах, отваливаются куски штукатурки, полы прогнили. «Это и в подъезде, и в квартирах. Ремонт сами делаем. На днях с крыши упал кирпич — поломал навес в подъезд. Хорошо, в этот момент никто там не шел, а то убило бы», — рассказала Горбатова.

По ее словам, чиновники ничего не обещают. «Обращалась в администрацию города. Там мне сказали, что получить жилье шансов мало, это меня крайне удивляет. Как вариант, предложили снова встать в очередь. Обращалась и к президенту — оттуда пришел ответ, что по моему делу сейчас разбираются в области. Также писала заявление на имя депутата государственной думы от КПРФ Коломейцева Николая. Как я поняла, после этого вроде как прокуратура пообещала обратиться в суд с требованием обязать администрацию предоставить нам жилье. В данное время чиновники ничего не предложили, даже временного жилья», — заключила она.

Жильцы улицы Еременко готовы к многодневному протестному шествию, заявила Величанская. «Мы уже хотели идти пешком на Москву, как раньше ходоки ходили. Вот если до середины лета нам ничего не дадут, то соберемся и пойдем пешком на Москву в июне-июле», — сказала она.

Правила выселения граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу

Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда на 2004 — 2010 годы был включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, однако ко времени рассмотрения дела требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцам, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах