Судебная практиа невыплата инвалидам чернобыльской аэс компенсаций

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Привет всем читателям моего правового блога сегодня будем раскрывать такую тему — Судебная практиа невыплата инвалидам чернобыльской аэс компенсаций. Скорее всего у Вас могут остаться вопросы или недопонимая после прочтения, поэтому лучше задать их в комметариях или же, что еще удобней — получить консультацию у практикующих юристов, наших партнеров.

Мы постоянно обновляем информацию и следим за ее новизной, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Однако в нарушение указаний Конституционного Суда о том, что военнослужащие имеют право на возмещение вреда здоровью, как и иные граждане ответчик производит выплаты возмещения вреда в твердой денежной сумме в соответствии с установленной группой инвалидности, ссылаясь на Федеральный закон от 12 февраля 2023 г. N 5-ФЗ.

Исковые требования о перерасчете и взыскании недополученных денежных сумм в возмещение вреда здоровью инвалида ЧАЭС удовлетворить частично правомерно, поскольку денежная сумма за спорный период уже выплачена истцу на основании ранее вынесенного судебного решения

В связи с чем, по мнению истца ответчик обязан выплачивать ему возмещение вреда здоровью в порядке определенном Конституционным Судом РФ и размере, который был установлен решением Самарского районного суда г. Самары от 13.10.2023 года.

Определение Самарского областного суда от 07.02.2023 по делу N 33-1342/2023

Материалами дела установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Со 02.06.1998 г. ему была установлена 3 группы инвалидности, затем была установлена 2 группа инвалидности, бессрочно, степень утраты профессиональной трудоспособности 50%.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.

Рекомендуем прочесть:  Льготная Транспортная Карта Нижний Как Польз

В нашу компанию обратился С-в, который принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Пробыв на Чернобыльской АЭС 2,5 месяца С-в остался инвалидом 3 группы на всю жизнь. Многие годы получал минимальную фиксированную сумму в счет возмещения вреда здоровью, в то время как в силу закона имел право на выбор нескольких вариантов расчета получаемого платежа.

Решение суда о взыскании образовавшиеся задолженности по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью на Чернобыльской АЭС № 02-2648/2023

Эксперт отметила, что начиная с 2023 г. медико-социальные экспертные учреждения продлевали инвалидность чернобыльцам, но вопрос по определению (продлению) степени утраты трудоспособности экспертами не затрагивался. «Это давало незаконные основания снижать объем суммы возмещения вреда такой категории граждан и переводить инвалидов-чернобыльцев на суммы возмещения в твердых размерах в зависимости от имеющейся у них группы инвалидности, что на практике составляло гораздо меньшие суммы выплат, нежели те, которые ликвидаторы получали до введения изменений в законодательство», – указала Марина Сомова.

*) С 1 февраля 2023 года компенсационные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2023 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 24 января 2023 г. N 32 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году” в размере 1,043.

  • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • 314,05 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
    • инвалидам I и II групп — 1570,19 руб.
    • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1256,17 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация на оздоровление:
    • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 942,12 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 628,04 руб.
    • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 314,05 руб.

    Основание для назначения:

    • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
  • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
    • 314,05 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2023 г.*

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 31403,74 руб.
    • инвалидам II группы — 21982,64 руб.
    • инвалидам III группы — 15701,91 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 31403,74 руб.
    • родителям погибшего — 15701,91 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

Подпункт «е» пункта 5 Правил предусматривает, что правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Представитель Минрегиона России Белов А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные положения не противоречат действующему федеральному законодательству и не лишают граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, права на дополнительную площадь. Предоставление дополнительной площади таким гражданам осуществляется при наличии соответствующего права и его документальном подтверждении.

Решение Верховного Суда РФ от 24 октября 2023 г. N АКПИ13-809

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ахмедова Г.А. о признании недействующими пункта 11, подпункта «г» пункта 19, подпункта «е» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2023-2023 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2023 г. N 153, установил:

Военнослужащим, оказавшимся в зоне радиационного излучения после чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный здоровью. Об этом говорится в оглашенном сегодня решении Конституционного Суда. 2 ноября суд рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поводом к рассмотрению послужила жалоба Ивана Рузайкина. По мнению заявителя, поправка к закону о социальной защите «чернобыльцев» нарушает его право на возмещение вреда, причиненного радиацией. Ранее Конституционный Суд отказался принять к рассмотрению 6 жалоб на различные нормы закона, в том числе и статью 2.

Конституционный Суд велел доплатить чернобыльцу

Гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный их здоровью.

История вопроса

В 2023 году отставной военный обращался в различные судебные инстанции. Он добивался установления ежемесячных сумм возмещения вреда, аналогичных выплатам до 2023 года. Рузайкин также требовал взыскания недополученных сумм возмещения вреда за период с февраля 2023 года по июнь 2023 года (более 500 тысяч рублей). Однако в удовлетворении иска ему отказали со ссылкой на часть 1 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2023 года.

По ее мнению, то же самое произошло в рассматриваемом деле, так как закон не предполагал снижения компенсации чернобыльцам, которые были признаны инвалидами до 15 февраля 2023 г. Юлия Севастьянова считает, что постановление КС РФ станет важным подспорьем для иных чернобыльцев, оказавшихся в аналогичной ситуации. «Однако не секрет, что суды общей юрисдикции не всегда спешат применять и претворять в жизнь практику КС РФ. Поэтому многое будет зависеть от того, как будет пересмотрено дело заявителя, который пока что добился справедливости только в Конституционном Суде», – отметила Юлия Севастьянова.

Конституционный Суд опубликовал Постановление от 8 февраля 2023 г. № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с жалобой на которые обратился гражданин, в 1987 г. принимавший участие в работах по ликвидации последствий катастрофы.

Компенсация за инвалидность из-за Чернобыля не должна уменьшаться

С указанным решением не согласился ответчик и подал апелляционную жалобу. Нижегородским областным судом решение суда первой инстанции было оставлено в силе, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах