Инвентаризация нефинансовых активов в казенном учреждении

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Инвентаризация нефинансовых активов в казенном учреждении и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

наличие документов, подтверждающих права учреждения на их использование (патентов, свидетельств, договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и т. п.);

В ходе инвентаризации материальных запасов комиссия в присутствии материально ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся в помещении материальные ценности. При этом не допускается внесение в описи сведений об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Инвентаризация арендованного имущества.

По объектам, полученным в пользование (аренду), осуществляются проверка имущества в разрезе договоров, мест нахождения указанного имущества, материально ответственных лиц, а также проверка правильности учета информации о данных объектах, отраженных на соответствующих счетах счета 0 111 00 000 «Права пользования активами».

В настоящее время нет разъяснений Минфина России о порядке перехода к изменениям, которые должны применяться при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2023 г. Полагаем, в таком случае можно руководствоваться указаниями, которые Минфин России давал ранее в схожих ситуациях (письма от 13.07.2023 № 02-06-07/49174, от 19.12.2023 № 02-07-07/66918).

Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ в связи с возвратом получателю выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля

Комментарий

Пункт 48 Инструкции № 162н дополнен абзацем, который определяет документальное оформление кассовых операций между учреждением и его подразделением, по месту нахождения которого оборудуется рабочее место (рабочие места). Выдача из кассы юридического лица подразделению (прием в кассу учреждения от подразделения) наличных денег (в т. ч. для размена) оформляется расходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и приходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

  • 1 — если в коде прописывается операция за счет средств бюджета;
  • 2 — если в коде фиксируется операция за счет доходов учреждения;
  • 3 — если транзакция осуществляется за счет средств во временном пользовании;
  • 4 — если отражается субсидия на госзаказ;
  • 5 — если отражается субсидия на прочие цели;
  • 6 — если отражается бюджетная инвестиция;
  • 7 — если операция осуществляется за счет средств по ОМС;
  • 8 или 9 — если операция осуществляется за счет средств НКО на лицевых счетах.
Рекомендуем прочесть:  Взыскание С Осужденного За Порчу Имущества В Колонии

Приведем еще пример нарушения учреждением норм п. 333 Инструкции № 157н. По лицензионному, заключенному учреждением (Лицензиат) с организацией (Лицензиаром), приобретена программа для ЭВМ. Согласно предмету договора Лицензиат предоставляет право на использование приобретенной программы. Срок действия договора определен в течение срока действия сертификата – ключа подписи с момента подписания сторонами. В нарушение п. 333 программное обеспечение в периоде действия сертификата ключа подписи в бухгалтерском учете учреждения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» не числилось.

Таким образом, замечания проверяющих вполне обоснованы. Требование к оформлению результатов инвентаризации установлено п. 4.1 Методических указаний № 173н. К сожалению, исправить такое нарушение можно только путем повторной инвентаризации, в ходе которой будут правильно оформлены инвентаризационные описи и результаты инвентаризации.

Инвентаризация имущества

  • при передаче имущества учреждения в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина.

Таким образом, при составлении годовых форм отчетности и при смене руководителя учреждения проведение инвентаризации обязательно.

После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов. Важно помнить, что перед началом процедуры в учреждении не должно быть активов, не принятых к учету или не списанных в расход.

Регистр 0504087 необходим для фиксации результатов проведенной в бюджетном учреждении инвентаризации нефинансовых активов. В конце статьи вы увидите, как выглядит заполненная инвентаризационная опись ф 0504087, пример заполнения для бюджетного учреждения можно скачать бесплатно.

Нормативно-правовая база

В вводной части в обязательном порядке указывается место, где осуществлялась инвентаризация, реквизиты документа-основания проведения инвентарных процедур (приказ, распоряжение), их сроки, а также перечень ответственных лиц.

Срок полезного использования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из:

срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;

ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, получать экономические выгоды;

типичного жизненного цикла для актива и публичной информации об оценках сроков полезной службы аналогичных активов, которые используются аналогичным образом;

технологических, технических и других типов устаревания.

Срок полезной службы считается неопределенным, если анализ всех значимых факторов указывает на отсутствие предвидимого предела у периода, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала).

Пример приобретения прав пользования по лицензионному договору. Автономным учреждением по лицензионному соглашению приобретено право пользования программным продуктом — информационно-правовой системой сроком на 3 года (36 мес.) с ежемесячным обновлением — наполнением информационного ресурса правовыми документами (предоставлены закрытый ключ и сертификат). Стоимость по договору составила 140428 руб. Обязательство по приобретению лицензионного права за счет средств от приносящей доход деятельности. Оплата по лицензионному соглашению произведена единым платежом с лицевого счета учреждения. Обесценения прав пользования нематериальным активом не выявлено.

Рекомендуем прочесть:  Были Ли Изменения Или Поправки По Ст 119 Ч 2

Субъект учета может понести внутренние расходы на разработку и эксплуатацию собственного интернет-сайта для целей внутреннего и внешнего доступа.

Интернет-сайт, разработанный для внешнего доступа, может использоваться для различных целей, таких как распространение информации, информирование об услугах, запрос комментариев относительно проектов законов, продвижение и реклама услуг и продукции организации, предоставление электронной формы обслуживания и продажа услуг и продукции.

Интернет-сайт, созданный для внутреннего доступа, может использоваться с целью размещения внутренних регламентирующих документов организации и детальной информации о пользователях услуг, а также для поиска необходимой информации.

Затраты на покупку, подготовку и эксплуатацию оборудования (например, веб-серверы, промежуточные серверы, рабочие серверы и подключение к Интернету) не относят к затратам, формирующим первоначальную стоимость объекта нематериальных активов.

Кроме того, когда у организации бюджетной сферы возникают затраты на размещение интернет-сайта с использованием услуг провайдера Интернет связи, то такие затраты также признаются в качестве расходов текущего периода в момент их возникновения.

При разработке интернет-сайта работниками учреждения, исключительные права на него принадлежат учреждению как на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, при условии, что в трудовом или ином договоре с работниками, занятыми разработкой интернет-сайта, не предусмотрено сохранение за ними исключительных прав (согласно статье 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации ).

При создании интернет-сайта работниками учреждения в первоначальную стоимость объекта нематериальных активов могут быть включены гонорары, выплачиваемые работникам за выполненную работу (если они предусмотрены), страховые взносы на указанные выплаты, а также расходы на регистрацию доменного имени интернет-сайта, услуги хостинга и иные расходы, связанные с непосредственным созданием интернет-сайта.

В учетной политике субъекта учета целесообразно определить с учетом положений СГС «Нематериальные активы» и Приказа N 52н перечень расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости объектов нематериальных активов, созданных собственными силами, а также определить на основании каких первичных учетных документов объекты нематериальных активов будут приниматься к бухгалтерскому учету.

1. Общие положения

— созданных силами субъекта учета товарных знаков и знаков обслуживания, выходных данных и (или) связанных с ними торговых наименований, формул, рецептов и экспертных знаний и иных объектов аналогичного характера, а также внутренне созданной деловой репутации (ведение учета возможно на дополнительном забалансовом счете, установленном в рамках формирования учетной политики субъекта учета (согласно положениям Инструкции N 157н).

Обесценение нематериальных активов (НМА) регулируется стандартом «Нематериальные активы» (проект опубликован на официальном сайте Минфина России). Обесценение непроизведенных активов (НПА) регулируется стандартом «Непроизведенные активы» (приказ Минфина России от 28.02.2023 № 34н), которые вступают в действие с 2023 и 2023 года соответственно. О необходимости отражения убытков от обесценения НМА и НПА в 2023 году Минфин России планирует выпустить методические указания.

Какие активы подлежат обесценению

В Инструкциях № 162н, № 174н, № 183н бухгалтерские записи по восстановлению убытка от обесценения не приведены. Но пунктом 25 Стандарта «Обесценение активов» установлено, что восстановление убытка от обесценения актива отражается в составе доходов текущего финансового года.

Восстановление убытков от обесценения в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Согласно пункту 5 Стандарта «Обесценение активов», обесценение актива — это снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (использованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), связанное со снижением ценности актива.

Наряду со сказанным необходимо отметить: специалисты финансового ведомства России в письменных разъяснениях*(8) указывают на то, что решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в их устных разъяснениях также звучала фраза о том, что провести обесценение можно только в случае, когда такой нормативный правовой акт принят на уровне конкретного публично-правового образования. То есть норма об обесценении есть, а для того, чтобы ее можно было применить, необходимо разработать соответствующий механизм.

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • материальные запасы;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • животные и молодняк животных;
  • денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  • расчеты;
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы.
Рекомендуем прочесть:  Что Сделать Если Приставы Забрали Больше Денег

Объекты, которые должны быть проинвентаризированы

Одной из задач инвентаризации является проверка объектов на соответствие понятию «Актив»*(3). Объекты основных средств, по которым установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится.

Нарушение. Учреждение в нарушение п. 38 Инструкции № 157н на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» учитывало баннеры. Баннеры приняты к учету как материальные запасы, а должны быть приняты к учету как основные средства. Пунктом 38 установлено, что материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств. Поскольку срок полезного использования баннера превышает 12 месяцев, его нужно учитывать как объект основных средств. Путем совершения исправительных записей в соответствии с п. 18 Инструкции № 157н учреждению следует перевести баннеры из объектов материальных запасов в состав основных средств. Бухгалтерские записи, отражающие принятие к учету баннеров как материальных запасов, сторнируются и делаются дополнительные записи по принятию их к учету как объектов основных средств.

Согласно нормам ст. 11 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательной инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения при инвентаризации руководствуются положениями Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»(далее – Методические указания). Заметим, что ст. 12 Закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ содержит тот же перечень случаях, когда проведение инвентаризации обязательно, что и п. 1.5 Методических указаний.

Сотрудничество

Приведем еще пример нарушения учреждением норм п. 333 Инструкции № 157н. По лицензионному, заключенному учреждением (Лицензиат) с организацией (Лицензиаром), приобретена программа для ЭВМ. Согласно предмету договора Лицензиат предоставляет право на использование приобретенной программы. Срок действия договора определен в течение срока действия сертификата – ключа подписи с момента подписания сторонами. В нарушение п. 333 программное обеспечение в периоде действия сертификата ключа подписи в бухгалтерском учете учреждения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» не числилось.

При выявлении объектов, не принятых на бюджетный учет, но соответствующих определению нематериальных активов согласно Инструкции по бюджетному учету, производится экспертная оценка их стоимости с целью последующей постановки на бюджетный учет.

Инвентаризация нематериальных активов

Перед проведением инвентаризации на складах (базах, кладовых) материально ответственные лица должны рассортировать и уложить по наименованиям, сортам, размерам и т.п. все материальные запасы и вывести итоги в книгах и карточках складского учета. Также должны быть вывешены инвентаризационные ярлыки (форма по ОКУД 0317003) с подробными сведениями, характеризующими эти запасы, с указанием их качества, количества, веса или меры.

Инвентаризация непроизведенных активов

Это необходимо для того, чтобы при обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бюджетного учета была возможность своевременно внести соответствующие исправления и уточнения. В описи заносятся полное наименование имущества, назначение, инвентарные номера, заводские номера, номера основных комплектующих агрегатов и устройств, основные технические или эксплуатационные показатели. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах