Пример искусственной монополии

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Пример искусственной монополии и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

Естественной монополией в Германии является такая ситуация, когда одна компания способна удовлетворить спрос на рынке, предоставив товар или услугу с низкой, но в то же время обеспечивающая нормальный уровень рентабельности ценой. Это касается трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Естественная монополия

Классификация монополий носит условный характер. Некоторые компании весьма сложно отнести к тому или иному типу хозяйствующих субъектов. Многие из них имеют принадлежность сразу к нескольким видам различных монополий. Примером тому могут служить субъекты хозяйствования, обслуживающие телефонные сети. Сюда же относятся газовые и электрические компании. Все они имеют признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут касаться и других сфер деятельности.

Двусторонние монополии

На рынке может возникнуть ситуация, когда какая-либо компания начинает выпуск абсолютно нового товара. Но в отличие от чистой монополии, государство не защищает ее от возможных конкурентов. В таком случае возникает открытая монополия, которую можно отнести к одному из видов монополии чистой. Какой-то промежуток времени фирма является единственным поставщиком нового товара. Конкуренты таких компаний появляются на рынке несколько позже.

Такой монополией, например, обладает историческая область Шампа́нь (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием «шампанское».

Сущность и основные признаки монополизма

Иное дело – искусственная монополия. Это монополия «рукотворная», специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью, скажем, демпинга [2] ); или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно [3] ); или добровольно объединяются друг с другом (обычно путём взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 5.1). Основные различия между ними – в широте соглашений участников и «плотности» их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространённая форма – картель. Его участники (производящие однородную продукцию – нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах [4] и уровне цеп (кто, где, сколько и почём продаёт). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (торговую).

Рекомендуем прочесть:  Какой Год По Очереди Получает Сейчас Квартиры

Монополия естественная и искусственная

Особенно успешно (для себя) ОПЕК действовала в 1970-х годах (да и позднее). Договариваясь о квотах производства и ценах, её участники доходно господствовали на мировом рынке нефти и накопили значительные суммы «нефтедолларов« на своих счетах в западных банках.

Монополизмом называют состояние преобладания одного или нескольких продавцов, либо производителей продукции и услуг, которые объединяют предприятия с целью завоевания потребительского рынка, устранения конкуренции, контроля над ценообразованием или действиями экономических субъектов.

Что такое монополизм

Конгломератом или концерном называют группу из нескольких отрасле-разнородных предприятий, но финансово интегрированных субъектов. Картель представляет собой формальную или неформальную договоренность об условиях общей сбытовой политики. Для синдиката характерен сбыт товаров при централизованном распределении заказов. Трест считается одной из форм монополизма, при которой у участников объединения отсутствует производственная, коммерческая и юридическая самостоятельность.

Виды экономического монополизма

Монополизм распространен в энергетической отрасли. В данном случае монополия принимает естественную форму. В Российской Федерации функционируют около 700 ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, объединенных в ОАО РАО «ЕЭС Россия». Отрасль газовой промышленности представлена восьмью объединениями компаний, которые специализируются на добыче газа, и тринадцатью транспортными региональными предприятиями, объединенных РАО «Газпром». ОАО РЖД – естественный монополист в железнодорожной отрасли. От общего объема путевого хозяйства и грузооборота страны предприятие занимает 80%, а пассажиропотока – 41%.

Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Естественная и искусственная монополия

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.
  • единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги;
  • отсутствие на рынке товаров-заменителей из-за искусственно созданных барьеров;
  • отсутствие свободы входа на рынок по той же причине;
  • возможность монополиста регулировать объем своего товара на рынке, а значит – его стоимость;
  • принятие решений в условиях определенности, поскольку у монополиста есть полная информация о рынке.
Рекомендуем прочесть:  Приходят ли приставы домой к должникам по кредитам в свердловской области

💡 Что такое монополия

С одной стороны, монополист всегда хочет получить максимальную прибыль. Для этого он может поднимать цену на свой товар, при этом оставляя объем произведенного товара на прежнем уровне. В таком случае складывается ситуация, когда выпускается значительно меньше товара, чем необходимо для достижения равновесия на рынке, как если бы тот был конкурентным. Таким образом, монополист может искусственно провоцировать дефицит продукции. Компенсация издержек производства так же ложится на потребителей из-за увеличения отпускной цены.

📋 Реестр монополий

С другой стороны, монополия – это обычно представитель крупного бизнеса. А значит, крупный налогоплательщик и создатель новых рабочих мест. Монополии помогают наполнять государственный бюджет и решают важную социальную задачу – трудоустройство населения. Это особенно заметно в регионах, где монополист является еще и градообразующим предприятием.

Стремление к монополизации рынка нормально для любого бизнеса. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности, основная цель которой – получение максимальной прибыли. Монополии создаются как естественным, так и искусственным путем.

Например, естественной монополией является метрополитен . Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.

Примеры монополий

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии умелой политикой ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Монополизмом называют состояние преобладания одного или нескольких продавцов, либо производителей продукции и услуг, которые объединяют предприятия с целью завоевания потребительского рынка, устранения конкуренции, контроля над ценообразованием или действиями экономических субъектов.

Что такое монополизм

  1. Существование крупного игрока в виде компании, организации, союза производителей, которые обладают значительной долей в общем объеме производства и сбыта.
  2. Монополист устанавливает цену с помощью контроля объема предложения.
  3. Проблема отсутствия аналогов товаров или услуг на рынке, которыми потребители могли бы заменить предложение монополиста.
  4. Сложность для формирования новых компаний-конкурентов.

Естественная монополия

  • законные барьеры, установленные правительством, для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
  • существенные расходы на развитие бизнеса с минимальными показателями окупаемости в условиях конкуренции;
  • поглощения, укрепления и слияния компаний;
  • протекционизм, защита отечественных представителей бизнеса от иностранных производителей.

Формально государство отреагировало на ситуацию: в уголовном законодательстве появился прямой запрет на создание монопольных союзов. Но вместе с тем, многие из них, например, «Продпаровоз», «Снарядсоюз», «Продвагон» действовали при прямой финансовой поддержке со стороны властей.

Рекомендуем прочесть:  Герои России 2023 2023 Список И Их Подвиги

Виды монополий в экономике и их характеристика

В качестве монопсониста традиционно выступает государство. Например, в России это Федеральное космическое агентство, для которого работают разработчики и производители ракетно-космической техники, или Министерство обороны на рынке вооружения.

Виды монополий по происхождению

Компания-монополист в любом случае оказывает огромное влияние и на состояние отрасли, и на экономику государства в целом. Но вот каким оно будет: разрушительным или благоприятным, зависит от добросовестности руководства компании.

  • транспортировка полезных ископаемых — нефтяных продуктов, газа;
  • эксплуатация жд-сетей;
  • транспортные услуги морских и воздушных портов;
  • телекоммуникационные услуги;
  • почтовые услуги;
  • водохозяйственная и канализационные системы и услуги, связанные с потреблением коммунальных благ.

По форме собственности

  • искусственных (государственных) монополиях, призванных удовлетворять потребности и интересы социума;
  • естественных монополиях, функционирующих без конкурентов ввиду высокого уровня инноваций. Естественные монополии эффективно и полностью покрывают потребности рынка.

По территориальным признакам

  • уникальные природные ресурсы (нефть, залежи алмазов, полезных ископаемых);
  • изобретение, открытие и любая другая технологическая уникальность, которая принадлежит конкретной корпорации (Казахстан — монополист космической станции Байконур).

С понятием монополизации в тех или иных сферах экономики, пожалуй, хоть раз в жизни сталкивался каждый из нас. Мы знаем, что практически в каждом государстве существует антимонопольный орган, призванный без устали отслеживать экономические тенденции к появлению на рынке предприятий-монополистов. Слышали мы также и о том, что естественная и искусственная монополии являются предметом изучения учеными-экономистами.

Искусственная монополия

п. Придирчивый покупатель будет мять шубу в руках, встряхивать, пытаться выдернуть ворс и даже понюхать, пытаясь определить качество выделки. Издержки измерения в данном случае затрудняют покупку для того, кто не обладает знаниями товароведа. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки.

Монополия: сущность, виды (естественная, искусственная, легальная, государственная)

Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру (контрольные весы, персональные калькуляторы и даже дозиметры, с которыми граждане, опасающиеся радиоактивного заражения, предпочитают покупать овощи и фрукты).

Монополия – (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности.

Виды монополий

  • Закрытые (юридические) – монополии, которые регулируются государством. Сюда относятся :
  1. Государственные монополии, то есть искусственные. Созданы государством для удовлетворения общественных интересов.
  2. Естественные- при которых создание конкурентной среды невозможно при данном уровне инновации.При такой конкуренции обеспеченность потребностей рынка одной компанией более эффективно .
  • Открытые ( временные) – это временное отсутствие конкуренции при создании и продаже какого-то товара. Такие монополии не имеют юридической защиты от конкуренции

Причины сложностей вхождения на рынок при наличии монополий

  1. Транспортировка нефти и нефтепродуктов
  2. Транспортировка газа
  3. Эксплуатация железнодорожных магистралей.
  4. Услуги портов и аэропортов
  5. Услуги телекоммуникаций с использованием местных линий
  6. Услуги водохозяйственной и канализационных систем
  7. Услуги почтовой связи и др.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах