Судебная практика пособие внукам чернобыльца с какого момента

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Привет всем читателям моего правового блога сегодня будем раскрывать такую тему — Судебная практика пособие внукам чернобыльца с какого момента. Скорее всего у Вас могут остаться вопросы или недопонимая после прочтения, поэтому лучше задать их в комметариях или же, что еще удобней — получить консультацию у практикующих юристов, наших партнеров.

Мы постоянно обновляем информацию и следим за ее новизной, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

В соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на получение мер социальной поддержки имеют не только дети ликвидаторов катастрофы, но и последующие их поколения (например, внуки, правнуки и т.д.).

Дети и внуки ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на ежемесячную денежную выплату и набор социальных услуг

1.обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

Подписка на новости

Напомним, меры государственной социальной поддержки включают в себя ежемесячные денежные выплаты и набор социальных услуг. Набор социальных услуг един для всех федеральных льготников и состоит из трех компонентов:

ЕДВ назначается заявителю от даты его обращения в уполномоченный орган. Сумма подлежит ежегодной индексации в зависимости от установленного индекса инфляции. ЕДВ может быть начислено территориальным органом ПФР таким категриям граждан:

Льготы внукам чернобыльцев с 2023 г закон

Граждане, получившие инвалидность из-за случившейся катастрофы. В данную категорию входят обычные граждане, военнослужащие, военнообязанные. Также сюда включены работники ОВД и сотрудники всех пожарных служб, работавшие в зоне отчуждения. В данную категорию также входят граждане, выступавшие в качестве доноров косного мозга для больных, пострадавших от лучевой болезни.

Лица, претендующие на ЕДВ

Гражданам РФ предоставляется право на получение возмещения вреда, нанесенного здоровью и имуществу вследствие катастрофы, а также право на компенсации, связанные с последствиями работы и пребывания данных лиц в зоне радиоактивного загрязнения.

Что касается высших учебных заведений, то при приеме абитуриентов законодательство (а именно – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2023 года № 273-ФЗ и Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2023 года № 1147) предполагает ряд квот. Одна из них распространяется и на детей чернобыльцев – у них есть преимущество при зачислении на бюджетное место в вуз.

Напомним, что обучение в дошкольных и средних образовательных муниципальных учреждениях оплате не подлежит – плата с родителей взимается только за присмотр и уход за малышами. Так, ближайшим родственникам чернобыльцев в настоящее время выдается 433,6 рубля ежемесячно – это средства на оплату завтраков и обедов в детском садике. Какие-либо дополнительные компенсационные выплаты могут быть установлены местными законодательными актами по решению муниципалитета.

Льгота по оплате детского сада для детей чернобыльцев

Согласно закону № 1244-1, несовершеннолетним, которые живут в зоне отселения или проживания с правом на отселение, а также вышеуказанным «детям первого и последующих поколений» ежемесячно полагается сумма в 772 рубля. Юным жителям зоны с льготным социально-экономическим статусом – 464 рубля.

Из пункта 7 вышеназванного Разъяснения следует: если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в т. ч. в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 25.02.03 № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.

О доказывании факта участия в работах

Следовательно, граждане – инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на ЧАЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Несмотря на широкий перечень чернобыльцев, имеющих соответствующие государственные льготы, мы рассмотрим конкретно детей. К ним относятся лица, которые на момент аварии находились на территории Чернобыля. Сюда же относятся те, кто еще не был рожден.

Льготы детям и внукам чернобыльцев

для детей и подростков, страдающих болезнями вследствие катастрофы на ЧАЭС или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующих поколений детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей

Рекомендуем прочесть:  Льготный Проезд Для Пенсионеров Спб В Пригородных Автобусах

Как оформить льготы детям и внукам ликвидаторов ЧАЭС

  1. Прямые потомки чернобыльцев обеспечиваются жильем во внеочередном порядке, в случае нуждаемости.
  2. При существующей очередности в ДОУ есть возможность оформить малыша в учреждение вне очередности. На эту льготу вправе рассчитывать и внуки.
  3. Привилегию на половинную компенсацию оплаты ЖКУ дети сохраняют.
  4. Ближайшая родня чернобыльцев не может быть уволена при уменьшении штатной численности по месту работы. При чрезвычайной необходимости их сокращают самыми последними.
  5. На работе этим льготным категориям положен добавочный отдых до 14 дней, который оплачивается работодателем.
  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

Коммунальные льготы инвалидам чернобыльцам, а также тем, кто получил или перенес лучевую болезнь, предусмотрены ст. 14 Закона 1. Они выражаются в предоставлении субвенций чернобыльцам, которые выплачиваются в размере 50% от расходов на оплату коммунальных услуг, а именно это касается:

Ежегодно 1 апреля Правительство РФ индексирует социальные пенсии на коэффициент, зависящий от уровня инфляции в стране за предыдущий год. Страховые пенсии индексируются в феврале, но в следующем году индексация пройдет на месяц раньше. Таким образом, в 2023 году страховые пенсии будут увеличены 1 января на 3,7%, а социальные – 1 апреля на 4,1%.

Согласно действующему законодательству, гражданам, пострадавшим от техногенных и радиационных аварий, в целях компенсации полученного ими вреда назначаются ежемесячные выплаты и предоставляются определенные послабления. При этом особое внимание уделяется ликвидаторам аварии на ЧАЭС. О том, что собой представляют и какими бывают льготы чернобыльцам, мы сегодня и поговорим.

Индексация пенсий чернобыльцам в 2023 году: последние новости

  • доплату разницы между обычной зарплатой и той, что он стал получать при переводе на другую должность по медицинским показаниям;
  • пособие по временной нетрудоспособности гражданина в полном размере его среднего заработка;
  • компенсацию за получение инвалидности в результате аварии: 10 000 рублей для I группы, 7 000 рублей для II группы и 5 000 рублей для III группы;
  • при потере кормильца в результате аварии – 10 000 рублей единовременно (родителям – 5 000 рублей);
  • в случае кончины чернобыльца – 8 000 рублей на его погребение;
  • при переезде из чернобыльской зоны – 500 рублей на человека.

У моего мужа после работ по ликвидации была инвалидность со связью и ВВЗ из заработка по закону о несчастных случаях на производстве. Я сейчас пенсионерка. Думала, что после мужа мне будет положена половина его прижизненных выплат, но соцзащита говорит, что это все уже в прошлом и недействительно.

Форум чернобыльцев

«Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2023 года Федеральным законом от 26 апреля 2023 года N 31-ФЗ. *2.2)»

О выплатах вдовам

Л. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Калининградской области о перерасчете сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм. В обоснование заявленных требований указала, что 7 мая 2023 г. умер ее муж, В., являвшийся инвалидом III группы вследствие заболевания, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При жизни В. получал ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью в размере 20 543 руб. С 1 июня 2023 г. ответчиком ей назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация по случаю потери кормильца исходя из фиксированного размера суммы возмещения вреда здоровью, установленного для инвалидов III группы Федеральным законом от 12 февраля 2023 г. N 5-ФЗ. Сумма возмещения составляет 978 руб. (50% от 1000 руб. + индексация). Л. полагала, что в соответствии с законодательством имеет право на получение денежной компенсации в связи с потерей кормильца в размере 10 271 руб., т.е. 50% от денежной суммы, которую получал ее муж в счет возмещения вреда здоровью.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 сентября 2023 г. исковые требования Л. удовлетворены. Суд обязал Военный комиссариат Калининградской области выплачивать Л., начиная с 1 августа 2023 г., ежемесячные суммы возмещения вреда в связи с потерей кормильца в размере 10 271 руб., ежегодно индексируя указанную сумму исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. С Военного комиссариата Калининградской области в пользу Л. взысканы недополученные суммы возмещения вреда по случаю потери кормильца за период с 1 июня 2023 г. по 31 июля 2023 г. в размере 18 587 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 10 декабря 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе военный комиссар Калининградской области, считая принятые по делу судебные постановления незаконными, просил их отменить.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 июля 2023 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что по смыслу п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 22 августа 2023 г. N 122-ФЗ, действующей на момент возникновения у истицы права на получение ежемесячных сумм в связи с потерей кормильца), нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом. Право Л. на получение после смерти супруга — инвалида III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ежемесячных сумм по случаю потери кормильца является производным от права самого кормильца на получение сумм возмещения вреда здоровью. Истица как вдова умершего кормильца, находившаяся на его иждивении, имеет право на получение содержания по потере кормильца в том размере, какого она лишилась, находясь на его иждивении. Назначение Л. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за умершего мужа В. исходя из фиксированного размера выплат, предусмотренных законом, а не из размера возмещения вреда, получаемым кормильцем при жизни, нельзя признать правомерным. Сумму денежной компенсации по случаю потери кормильца для Л. следует рассчитывать исходя из размера ежемесячной суммы, получавшейся В.
Суд кассационной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами суда первой и кассационной инстанций, так как они основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти — их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред., действующей на момент смерти супруга истицы) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Положения п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона предусматривают выплату компенсации, в том числе инвалидам III группы, в размере 1000 руб.
При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 г.).
Названная норма сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
Кроме того, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2023 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2023 г., в базовый закон были внесены изменения и дополнения.
Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы — 5000 руб., инвалидам II группы — 2500 руб., инвалидам III группы — 1000 руб.
Статья 14 Закона была дополнена ч. 2 следующего содержания:
«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».
Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2023 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2023 г. редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2023 г. предусмотрены только твердые денежные суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2023 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2023 г. N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 4 разъяснения Минтруда России от 30 ноября 2023 г. N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2023 г. N 83.
Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2023 г. N ГКПИ02-122 установлено, что п. 4 разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит ч. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В п. 3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2023 г. N 11-П указано, что из п. 25 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 12 февраля 2023 г. в их нормативном единстве с ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2023 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора — получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти — нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2023 г. (т.е. после 15 февраля 2023 г.). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2023 г., сама Л. до 15 февраля 2023 г. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2023 г. N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в ред., действующей на момент смерти супруга истицы).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истицы как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Ссылка суда кассационной инстанции на необходимость применения к спорным правоотношениям ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2023 г. N 5-ФЗ (с учетом последующих изменений), согласно которой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, не может быть признана состоятельной, поскольку положения вышеприведенной нормы регламентируют порядок и условия возникновения права на возмещение вреда у членов семьи граждан, не являвшихся инвалидами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 4 сентября 2023 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 10 декабря 2023 г. отменила, приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Л. к Военному комиссариату Калининградской области о перерасчете сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании недополученных сумм отказала.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах