Установить Публичный Сервитут В Отношении Земельных Участков Газопровода

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Всем привет, если еще не знакомы с нашими материалами, то они отличаются сжатостью и только необходимой информацией, поэтому всегда можно быстро разобраться в любом вопросе. Сегодня раскроем такую тему как — Установить Публичный Сервитут В Отношении Земельных Участков Газопровода. Скорее всего Вы думаете, что это сложно и непонятно, но мы расскажем это простым языком, так чтобы у Вас не осталось дополнительных вопросов. Но если у Вас все же есть недопонимание изложенного материала, то наш дежурный юрист проконсультирует Вас любым, удобным способом.

Как уже отмечалось, публичный сервитут характеризуется отсутствием конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого устанавливается сервитут . Возможность установления такого сервитута базируется на принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов граждан и юридических лиц, которым принадлежат земельные участки (подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Это нашло свое отражение в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому основанием установления публичного сервитута является нормативный правовой акт Российской Федерации, субъекта РФ или органа местного самоуправления. При этом установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
———————————
Можно отметить судебную практику, в соответствии с которой суды отказывают в установлении публичного сервитута, если признают недоказанным, что установление публичного сервитута необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, поскольку необходимость установления сервитута, обоснованная собственными интересами гражданина или юридического лица, не отвечает цели установления публичного сервитута (см., например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2023 г. N 306-КГ16-7886, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2023 г. N ВАС-3752/13).

Содержание

Статья 23

Однако из положений п. 2 ст. 23 ЗК РФ следует, что принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении публичного сервитута не зависит от согласия собственника земельного участка, обременяемого сервитутом.

Комментарий к Статье 23 Земельного кодекса РФ

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

Рекомендуем прочесть:  Возраст Для Предоставления Социальной Стипендии

Под сервитутом понимается право третьих лиц на ограничение, обременение территории собственника для использования её части по собственному усмотрению. Обычно применяется при установке на земле, находящейся в пользовании частного или юридического лица, – объекта или иного имущества, не принадлежащего землевладельцу.

Каковы цели сервитута? Как оформить установление обременения для прокладки линейных объектов на газопровод, проезда и прохода

  1. Принять необходимость ограничения в правах на часть ЗУ.
  2. Оспорить решение в суде, при условии подтверждения с его стороны, отсутствия муниципальной значимости в обременении, либо – предложив альтернативу решения проблемы без обременения его участка.
  3. Отказаться от обременённого участка и затребовать компенсации.

Основные причины установки сервитута ЗУ

А также – при проведении необходимых, регламентированных работ, проходящих через участок лица. Причины установки многообразны, с множеством вариантов и нюансов. Их базовый перечень дан в законодательных положениях Постановления, принятого 11.07.11 за № 193-ФЗ, наиболее распространённые из них:

Нередко и физические лица заинтересованы в экспертизе – если обременение создает какие-либо неудобства, граждане вправе претендовать на достойную компенсацию в денежном эквиваленте. Кроме того, при возникновении споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке, необходимость проведения оценочной экспертизы устанавливается судом.

Широко распространенные и разветвленные коммуникационные сети проходят повсеместно, сквозь обширные территории на основании вышеупомянутого права ограниченного использования земельных объектов.

Можно ли установить сервитут на часть (долю) земельного участка?

Собственник земли может потребовать плату за использование участка другой стороной, хотя соглашение иногда заключается и на безвозмездной основе. Частный сервитут определяется нормами гражданско-правового законодательства и имеет преимущественно договорной характер.

  • вносит плату за публичный сервитут согласно проекту соглашения в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка;
  • вправе начать работы на земельном участке, даже если в суде рассматривается дело о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение.

За пользование участком на условиях п убличного сервитута предусмотрена плата. Но, есть несколько важных исключений, они предусмотрены как самим Земельным кодексом РФ, так и законом о введении его в действие.

Плата за публичный сервитут и возмещение убытков

Размер платы, которая полагается юр. лицам и физлицам, определит оценщик.Отчет оценщика обладатель ПС пришлет вместе с соглашением об установлении п убличного сервитута . Правообладатель может оспорить размер платы в суде. Помимо платы за ПС владелец участка может требовать возместить убытки. Срок выполнения этого требования – 30 дней.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

В соответствии с п. 28 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2023 г. № 878, для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.

Уважаемые коллеги! На земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании гос.учреждения, расположен объект недвижимости — подземный газопровод, принадлежащий на праве собственности сторонней организации. Подземный газопровод имеет и наземные элементы — газовые коверы, колодцы. Как следствие, имеется охранная зона — по 2 метра в каждую сторону от газопровода (газопровод стальной). Всего площадь охранной зоны 250 кв.м. Земельный участок предназначен (по документам) для размещения и эксплуатации собственных объектов недвижимости учреждения. Учреждение в охранной зоне строить соответственно ничего не может (постановление Правительства 878 от 20.11.2023г.). В тоже время, учреждение несет бремя содержания земельного участка, в том числе, уплачивает земельный налог за указанные 250 кв.м. охранной зоны. Возможно ли через суд взыскать с собственника газопровода неосновательное обогащение за 2023 год (в виде соразмерной платы за сервитут) или убытки в сумме уплаченных налогов (ст. 15 ГК РФ) или ст. 90 ЗК РФ (пункт 8) исключает такую возможность в принципе? (пункт 8 ст. 90 ЗК РФ: «На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется; у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов Земельного кодекса Российской Федерации»).

#8 Малыш Глюк Малыш Глюк —>

Что же касается оплаты, то пока что за охранные зоны таковая не предусмотрена, несмотря на ограничение. К слову ограничение — не равно занятие и использование, которое и оплачивается. Но суть оплаты сервитута к этому подходит, тут как раз и ущерб, и убытки, и упущенная выгода.

  1. Принять необходимость ограничения в правах на часть ЗУ.
  2. Оспорить решение в суде, при условии подтверждения с его стороны, отсутствия муниципальной значимости в обременении, либо – предложив альтернативу решения проблемы без обременения его участка.
  3. Отказаться от обременённого участка и затребовать компенсации.

К участку истца имеется проезд со стороны дороги общего пользования, однако из-за возведения им объекта с выходом за пределы параметров разрешенного строительства незастроенной части участка оказалось недостаточно для проезда автотранспорта, а также спецтехники, на участок истца.

Госдума приняла закон о публичном сервитуте для размещения линейных объектов

Сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, за исключением случаев необходимости установления сервитута для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на таких земельных участках.

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Пунктом 1 ст. 2 Закона 131-ФЗ установлено, что вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В литературе также выделяют третью категорию — сервитуты, представляющие право размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес , относя к ним случаи, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 3 комментируемой статьи. Такой подход представляется спорным, поскольку подп. 2 п. 3 комментируемой статьи предусматривает возможность установления публичного сервитута только для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры и не предполагает строительство или реконструкцию новых объектов .
———————————
См., напр.: Давыдова О.В. Установление сервитута: возможные проблемы // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2023. N 6.

Комментарий к Статье 23 Земельного кодекса РФ

Законом N 171-ФЗ словосочетание «частный сервитут» в ЗК РФ был заменен понятием «сервитут» в целях приведения ЗК РФ в соответствие с ГК РФ, который использует только такое понятие и не предусматривает возможности установления публичного сервитута.

This article gives analysis of the issues related to the encumbrance of the land plots by servitudes. The author considers subjective content (уточните этот термин) of the servitude legal relationship from the part of the person in whose favor servitude is placed and the person whose land plot is encumbered by the servitude. Special attention is given to the problem of the movable property exclusion from the objects of the servitude legal relationship.

Научная статья по теме СЕРВИТУТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПРОВОДОВ Государство и право

Неопределенность содержится уже в первичной легальной классификации сервиту-тов — разделения их на частный и публичный. Если частный сервитут получил «прописку» в действующем законодательстве с момента вступления в силу части первой ГК РФ, то публичный сервитут — только с вступления в силу Земельного кодекса РФ. Рассредоточение норм, регулирующих единые отношения, не могло не привести к противоречиям. Законодатель, в целях избежания проблем, возникаю-

Текст научной статьи на тему «СЕРВИТУТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПРОВОДОВ»

Однако под термином государство понимается не только Российская Федерация, но также и ее субъекты. Таким образом, при планировании размещения газопровода необходимо учитывать не только ландшафт местности, но и территорию, через которую пройдет будущий газопровод.

1. В соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

С 2023 года я веду дела в судах, а с 2023 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Из приведенных норм следует, что собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах