Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Инвентаризация обязательств в казенном учреждении и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.
Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.
Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2023 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.
Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?
Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:
Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23
- сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
- сведения о контрагентах;
- суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
- подтвержденные и неподтвержденные долги;
- суммы с истекшим сроком исковой давности.
Вместе с тем в более позднем письме (от 19.05.2023 № 02-07-10/41023) Минфин указал, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
Инвентаризационная комиссия
К сведению: в Письме Минфина РФ от 24.04.2023 № 02-06-10/33612 сказано, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета.
Эту форму используют при инвентаризации обязательств учреждения для того, чтобы убедиться в обоснованности освоения организацией средств бюджета. Если будет установлено, что в унифицированной форме 0504089 найдут отражение долги, которые не были предусмотрены заключенными контрактами, либо величина долгов окажется больше той, что указана в контрактных документах, то к руководителю данной бюджетной организации со стороны распорядителя средств бюджета могут возникнуть ряд вопросов.
- Когда происходит смена лиц, на которых возложена материальная ответственность.
- Согласно порядка, установленного учетной политикой субъекта.
- После произошедшего стихийного бедствия, аварии, пожара и других чрезвычайных ситуаций.
- Когда были установлены факты хищения, злонамеренной порчи имущества бюджетной организации, должностных злоупотреблений.
- Когда происходи передача (либо обратное – возврат) объектов бухгалтерского учета в управление, хранение, безвозмездное пользование, аренду, при продаже, выкупе и т.д.
- При подготовке отчетности за отчетный год;
- Когда происходит ликвидация или реорганизация бюджетного учреждения.
- В иных ситуациях, которые предусмотрены действующим законодательством РФ.
Когда (в каких ситуациях) проводится инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении
- основание организации и проведения инвентаризации (она может быть связана с особенностями ведения хозяйственной деятельности организации, к примеру, когда кредитор вручил учреждению иск с цифрами, которые превышают реальные данные, что и послужило инициацией проверки обязательств посредством процедуры инвентаризации).
- перечислить отдельные обязательства, по которым необходимо провести инвентаризацию.
Рекомендация! В бюджетном учреждении целесообразно утвердить комиссию по инвентаризации на постоянной основе, в связи с тем, что в подобных учреждениях необходимо проводить инвентаризацию на регулярной основе.
- основание организации и проведения инвентаризации (она может быть связана с особенностями ведения хозяйственной деятельности организации, к примеру, когда кредитор вручил учреждению иск с цифрами, которые превышают реальные данные, что и послужило инициацией проверки обязательств посредством процедуры инвентаризации).
- перечислить отдельные обязательства, по которым необходимо провести инвентаризацию.
Когда (в каких ситуациях) проводится инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении
Бюджетное учреждение правомочно в локальных нормативных актах, которые устанавливают правила проведения инвентаризации, также прописывать дополнительные основания, для того чтобы инициировать проведение процедуры инвентаризации
- в казенном учреждении: по дебету счета 010230320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы»;
- в бюджетном учреждении: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010202300 «Нематериальные активы» (010220320, 010230320) и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы»;
- в автономном учреждении: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010202300 «Нематериальные активы» (010220230, 010230000) и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы».
Выявленные при этом расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092). Составляется Акт о результатах инвентаризации (форма 0504835). Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем учреждения.
Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию оборудования, не учтенного на балансе учреждения
В автономном учреждении списание дебиторской задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию, отражается по дебету счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020521000 — 020541000, 020552023, 020553000, 020571000 — 020575000, 020581000) с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
Правило 4. Провести инструктаж комиссии и ответственных лиц
- например, если комиссия выявила недостачи имущества или ущерб учреждению, нужно предъявить виновной стороне требования их возместить. Чтобы обратиться в правоохранительные органы или подать гражданский иск в суд, нужно соблюсти условия процессуального характера.