Кто Должен Подключать Граждан За Долги Предыдущих Гарантирующих Поставщиков

Задолженность за потребленную электроэнергию, порядок ограничения и возобновления режима потребления

Действия, которые обязан осуществить инициатор введения ограничения, определены в п.10 Правил, где, в частности, указано, что в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан направить исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

Порядок самоограничения потребления электрической энергии определен в п.7 Правил. Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено потребителем до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, — до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, содержит информацию, указанную в п.8(1) Правил.

Инициатор введения ограничения (исполнитель, субисполнитель), присутствующий при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления, вправе зафиксировать показания приборов учета и (или) выполнение (невыполнение) потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления посредством составления акта о введении ограничения режима потребления, в котором указывается информация, определенная в п.7(1) Правил.

Действующее законодательство наделяет владельца энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, правом опосредованного присоединения к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц по согласованию с соответствующей территориальной сетевой организацией и при условии соблюдения выданных ранее технических условий. При этом стороны такого опосредованного присоединения заключают соглашение о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами, в котором, в частности, предусматривают порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств[10].

Это означает, что потребитель электрической энергии может согласиться на опосредованное присоединение энергопринимающих устройств иного лица к электрическим сетям территориальной сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства этого потребителя электрической энергии, включив в соглашение о перераспределении мощности между сторонами опосредованного присоединения определенное положение. В частности, такое положение должно закреплять, что потери электрической энергии в его электрических сетях, связанные с перетоком через них электрической энергии иному лицу, возлагаются частично или в полном объеме на это лицо.

Таким образом, закрепленный в Постановлении Конституционного суда правовой подход, предусматривающий необходимость наличия юридических механизмов возмещения для собственника (владельца) объектов сетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены энергопринимающие устройства иных потребителей ресурсов, указанных выше расходов, может быть внедрен и в смежных сферах передачи энергоресурсов, например в сферах тепло-, водо- и газоснабжения.

потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Прекращение данного права сопряжено с тем, что эти собственники (владельцы) утратили возможность осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и отвечают исключительно за переток электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным ее потребителям.

Статья 38

В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.

1. Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Информация об устранении потребителем электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате электрической энергии (мощности) учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.

8. При возникновении дефицита электрической энергии и мощности для предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой энергетической системы России и предотвращения развития общесистемной аварии ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, включая ограничения, обусловленные использованием средств противоаварийной автоматики, применяются субъектами оперативно-диспетчерского управления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7.2. Потребители электрической энергии при возникновении предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии в порядке, установленном указанными нормативными правовыми актами, обязаны совершить действия по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии или обеспечить доступ уполномоченных лиц сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика к своим энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики, с использованием которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, для введения такого ограничения.

Последствия наличия у УК существенного долга перед РСО

Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2023 Федеральным законом от 18.03.2023 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.

Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.

3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.

До указанной даты действовала общая мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ): для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 250 000 до 300 000 руб.

Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Кто Должен Подключать Граждан За Долги Предыдущих Гарантирующих Поставщиков

принятие советом рынка в соответствии с Правилами оптового рынка решения об исключении энергосбытовой (энергоснабжающей) организации из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращении поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствующей группе точек поставки, если энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией не обеспечено приобретение соответствующего объема электроэнергии на розничном рынке. В этом случае совет рынка в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления;

срок, не позднее которого потребителями должны быть заключены договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности), с условием о продаже им электрической энергии (мощности) начиная с даты и времени, указанной в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта, а также указанные в пункте 26 настоящего документа последствия, наступающие в случае, если такие договоры не будут заключены.

17. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа, извещает о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей с указанием даты, установленной для такого принятия, следующих лиц:

24. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, в отношении которых наступили указанные в пункте 15 настоящего документа обстоятельства, сетевые организации, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, а также организация коммерческой инфраструктуры оптового рынка предоставляют гарантирующему поставщику указанную в настоящем пункте информацию о потребителях в целях ее использования гарантирующим поставщиком в процессе принятия им на обслуживание потребителей.

Потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Телефоны экспертной комиссии в москве по установлению связи заболевания с чернобыльской аварией

Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в электроснабжении.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Таким образом, если решение о заключении договора энергоснабжения СНТ с энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) было принято на общем собрании членов СНТ или собрании уполномоченных и решением правления, то энергоснабжение члена СНТ должно осуществляться в рамках договора между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией) и СНТ.

Разъяснения дал Минстрой России в письме от 09.08.2023 № 33219-ИА/04. Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, гарантирующего поставщика (ГП) холодного водоснабжения и водоотведения выбирает орган местного самоуправления. Такая организация обязана заключить договоры со всеми абонентами, чьи объекты подключены к централизованным сетям в зоне её работы.

Минстрой России в новом письме разъяснил: когда в муниципальном образовании работает гарантирующий поставщик коммунальных ресурсов, то потребители обязаны заключить договоры именно с ним. Это нужно делать даже при наличии в городе иных компаний, владеющих отдельными элементами централизованных сетей.

В силу ч. 4 ст. 12 № 416-ФЗ, потребители ХВС и водоотведения со своей стороны обязаны приобретать эти коммунальные услуги только у гарантирующего поставщика, если их здания или помещения присоединены к централизованным сетям в границах его деятельности. Данная обязанность не зависит от того, кому принадлежат и кто эксплуатирует отдельные элементы централизованных систем.

Национальная ассоциация природопользователей обратилась к председателю Правительства России с просьбой разъяснить, могут ли в одном муниципалитете работать гарантирующий поставщик ХВС и водоотведения и иные организации водопроводно-канализационного хозяйства по самостоятельным договорам с потребителями.

В свою очередь собственники объектов, включённых в централизованные сети ХВС и канализации, также обязаны заключить договоры с ГП коммунальных услуг: договор по водоподготовке, транспортировке воды или сточных вод, по их очистке и другие. Такие компании оказывают услуги не напрямую потребителям, а гарантирующему поставщику. Это необходимо для организации надёжного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения.

При спорах с потребителями о расчетах за поставленную электроэнергию ответственность ГП при неверно произведенном расчете может быть вызвана тем, что сетевая компания или сам потребитель предоставил некорректные данные. Например, о нахождении точки поставки, характеристике энергопринимающего оборудования, сведения о газификации или электрификации многоквартирного жилого дома и т.д.

Статья 547 ГК РФ устанавливает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15). Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

При этом согласно ОПФРР сетевая организация несет ответственность за качество электроэнергии только в случае наличия прямого договора потребителя с сетевой организацией, а также в случае передачи электроэнергии через объекты электростанций или других потребителей (п. 30 ОПФРР). Поэтому нормы, устанавливающие ответственность ГП за качество электроэнергии (п. п. 7, 30, 40 ОПФРР), носят, по сути, декларативный характер, если гражданско-правовая ответственность ГП в данном случае будет обусловлена необходимостью доказывания его вины.

Отдельного внимания заслуживают споры о бездоговорном и безучетном потреблении электрической энергии. На первый взгляд, ГП не может нести ответственность за подобные действия потребителя. Однако у ГП есть обязанность производить расчет согласно показаниям измерительных приборов учета. Более того, ГП обязан, согласно п. 167 ПП РФ N 442, проверять соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводить проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (дело N А50-12066/2012, N А50-8437/2013).

Несмотря на кажущуюся прозрачность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ГП, при возникновении спорных ситуаций и рассмотрении дел в суде часто на практике встречаются следующие проблемы, разрешение которых коренным образом влияет на ответственность ГП (необходимо помнить, что ответственность наступает только при виновном поведении).

Прямые отношения: плюсы и минусы

Коммунальные услуги — это те услуги, за которые мы платим ресурсоснабжающим организациям — компаниям-поставщикам, которые поставляют в наши дома коммунальные ресурсы: электричество, воду, тепло, газ.

Как работает схема прямых договорных отношений «поставщик — потребитель»?

ГЛАВНОЕ: Поставщик ресурсов получает право требовать оплату только с каждого конкретного потребителя в рамках только его долга. При этом поставщик не может снимать деньги со счёта дома, предназначенные для содержания и ремонта, требуя с ТСЖ оплатить за всех должников. Таким образом, каждый потребитель отвечает только по своим долгам.

Управляющая компания может влиять на ту часть ОДН, которая расходуется на освещение мест общего пользования.
Например, управляющая компания может поменять лампы на энергосберегающие, установить датчики движения в подъездах и датчики освещённости на общедомовой территории. Это, как правило, окупаемые мероприятия и выполняются в счёт платы за содержание жилья.

  • Исключается воровство недобросовестными управляющими организациями и ТСЖ денег потребителей, направленных на оплату коммунальных услуг.
  • Крупные поставщики (энергосбыты, водоканалы, теплоэнерго), заинтересованные в быстрой оплате поставленных ресурсов, зачастую предоставляют лучший сервис по возможностям оплаты, чем могут себе позволить небольшие управляющие организации и ТСЖ. Сюда входит: дистанционная передача показаний счётчиков, оплата счетов через сайты, банки и терминалы, возможность получения электронных квитанций, лёгкий доступ потребителя к истории платежей по своему лицевому счёту и мн.др.

Поставщик ведет расчёты по каждому гражданину в отдельности, а не через «общий котёл» управляющей организации. В результате поставщик применяет санкции за неплатежи к конкретным неплательщикам и не имеет право изымать у управляющей организации средства, оплаченные добросовестными жителями на содержание жилья. То есть каждый гражданин отвечает только за свои долги, а не спонсирует через «плату за содержание жилья» своих нерадивых соседей.

Таким образом, перевод граждан на прямые расчёты с гарантирующим поставщиком решает важную проблему — граждане не платят по долгам соседей.

В каждом доме всегда найдутся неплательщики. Есть те, которые совсем не платят. Есть те, которые платят, но с большой задержкой. И даже если управляющая организация применит все возможные санкции, выставит штраф, обратится в суд, то на это уйдёт достаточно большое время, в течение которого деньги приходится «вынимать из кармана» ремонта и содержания дома. А это приводит к плохой уборке, дырявым трубам, годами некрашеным подъездам, а в худшем случае к аварийному состоянию дома.

Розничные рынки

Энергосбытовые, энергоснабжающие организации (далее — ЭСК, ЭСО) — организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. ЭСК (ЭСО) свободны в выборе покупателя (потребителя), с которым они готовы заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Покупатель — покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальных услуг.

Производители электрической энергии (мощности), не являющиеся субъектами РРЭ, не могут продавать на РРЭ электрическую энергию (мощность), продажа которой в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике возможна только на ОРЭМ. Производители электрической энергии (мощности), в отношении которых на оптовом рынке не зарегистрированы ГТП и установленная генерирующая мощность объекта по производству электрической энергии (мощности) которых составляет менее 25 МВт или равна (либо превышает) 25 МВт и на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на ОРЭМ, продают электроэнергию на РРЭ.

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения) субъектами розничных рынков являются:

При создании новых ТСЖ гарантирующие поставщики правомерно предлагают ТСЖ заключать с ними договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения. Процедура расторжения ранее имеющихся прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ, и заключения новых договоров ТСЖ с гарантирующими поставщиками регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530.

Рекомендуем прочесть:  Куда Звонить Если Нет Света В Липецке По Ул Ленина

В соответствии с жилищным и гражданским законодательством Российской Федерации гарантирующие поставщики (далее также энергоснабжающие организации) правомерно отказываются заключать прямые договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения (далее – прямые договоры) с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ. Гарантирующие поставщики могут заключать прямые договоры только с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляемых непосредственно самими собственниками помещений (ст. 164 ЖК РФ). Если прямые договоры были заключены до вступления в действие ЖК РФ, то согласно ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ действие раздела VIII ЖК РФ распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами. Это касается и возможности заключения прямых договоров на основании ст. 164 ЖК РФ.

Согласно подпункту «в» пункта 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Управляющая организация является полноценным исполнителем коммунальных услуг, поэтому она действительно обязана заключить договор поставки электроэнергии. Эта норма Правил предоставления коммунальных услуг гражданам соответствует пункту 17 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г . № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», согласно которому потребителем товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электроснабжения, приобретающим по договору электрическую являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают электроэнергию для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Вопрос о возврате переплат находится в компетенции исключительно Управляющей организации, так как взаимоотношения по вопросам предоставления гражданам коммунальных услуг и их оплаты существуют между исполнителем коммунальных услуг и гражданами, заключившими договор управления многоквартирным домом. ООО «КРЭС» не имеет юридических оснований для возврата гражданам переплат за услугу «Электроснабжение», все денежные средства, поступившие на расчетный счет ООО «КРЭС» перечисляются в адрес ГП ОАО «Колэнергосбыт» в счет погашения задолженности по договору энергоснабжения.

  • наличие контрольных показаний;
  • переплата превышает среднемесячный расход гражданина-потребителя или отсутствие у абонента дальнейших обязательств по оплате электроэнергии в связи с продажей квартиры и т.п.;
  • согласие ИКУ на возврат переплаты.

ФАС в СМИ: Энергосбыт не имеет права отключать за долги электроснабжение СНТ, где есть исправные плательщики

Антимонопольная служба отмечает, что СНТ выступает посредником в договорных отношениях между гражданами-садоводами и энергосбытовой организацией, так как услуги электроснабжения оказываются членам товарищества для удовлетворения их бытовых нужд, ведения садоводства и дачного хозяйства. Основная задача СНТ в данной ситуации — заключать договоры, собирать плату с членов СНТ и перечислять ее ресурсоснабжающим организациям за предоставленные услуги.

«К сожалению, энергетики, пытаясь воздействовать на абонентов — неплательщиков, в частности на СНТ, часто идут по самому простому пути: отключают электричество всем, не разбираясь в том, кто из потребителей в действительности платит, а кто нет. Между тем, согласно действующему законодательству, добросовестные потребители не должны становиться заложниками споров между энергосбытовой организацией и садовым товариществом из-за того, что кто-то из членов СНТ не платит за электроэнергию. Процессу отключения должно предшествовать выявление таких граждан в целях соблюдения их прав», — пояснил начальник отдела контроля монополистической деятельности Пермского УФАС России Павел Литвинов.

В ходе разбирательств выяснилось, что ПАО «Пермэнергосбыт», практикуя массовое отключение электроэнергии на территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СНТ) из-за накопленной ими задолженности, отключает от энергоресурсов также рядовых добросовестных потребителей — членов данных товариществ, своевременно вносящих плату за электроэнергию в кассу СНТ.

Пермским УФАС России в адрес ПАО «Пермэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» направлено предостережение о недопустимости отключения электрической энергии в садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах на территории Пермского края без проведения мер по выявлению добросовестных потребителей — членов данных товариществ и необходимости их бесперебойного энергообеспечения.

25. Сетевая организация при получении указанного в пункте 17 настоящего документа извещения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или уполномоченного федерального органа о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, в котором указана дата, установленная для такого принятия, обязана совершить указанные в настоящем разделе действия, а также действия, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей в ходе осуществления процедуры принятия их на обслуживание гарантирующим поставщиком либо их перехода к энергосбытовой (энергоснабжающей) организации или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке. При этом сетевая организация в случае обращения к ней потребителя или действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, не вправе при отсутствии оснований для отказа от заключения такого договора, установленных Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, отказать в его заключении на условии начала оказания услуг по передаче электрической энергии по нему начиная с даты и времени, указанных в соответствии с абзацем четвертым пункта 16 настоящего документа.

20. Гарантирующий поставщик, которому надлежит принять на обслуживание потребителей, не позднее 11 рабочих дней со дня получения извещения, предусмотренного пунктом 17 настоящего документа, направляет в пункты приема платежей от граждан, включая кредитные организации и отделения почтовой связи, для размещения:

21. Потребителям за исключением граждан гарантирующий поставщик не позднее 20 рабочих дней со дня получения извещения, предусмотренного пунктом 17 настоящего документа, направляет предложения о заключении с ним не позднее 2 месяцев с даты, установленной в соответствии с абзацем четвертым пункта 16 настоящего документа, договора энергоснабжения или договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с условием о начале исполнения такого договора с даты и времени, установленных в соответствии с абзацем четвертым пункта 16 настоящего документа.

15. Принятие организацией, имеющей статус гарантирующего поставщика, на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах ее зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отсутствие обращений указанных потребителей осуществляется в следующих случаях:

13. Гарантирующий поставщик, функционирующий на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую или в неценовую зону оптового рынка, до даты начала его участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, или до даты включения в соответствии с пунктом 229 настоящего документа зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении которой им не осуществляется покупка электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, в зону деятельности гарантирующего поставщика — участника оптового рынка, функционирующего на территории того же субъекта Российской Федерации, приобретает электрическую энергию (мощность) у указанного гарантирующего поставщика — участника оптового рынка.

Пользуешься — плати: обзор ВС о бездоговорном потреблении энергии

Первое, что должен доказать гарантирующий поставщик или сетевая организация в споре о бездоговорном потреблении энергии, — факт присоединения абонента к сети. Если нет фактической возможности потреблять электроэнергию, то невозможно и взыскать плату за бездоговорное потребление (п. 1 Обзора).

Добросовестные абоненты не должны отвечать за чужое бездействие. Если гарантирующий поставщик или сетевая организация не подключили счетчик, не опломбировали его или не следили за его состоянием, виноваты только они сами, а не абонент. Он в этом случае не должен платить за безучетное потребление (п. 3 Обзора).

В акте бездоговорного потребления обязательно должны быть указаны способ и место подключения к тепловым сетям, а также описано состояние приборов учета. Без этого акт не сможет быть достаточным доказательством бездоговорного использования тепла в судебном споре (п. 7 Обзора).

Проверяющие пришли в компанию без предупреждения, чтобы проверить счетчики. Если сотрудники фирмы их встретили и позволили осмотреть приборы учета, то на основании акта можно взыскать деньги за неучтенное электричество. Оспорить его по причине отсутствия уведомления не получится (п. 6 Обзора).

Безучетное использование электричества нужно считать с даты, когда была или должна была быть предыдущая проверка прибора учета и до момента, когда будет установлено неучтенное потребление (п. 12 Обзора). При этом, если абонент не согласен с актом о неучтенном потреблении, он может обжаловать его в суде (п. 13 Обзора).

Прямые договора с РСО при управляющей компании (УК) в 2023 году: Плюсы и минусы заключения соглашений с Ресурсоснабжающими организациями

Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.
  • Сообщить УК или ТСЖ о том, что деловые отношения будут прекращены через 30 дней.
  • Поставить в известность органы ГосЖилНадзора.
  • Поместить объявление для владельцев квартир МКД на информационном стенде, на сайте УК или компании, поставляющей ресурсы.

11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая домом организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (при предоставлении таких показаний управляющей домом организации).А исходя из положений п.

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

Рекомендуем прочесть:  Состав статей 228

Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.

Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.

Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2023).

Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?

Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.

Правила работы гарантирующего поставщика на розничном рынке

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым. Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.

66. В случае если объекты по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающие устройства, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании одному лицу, соединены между собой объектами электросетевого хозяйства иных лиц и расположены в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика, то владелец указанных объектов по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающих устройств покупает (продает) электрическую энергию (мощность) на розничном рынке в объеме, соответствующем разнице почасовых объемов собственного потребления и производства, по заключенным им договорам.

  • заключить в соответствии с настоящим документом договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности), с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией;
  • заключить в соответствии с настоящим документом договор, обеспечивающий продажу ему электрической энергии (мощности), с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке;
  • приступить к приобретению электрической энергии и мощности на оптовом рынке в порядке, предусмотренном Правилами оптового рынка.

Производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке продает электрическую энергию (мощность) в объеме, равном сумме за расчетный период величин превышения фактического почасового объема производства электрической энергии (мощности) над почасовым объемом продажи электрической энергии (мощности), поставленной за тот же час по договору (договорам), указанному в пункте 64 настоящего документа, гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены точки поставки, в которых исполняются обязательства такого производителя по поставке электрической энергии (мощности). Электрическая энергия (мощность) в указанном объеме оплачивается гарантирующим поставщиком по ценам, не превышающим соответственно дифференцированную по часам расчетного периода нерегулируемую цену на электрическую энергию на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и средневзвешенную нерегулируемую цену на мощность на оптовом рынке, которые определяются коммерческим оператором для соответствующего гарантирующего поставщика за соответствующий расчетный период.

Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия потребитель (покупатель) не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если за 30 дней до окончания срока действия договора, заключенного на определенный срок, потребителем (покупателем) внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Согласно п. 202 данного документа, если арбитражный суд признает гарантирующе­го поставщика банкротом и вводит в отно­шении него наблюдение, уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориаль­ной сетевой организации и принимает реше­ние о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гаран­тирующего поставщика.

Поставщик не вправе формально исполь­зовать предоставленное ему право на огра­ничение режима потребления электро­энергии со ссылкой на отсутствие у него информации о наличии добросовестных 114 потребителей, принимая во внимание, что добросовестные потребители не имеют иной возможности получить электроэнергию (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.10.2013 по делу № А32- 47764/2011).

В заключение хотелось бы отметить, что такой подход не должен являться универ­сальным без исключения. Это обусловлено особенностями функционирования рознич­ного рынка электроэнергии в России: высо­кими потерями в электрических сетях, деби­торской задолженностью территориальных сетевых организаций как перед смежным* сетевыми организациями, так и перед гарантирующим поставщиком.

Объекты электросетевого хозяйства данной сетевой организации должны рас­полагаться на территории субъекта РФ, в границах которого располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика. В целях осуществления функций гарантирующего поставщика сетевой организации присваивается статус субъекта оптового рынка.

Так, в одном из дел суд указал, что, будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии, таран тирующий поставщик должен знать о том, что управляющая компания приобретает электроэнергию для жителей многоквар­тирных домов, и предвидеть безусловное наступление неблагоприятных последствий для добросовестных потребителей электро­энергии при введении ограничения потре­бления в отношении всего многоквартирно­го дома.

Безучетное потребление электроэнергии

Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета действия потребителя, которые привели к искажению данных об объемах потребления электроэнергии. Соответственно, в таком случае факт безучетного потребления неочевиден и подлежит доказыванию в судебном порядке.

Поставщик обратился с иском о взыскании, и суд первой инстанции решил, что безучетное потребление доказано. Его поддержали и другие инстанции – апелляционная, кассация. За период безучетного потребления с потребителя взыскали 12 млн. рублей. Сумма на 3 млн меньше первоначально заявленной, но и с ней ответчик не согласился. Он подал кассационную жалобу в Верховный суд, и здесь ход дела изменился.

К первой группе относятся действия потребителя, выразившиеся во вмешательство в работу прибора учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля. К этой же группе относятсянарушения потребителем обязанности по сохранности прибора учета и несвоевременное извещение об утрате или неисправности прибора учета.

Потребитель заявил, что на трансформаторах пломб не было изначально, еще при заключении договора и при установке приборов. Гарантирующий поставщик и сетевая организация ответили, что обязанность потребителя – следить за наличием пломб. То есть он должен был заметить это и уведомить поставщиков. Однако Верховный суд признал такие заявления несостоятельными, потому что обязанности по пломбированию трансформатора тока и приборов учета закон оставляет за гарантирующим поставщиком и сетевой организацией. Тем более, в материалах дела не было доказательств того, что эти пломбы на трансформаторе тока действительно находились. В акте допуска прибора учета не было информации, что пломба установлена. А значит, нет доказательств, что трансформатор действительно был опломбирован. Было решено, что предыдущие инстанции неверно рассматривали спор, и дело вернулось на рассмотрение в суд первой инстанции.

СНТ обратилось с кассационной жалобой в Верховный суд, который увидел несоответствия в деле и затребовал материалы. Инстанцию заинтересовало, имеет ли право гарантирующий поставщик решать, что потребление было безучетным, если он принимал показания этих же приборов учета. Если были нарушения, то как он мог считать по этим приборам стоимость фактической потребленной электроэнергии? Также важный вопрос, почему электронные письма с заявками СНТ оставались без ответа, не было ли это спланировано.

Кто Должен Подключать Граждан За Долги Предыдущих Гарантирующих Поставщиков

В случае заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и РСО такая организация обязана предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, управляющей МКД организации информацию о показаниях ИПУ, если такие показания потребители предоставили РСО (ч. 10 ст. 157.2 ЖК).

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

Ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги вправе только исполнитель таких услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг). Если собственники заключают договоры напрямую с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет соответствующая РСО. Это следует из определения термина «исполнитель коммунальных услуг». Такое правило распространяется в том числе на МКД, которым управляет УО или жилищное объединение.

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах