Правовой Статус Детей Сирот И Детей Оставшихся Без Попечения Родителей

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Всем привет, если еще не знакомы с нашими материалами, то они отличаются сжатостью и только необходимой информацией, поэтому всегда можно быстро разобраться в любом вопросе. Сегодня раскроем такую тему как — Правовой Статус Детей Сирот И Детей Оставшихся Без Попечения Родителей. Скорее всего Вы думаете, что это сложно и непонятно, но мы расскажем это простым языком, так чтобы у Вас не осталось дополнительных вопросов. Но если у Вас все же есть недопонимание изложенного материала, то наш дежурный юрист проконсультирует Вас любым, удобным способом.

Вопрос 17. Могут ли расторгнуть трудовой договор в связи с сокращением штата или численности работников с лицом, воспитывающим подопечного (приемного) ребенка?

Женщину-опекуна ребенка в возрасте до трех лет, одинокую женщину-опекуна (попечителя), воспитывающую ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, другое лицо, воспитывающие указанных детей без матери, родителя (иных законных представителей ребенка), если он (она) является единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, нельзя уволить по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников (ст.261, 263 ТК РФ).

Вопрос 18. Обязаны ли родители-инвалиды, ограниченные в родительских правах по состоянию здоровья, выплачивать алименты на содержание своих детей?

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (п.1 ст.80 СК РФ). Никаких исключений в отношении исполнения этой обязанности родителями-инвалидами, ограниченными в родительских правах по состоянию здоровья, закон не предусматривает. Вместе с тем размер взыскиваемых сумм может быть уменьшен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п.2 ст.81 СК РФ).

Вопрос 19. Как взыскать алименты с должника, место пребывания которого неизвестно?

Если место пребывания плательщика алиментов неизвестно, то иск может быть подан по последнему известному месту жительства плательщика (ст.119 ГПК РФ) или по месту жительства получателя алиментов (ст.29 ГПК РФ). При этом в исковом заявлении следует указать адрес плательщика по его последнему известному месту жительства, т.к. согласно ст.119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

Кроме того, в соответствии со ст.120 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика. Взыскание расходов на розыск ответчика производится на основании заявления территориальных органов исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов путем выдачи судебного приказа.

Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст.65 Федерального закона от 02.10.2023 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества судебный пристав-исполнитель также вправе объявить розыск должника, его имущества.

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

Вопрос 20. Как индексируются алименты, взысканные в твердой денежной сумме?

В соответствии со ст.117 СК РФ судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ о взыскании алиментов, производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по России.

2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.

Рекомендуем прочесть:  Семья более двух детей в семье получат помощь от государства

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список должно осуществляться на основании:

— заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — субъект РФ), ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

— заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2023 года.

Документы, представляемые в орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, вместе с заявлением должны быть определены законом субъекта РФ в виде примерного перечня. В такой перечень рекомендуется включать документы, необходимые для определения нуждаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении специализированного жилого помещения: выявления имеющегося жилого помещения и установления возможности или невозможности проживания в этом жилом помещении.

Орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, обязан оказывать содействие законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в истребовании и получении соответствующих документов.

Орган опеки и попечительства субъекта РФ включает гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также — гражданин), в список после проведения проверки представленных документов и наличия установленных Федеральным законом N 159-ФЗ и законодательством субъекта РФ оснований (обстоятельств).

Образование детей

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

В случае соблюдения одного из условий статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» родители ребенка или лицо, являющееся официальным опекуном ребенка, должны обратиться в структурное подразделение уполномоченного территориального органа Федеральной миграционной службы по месту жительства, месту жительства или рождения ребенка, месту нахождения ребенка в соответствующем учреждении, а при отсутствии места жительства — по месту фактического проживания заявителя (ребенка). Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2023 N 1325.

Заявитель представляет документы, удостоверяющие личность и гражданство обоих родителей и свидетельство о рождении ребенка.

Для оформления гражданства ребенку в возрасте от 14 до 18 лет необходимо предоставить в уполномоченные органы письменное согласие на приобретение гражданства Российской Федерации.

Согласно п.17 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2023 N 1325 заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации, в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, находящегося на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, подается руководителем учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Рекомендуем прочесть:  Возврат Некачественной Гладильной Доски

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — иностранным гражданином, подается обоими усыновителями.

Согласно п.18 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2023 N 1325 вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляются:

— свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

— документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания).

При приобретении ребенком, проживающим на территории Российской Федерации, гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 25 Федерального закона к заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Такое заявление составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью.

Согласно п.19 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2023 N 1325 вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего за пределами Российской Федерации, представляются:

— свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

— документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя (при приобретении гражданства на основании пункта «а» части шестой статьи 14, частей второй и четвертой статьи 25 Федерального закона);

— документ, удостоверяющий статус лица без гражданства другого родителя (при приобретении гражданства на основании пункта «а» части шестой статьи 14 и части третьей статьи 25 Федерального закона);

— документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами Российской Федерации.

Вместе с заявлением родителя, имеющего гражданство Российской Федерации, представляется также письменное согласие другого родителя, имеющего иное гражданство, на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации (при приеме в гражданство Российской Федерации на основании пункта «а» части шестой статьи 14 Федерального закона). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.

При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

При приобретении ребенком, проживающим за пределами Российской Федерации, гражданства Российской Федерации на основании частей второй и четвертой статьи 25 Федерального закона к заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Такое заявление составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью.

Согласно п.20 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2023 N 1325 вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, представляются:

— свидетельство о рождении ребенка или недееспособного лица, а также паспорт ребенка или недееспособного лица (при его наличии);

— документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица на территории Российской Федерации, либо документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица за пределами Российской Федерации;

— свидетельство об установлении опеки или попечительства.

В отношении недееспособного лица также представляется решение суда о признании лица недееспособным.

Согласно п.21 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2023 N 1325 вместе с заявлением о приеме в гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, независимо от места жительства ребенка представляются:

— свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

— свидетельство об усыновлении;

— документ, удостоверяющий личность и гражданство другого усыновителя.

Указанное заявление подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Рекомендуем прочесть:  Какие Виды Субъектов Преступления Выделяются В Науке Уголовного Права

Поскольку образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные некоммерческие организации исполняют обязанности опекунов (попечителей) над детьми, права детей, находящихся в таких учреждениях, совпадают с правами детей, находящихся под опекой или попечительством ( ст. 148 СК).

Социально-юридический анализ института устройства детей, оставшихся без попечения родителей

наблюдается реальное, физическое исчезновение объекта его прав, то в случае оставления несовершеннолетнего субъекта без попечения родителей ситуация складывается более сложная. В этом случае несовершеннолетний также лишается такого объекта своих прав, как родители, однако причины этого могут быть различные, и сами родители (единственный родитель) ребенка могут продолжать объективно существовать в реальной жизни либо сохраняется предположение, что эти лица существуют в реальной жизни.

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

право на особую заботу и защиту. В Декларации прав ребенка10 установлено: «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».

Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.
Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.

Защита права на трудовую деятельность

Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений.

Во-первых, предусмотрено, что передача ребенка является временной, осуществляется только на период каникул, нерабочих и праздничных дней и т. п. Однако пребывание ребенка в семье может быть довольно длительным, к примеру в течение всего периода летних, осенних, зимних или весенних каникул, а не только выходных дней. В семье, принявшей ребенка, может осуществляться, например, не только его отдых, но и лечение, которое не исключено, что продолжится длительное время. С учетом этого предусмотрено, что временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ, осуществляется на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца. Установление такого максимального срока очень важно для предотвращения возможной взаимной привязанности ребенка к семье и семьи к ребенку до такой степени, что расставание может причинить ему тяжелую психическую травму, особенно если семья не имеет намерений усыновить ребенка, взять его под опеку или попечительство, в том числе принять в свою семью в качестве приемного ребенка.

Выплаты, которые получают приемные родители, напрямую зависят от формы приема ребенка в семью. Выплаты на содержание детей, находящихся под опекой и в приемной семье, производятся ежемесячно, в порядке и в размере которые установлены законами субъектов РФ (п. 3 ст. 148 и п. 2 ст. 153^2^ СК РФ). Минимальный размер устанавливается Правительством РФ. На 2023–2023 гг. минимальный размер выплат опекунам и приемным родителям на содержание одного ребенка зафиксирован на уровне 4 тыс. руб. в месяц. Субъекты РФ могут увеличить размер выплат на содержание ребенка за счет региональных выплат. Например, в Москве денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание подопечных детей, устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума.

Особенности реализации личных прав детей в замещающих семьях

Опекунам и попечителям, назначенным по заявлению родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также усыновителям выплаты на содержание ребенка не производятся.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах