Кто Может Быть Оценщиков В Исполнительном Производстве

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

Оценка имущества должника

В процессе погашения долгов предусмотрено применение такой меры, как взыскание, обращенное на имущество должника. Судебный пристав-исполнитель налагает арест на движимое и недвижимое имущество лица, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, и проводит его оценку.

Результаты оценки, проведенной оценщиком, могут быть оспорены в судебном порядке в десятидневный срок после извещения о состоявшемся событии. Извещает пристав, путем направления копий постановления в адрес участвующих в процессе сторон не позднее следующего дня после подписания постановления об оценке.

Инициация оценки имущества должника при банкротстве исполняется кредитором, перед которым у должника задолженность. Требование о проведении оценки адресуется арбитражному управляющему. Срок выдвижения – десять дней после занесения должника в Единый реестр информации по банкротству.

И так, при возникновении ситуации, когда судебный пристав-исполнитель по закону не может самостоятельно оценить те или иные предметы, к работе привлекается оценщик, путем оформления постановления о привлечении такового. Назначение конкретного оценщика оформляется актом.

  • стоимость оценки имущества должника в описи указывается как примерная с обязательной отметкой о предварительном характере оценки;
  • назначает оценщика, который обладает правом на осуществление оценочной деятельности;
  • после получения отчета оценщика выносит постановление о состоявшейся оценке объекта в трехдневный срок.

Статья 85

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

3.9. В течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Не позднее трех дней со дня получения заключения оценщика по результатам отчета об оценке судебный пристав-исполнитель направляет его копию сторонам исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления об оценке вещи или имущественного права, в котором разъясняется порядок и срок обжалования стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, направляет сторонам исполнительного производства его копии.

На основании постановления об участии специалиста в исполнительном производстве территориальный орган ФССП России в лице главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или его заместителя заключает с оценщиком дополнительное соглашение к государственному контракту на оказание услуг по оценке арестованного имущества. В дополнительном соглашении устанавливается объект оценки, стоимость услуг по оценке, порядок сдачи-приема работ.

При предъявлении в суд заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права и (или) отчета об оценке в связи с существенным занижением (завышением) стоимости арестованного имущества, нарушением методики проведения оценки и т.д., за исключением процессуальных нарушений, связанных с принятием оценки, судебный пристав-исполнитель подает (направляет) в суд, рассматривающий дело, ходатайства о замене ненадлежащего ответчика с судебного пристава-исполнителя на лицо, оказавшее услуги по оценке вещи или имущественного права, и о привлечении в судебное разбирательство в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, страховой организации, в которой застрахована ответственность оценочной организации (оценщика, индивидуального предпринимателя).

3.5. Оценщик, получив постановление об участии специалиста в исполнительном производстве, проводит оценку арестованного имущества в срок не более 10 (десяти) календарных дней, исчисляемый со дня получения документов и сведений, необходимых для проведения оценки, а в случае необходимости проведения осмотра — со дня осмотра объекта оценки.

5.2. В случае удовлетворения искового заявления и после вступления в законную силу судебного акта, которым с ФССП России взысканы убытки, подразделению правового обеспечения территориального органа ФССП России следует направить в оценочную и страховую организации претензионное письмо с требованием о возмещении убытков.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

Кто Может Быть Оценщиков В Исполнительном Производстве

Отдел организации работы по реализации имущества должников территориального органа ФССП России (далее — отдел организации работы по реализации имущества должников), не реже одного раза в квартал проводит мониторинг цен на товары, оценку которых потенциально могут осуществлять судебные приставы-исполнители, информацию о результатах мониторинга направляет в подразделения судебных приставов.

2.9. В качестве единиц сравнения в первую очередь используются существенные единицы сравнения — категория (функциональное назначение) вещи и техническое состояние вещи. Сравнение объекта оценки с объектом-аналогом может осуществляться и по иным единицам сравнения.

3.3. Судебный пристав-исполнитель в течение трех рабочих дней с момента составления акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) выносит постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и направляет его в отдел организации работы по реализации имущества должников.

3.1. В случае привлечения оценщика для оценки вещи или имущественного права судебный пристав-исполнитель в акте о наложении ареста (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки.

2.7. Для поиска объекта-аналога можно использовать сведения, содержащиеся в общедоступных источниках, в том числе информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами и биржами о результатах реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями, а также сведения, предоставленные производителями товаров.

Важно понимать, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, поэтому в случае несогласия со стоимостью имущества должника, именно стороны исполнительного производства (взыскатель и должник) вправе оспорить в суде:

Рекомендуем прочесть:  Цена Единый Проездной Соцбилет Пенсионерам В Тульской Области

В случае неудовлетворения требований взыскателя, во исполнение которого наложен такой арест, имущество должника может быть изъято для дальнейшей реализации либо передачи взыскателю в порядке, установленном статьей 84 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

— оценка, произведенная судебным приставом-исполнителем (в случае, если предварительная стоимость имущества не превышает 30 тыс. руб., а также указанное имущество не относится в соответствии с ч. 2 ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» к имуществу, которое подлежит оценке оценщиком).

В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2023 № 50 разъяснено, что при рассмотрении споров об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки имущества должника, основанной на отчете оценщика, к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлекать также оценщика, составившего соответствующий отчет. Равным образом при оспаривании в суде в порядке искового производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, к участию в деле в качестве третьего лица необходимо привлекать судебного пристава-исполнителя, указавшего эту стоимость в постановлении об оценке вещи или имущественного права.

Так, стороны исполнительного производства вправе на стадии предварительной оценки (при вынесении акта описи (ареста) имущества) заявить о несогласии с произведенной судебным приставом-исполнителем предварительной оценкой и заявить ходатайство о привлечении специалиста-оценщика, а также вправе оспорить в вышестоящий орган или в суд постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.

Как проходит исполнительное производство

Исполнительное производство может начаться, когда решение суда вступит в законную силу и не будет в надлежащий срок исполнено должником. У этого процесса есть определенные стадии, и он фактически не ограничен по времени. Но законом четко определено, что пристав может делать, а чего не может.

  • исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
  • возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
  • возвращение исполнительного документа по требованию суда;
  • ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
  • получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
  • направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
  • истечение срока давности постановления — касается административного производства.

Итак, вы подали заявление — сколько ждать возбуждения производства? Три дня — максимальный срок, чтобы ваше обращение попало к приставу, еще столько же дается последнему на то, чтобы принять решение. Пристав может и отказать в возбуждении производства. Тогда его действия можно обжаловать, для этого нужно обратиться в прокуратуру или в суд.

Обращение в службу приставов с листом или приказом и написание там заявления — точка, в которой берет начало исполнительное производство. Конечно, если заявлению о его возбуждении дадут ход. Обратиться в ФССП можно только в трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу. Восстановить этот срок могут только те, кто за это время перенес тяжелую болезнь, находился в беспомощном состоянии или имел другую уважительную причину. Статья 21 ФЗИП содержит исключения в виде сокращения сроков подачи в следующих случаях:

Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).

После получения постановления оценщик проводит оценку арестованного имущества в срок не более 10 календарных дней (со дня получения документов и сведений, необходимых для проведения оценки, а в случае необходимости проведения осмотра — со дня осмотра объекта оценки).

Пристав ищет объект-аналог, в отношении которого имеется информация о цене, т.е. объект, сходный с оцениваемым по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Если объект оценки сравнивается с несколькими полностью идентичными аналогами, рыночная стоимость определяется как среднее арифметическое значение рыночной стоимости аналогов.

Изначально, привлекая оценщика, пристав указывает примерную стоимость вещи (имущественного права) и делает отметку о том, что оценка предварительная. (Как правило, за соответствующими структурными подразделениями ФССП России закрепляются специалисты-оценщики.)

По результатам оценки пристав выносит постановление об оценке имущества, в мотивировочной части которого указывает сведения об имуществе, оценка которого производилась, его характеристики, обстоятельства определения рыночной стоимости, полученный результат.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации (в лице органа государственной власти, причинившего такой вред).

Никифорова Екатерина Сергеевна

Этот вывод Президиума ВАС РФ был обоснован тем, что Закон № 229-ФЗ предусматривает для судебного пристава-исполнителя обязательность привлечения независимого оценщика без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки. Соответственно, оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной для судебного пристава-исполнителя и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.

В случаях, когда должник добровольно не погасил долг по исполнительному документу, судебный пристав вправе изъять принадлежащее ему имущество и впоследствии реализовать его в счет погашения долга (ст.ст. 84, 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее – Закон № 229-ФЗ). Перед тем, как обратить взыскание на имущество должника, судебный пристав производит оценку этого имущества по рыночным ценам (ч. 1 ст. 85 Закона № 229-ФЗ). Для оценки недвижимости и некоторых других видов имущества, а также в случае, если должник не согласен с первоначальной оценкой, пристав обязан привлечь оценщика (ч. 2-3 ст. 85 Закона № 229-ФЗ).

Основывалась данная позиция на Информационном письме Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», где Президиум ВАС РФ сделал вывод, что «даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества».

Так, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15 ноября 2010 г. № 15АП-10566/2010, оставляя в силе решение арбитражного суда о признании незаконным постановления о передаче арестованного имущества на реализацию и постановления об оценке вещи или имущественного права, указал следующее. Закон N 229-ФЗ сам содержит механизм последующей корректировки стоимости продаваемого имущества должника с учетом «ограниченного срока экспозиции» — снижение стоимости имущества должника до 25%. При таких обстоятельствах применение дополнительных условий при определении стоимости имущества должника, по которой оно выставляется судебным приставом-исполнителем на реализацию, нарушает права должника на адекватную оценку его имущества. Это также может привести к неосновательному обогащению приобретателей соответствующего имущества, так как такому покупателю имущество должника первоначально предлагается не по рыночной цене, а по уже сниженной с учетом ограниченного срока экспозиции, вынужденных условий продаж. Тем самым с самого начала исключается вероятность приобретения имущества должника именно по его рыночной цене. Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 18.04.2011 по делу N А53-12651/2010 данное постановление оставлено без изменения. Определением ВАС РФ от 17.08.2011 N ВАС-8904/11 в передаче дела N А53-12651/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.

Такая «рыночная стоимость с корректировкой» весьма похожа на ликвидационную стоимость, при определении которой, в соответствии с Федеральным стандартом оценки № 2, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

Стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).

При оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке, передаче на реализацию имущества должника или при оспаривании стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, суд вправе приостановить исполнительное производство либо принять меру предварительной защиты, обеспечительную меру в виде установления запрета на совершение действий, направленных на реализацию соответствующего имущества (пункт 2 части 1, пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве, часть 2 статьи 85 КАС, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ).

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Краткий словарь взыскателей и должников

Жалоба — просьба лица, чьи интересы и права были нарушены, об их восстановлении. Например, если суд вынес неудовлетворительное решение, можно подать апелляционную, кассационную или надзорную жалобу в вышестоящие инстанции. Пожаловаться можно и руководству организаций (например, если продали некачественный товар) или ведомств (например, если судебный пристав слишком быстро прекратил исполнительное производство, не пытаясь арестовать средства на банковских счетах должника, его имущество).

Арест имущества — процедура, представляющая собой опись материальных ценностей должника и дальнейший запрет на их использование. Арест используется, чтобы в дальнейшем либо конфисковать имущество, либо обеспечить его сохранность (например, чтобы должник не продал его в своих интересах до погашения задолженности перед кредиторами).

Постановление суда — альтернативное название решения суда. Это самое широкое понятие, поскольку включает в себя определения, судебные приказы и иные решения судебных органов. На практике постановления чаще всего выносятся судами апелляционной и кассационной инстанций.

Рекомендуем прочесть:  Взятки В Сфере Образования 2023

Исполнительное действие — деятельность судебного пристава, направленная на должника, чтобы вынудить того погасить задолженность перед кредитором или исполнить какую-либо другую обязанность в его пользу. В частности, к исполнительным действиям причисляются проверка финансовых документов, арест имущества (см. букву А), привлечение оценщиков для установления стоимости описанных материальных ценностей, установление запрета на выезд (см. букву З). Полный перечень исполнительных действий перечислен в ст. 64 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Реализация арестованного имущества — процедура, направленная на продажу имущества должника, чтобы за вырученные деньги погасить долги (или их часть) перед кредитором. Для этого судебные приставы привлекают специализированные компании, которые организуют торги или скупают имущество должника на комиссионных началах.

Единственное, что он может сделать при наличии двух отчетов с сильно разнящимися результатами, – назначить новую оценку, но с согласия обеих сторон (ст. 82 АПК РФ), а также при внесении в депозит суда стоимости предстоящей оценки. Будет ли суд самостоятельно назначать подобную оценку, неизвестно. Поэтому при наличии сложностей с оспариванием отчета оценщика по основаниям, предусмотренным Законом об оценочной деятельности и подзаконными актами (стандартами оценки), нужно самостоятельно обращаться с ходатайством о назначении судом другой оценки – предварительно обратившись, по крайней мере, к двум организациям с просьбой провести судебную оценку, получив их согласие и информацию о стоимости оценки, а также внеся на депозитный счет суда эту стоимость.

Вопрос о том, нужно ли, обратившись с иском о признании отчета оценщика недостоверным или даже заведомо ложным, подавать одновременно административное исковое заявление о признании недействительным постановления пристава, оставляю на усмотрение стороны исполнительного производства, оспаривающей отчет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона об исполнительном производстве суд в любом случае обязан приостановить исполнительное производство, а пристав должен быть привлечен к участию в деле. Дождавшись вступления решения суда в силу, пристав назначит другую оценку в случае удовлетворения иска стороны, оспаривающей результаты оценки (отчет оценщика), либо продолжит исполнительные действия в случае отказа в иске.

В связи с этим важно понимать, что оспаривание отчета путем его субъективной критики, с которой приходилось сталкиваться в судах неоднократно, – как и представление другого отчета в суд, – неэффективны. Суд не может, руководствуясь эмоциями и даже экономическими выкладками стороны, оценивать действительность или недействительность отчета назначенного приставом оценщика.

Соглашаясь с доводами автора о преимуществах обращения с заявлением о признании постановлений судебного пристава-исполнителя недействительными в порядке гл. 22 и 24 КАС РФ, в то же время вынуждена возразить утверждению о том, что при оспаривании результатов оценки арестованного имущества целесообразно оспаривать постановление пристава о принятии результатов оценки, а не отчет оценщика. Как раз без оспаривания отчета признание судом данного постановления недействительным невозможно.

Информацию об объектах-аналогах пристав может получать в СМИ, у организаторов торгов, в специализированной организации по продаже арестованного имущества. Все запросы о характеристиках объектов-аналогов должны быть в материалах производства, так как пристав обязан обосновать свои выводы.

Чтобы понять, когда пристав может сам провести оценку, нужно смотреть статью 85 Закона № 229-ФЗ. В ней есть 7 пунктов, по которым обязательно привлекается профессиональный оценщик. Если вещь или предмет не подпадает под этот перечень, специалист ФССП вправе сам рассчитать рыночную стоимость. Типичным примером является движимое имущество, чья предварительная стоимость не превышает 30 тыс. руб.

Взыскатель всегда заинтересован в как можно меньшей цене имущества, чтобы оно гарантированно нашло покупателя на торгах. Должник, напротив, почти всегда уверен в умышленном занижении стоимости его активов. Для защиты интересов стороны могут требовать повторной оценки, либо оспаривать постановление пристава, отчет оценщика.

Обычно у подразделений ФССП есть долгосрочные договоры с экспертными организациями или частными оценщиками. Расходы на оказание таких услуг будут взысканы с должника после завершения исполнительного производства и реализации имущества. Для определения рыночной стоимости также проводится сравнение характеристик и цен, а эксперт в натуре осматривает вещи, предметы и объекты. В акте, который пристав передает оценщику, должна быть указана примерная цена объекта.

  • любые виды недвижимости (участки, гаражи, дома, здания, квартиры, ОНС и т.д.);
  • акции, облигации и другие ценные бумаги, если они не обращаются на свободном рынке или на организованных фондовых торгах (например, сюда входят акции АО, если они не выпускались в свободную продажу);
  • имущественные права, в том числе дебиторская задолженность;
  • драгоценные металлы и камни, товары с их использованием (не входят в эту группу металлические счета в банках, привязанные к курсовой стоимости металлов);
  • коллекционные дензнаки, чья реальная стоимость не совпадает с номиналом;
  • вещи с исторической или художественной ценностью (картины, скульптуры, антиквариат и т.д.);
  • активы, чья предварительная стоимость выше 30 тыс. руб.

Статья 85

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведённой судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несёт расходы по привлечению оценщика.

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведённой оценке.

  • 1) недвижимого имущества;
  • 2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
  • 3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
  • 4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;
  • 5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
  • 6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
  • 7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

  • 1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
  • 2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
  • 3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трёх дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведённой оценке;
  • 4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трёх дней со дня его получения.

2. Когда взыскание не может быть обращено на недвижимость
Пристав не может обратить взыскание на недвижимость, если (ч. 4 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, п. 2 ст. 129 ГК РФ):
1)она изъята из гражданского оборота. Например, участки недр являются государственной собственностью и не могут быть отчуждены (ст. 1.2 Закона о недрах);
2)федеральный закон запрещает обращать на нее взыскание. Например, нельзя обратить взыскание:
на единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение гражданина-должника и членов его семьи, которые совместно живут с ним (ч. 1 ст. 446 ГПК РФ). Однако учтите, что, если единственным жильем должника является самовольная постройка, ее можно снести, поскольку снос — это не обращение взыскания по смыслу ст. 446 ГПК РФ (см. Позицию ВС РФ). Учтите, что до внесения соответствующих изменений в законодательство иммунитет в отношении жилых помещений, установленный положением ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, распространяется и на случаи, когда недвижимость считается роскошной и явно превышает уровень достаточности для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 N 11-П, Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2023 N 309-ЭС20-10004 по делу N А71-16753/2023). При этом суд может посчитать необоснованным применение исполнительского иммунитета, если одновременно соблюдены такие условия/выполнено хотя бы одно из условий (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2023 N 15-П):
— отказ в его применении не оставит должника и членов его семьи без пригодного для проживания жилища;
— обращение взыскания на жилое помещение может погасить существенную часть долга;
— при продаже единственного жилья с торгов и предоставлении должнику нового жилья по соцнорме его место жительства (поселение) не изменяется;
земельный участок под таким жильем (ч. 1 ст. 446 ГПК РФ). Однако можно обратить взыскание на часть указанного земельного участка, которая явно превышает предельный минимальный размер, обусловленный назначением и разрешенным использованием участка. Это возможно, если такая земля не используется, чтобы обеспечивать необходимый уровень существования должника и членов его семьи, и при этом доходов должника явно не хватает, чтобы удовлетворить требования исполнительного документа в разумный срок (п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2023 N 50).
Кроме того, взыскание на указанную недвижимость можно обратить, если это разрешает законодательство об ипотеке.

1.1. В каких случаях для обращения взыскания на недвижимость нужно решение суда
Оно нужно, в частности, для обращения взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК РФ). Обратиться в суд за таким решением может пристав или взыскатель (п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2023 N 50).
Также судебный акт по общему правилу нужен, чтобы обратить взыскание на заложенную недвижимость по требованиям залогодержателя (ст. 51 Закона об ипотеке). При этом может возникнуть ситуация, когда в исполнительном документе есть только требование обратить взыскание на заложенное имущество и нет требования взыскать долг по основному обязательству. В этом случае пристав не вправе обращать взыскание на иное имущество должника, кроме заложенного (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2023 N 50).

Рекомендуем прочесть:  Сколько Платят Ветерану Труда В Башкортостане

1. Когда взыскание может быть обращено на недвижимость
Судебный пристав может обратить взыскание на недвижимость, если у должника нет или не хватает денег на то, чтобы выполнить требования исполнительного документа (ч. 4 ст. 69 Закона об исполнительном производстве).
При этом пристав должен учитывать очередность обращения взыскания. Так, если должник — ИП, требования к которому связаны с его предпринимательской деятельностью, или юридическое лицо, пристав может обратить взыскание на недвижимость только в третью или четвертую очередь. То есть после того, как обратит взыскание на движимое имущество и имущественные права, которые непосредственно не используются в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг (ч. 1, 2 ст. 94 Закона об исполнительном производстве).
Учтите, что иногда для обращения взыскания недостаточно инициативы пристава, а необходимо судебное решение.

Общий порядок обращения взыскания на недвижимость установлен Законом об исполнительном производстве. Специальные правила для заложенной недвижимости предусмотрены Законом об ипотеке.
Чтобы обратить взыскание, судебный пристав с помощью оценщика оценивает недвижимость и арестовывает ее. Арест регистрируется в ЕГРН. После этого недвижимость продают на открытом аукционе.
Иногда приставу требуется решение суда, чтобы обратить взыскание. Например, это нужно для земельных участков.
В некоторых случаях может понадобиться регистрация права собственности на недвижимость за должником или взыскателем. Она проводится по инициативе судебного пристава.

3. Как оценивается недвижимое имущество
При аресте недвижимости пристав может предварительно оценить ее сам (п. 3 ч. 5 ст. 80 Закона об исполнительном производстве). Однако в течение месяца после обнаружения недвижимости он обязан произвести оценку с привлечением оценщика (п. 1 ч. 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве).
Стоимость имущества, указанная оценщиком в его отчете, пристав должен отразить в постановлении об оценке (п. 3 ч. 4 ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

Оценка, хранение и реализация имущества должника

Кроме того, судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. При этом сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

Для обеспечения сохранности арестованного имущества должника судебный пристав-исполнитель принимает соответствующие меры. Порядок передачи под охрану или на хранение арестованного имущества должника регулируется ст. 86 Закона об исполнительном производстве и гл. 47 ГК РФ.

Хранитепь отвечает за утрату, недостачу или повреждение имущества, принятого на хранение. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей по сохранению имущества хранитель может быть привлечен к гражданско-правовой (ст. 901-902 ГК РФ) или к уголовной ответственности (ст. 312 УК РФ).

Имущество должника, на которое наложен арест в целях непосредственного обеспечения исполнения требований исполнительного документа имущественного характера, должно быть реализовано. О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление (см. приложение № 10-13 к Приказу ФССП России от 31 января 2011 г. №28).

Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не будет реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15%. Если и после снижения цены на имущество должника оно не будет реализовано в течение одного месяца, то судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить это имущество за собой. При согласии взыскателя принять нереализованное имущество должника оно передается ему по цене на 25 % ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Передача имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

  1. Пристав не уведомил сторону, или сделал это с задержкой о результатах оценки. То есть если в течение 3 дней после получения им отчета, вы не получили уведомления, то вправе обжаловать решение. Постановление с нарушенными сроками подлежит отмене.
  2. Стоимость, которую установил оценщик существенно отличается от определенной судебной экспертизой. В таком случае суд придет к выводу, что Постановление пристава содержит недостоверные сведения о спорном имуществе.
  3. В Постановлении пристав не предупредил оценщика об ответственности за дачу ложного заключения. Такой документ также считается недействительным и отменяется.
  • Недвижимость.
  • Ценные бумаги.
  • Имущественные права.
  • Драгоценные металлы и камни.
  • Коллекции.
  • Предметы исторической и художественной ценности.
  • Вещи, предварительная стоимость которых более 30 000 рублей.

В ходе погашения долгов предусмотрено применение такой меры, как взыскание, которое обращено на имущество должника. Судебный пристав, в рамках исполнительного производства, налагает арест на него. После этого проводится опись и оценивается его предварительная стоимость. Как происходит оценка имущества ФССП, кто должен ее проводить, и в какой срок, и можно ли оспорить результаты.

Обжаловать полученные данные, если они подготовлены без привлечения специалиста оценщика, могут обе стороны исполнительного производства. На это выделяется 10 дней со дня извещения взыскателя и должника. На результат с привлечением оценщика, судебный пристав повлиять не может, и заносить полученные данные в Постановление, которое также может быть оспорено. Обжалование осуществляется:

  1. В описи указывается стоимость оценки имущества должника как примерная. Делается пометка, что это предварительный характер оценки
  2. Назначение оценщика, имеющего право на осуществление данной деятельности.
  3. В трехдневный срок с момента получения отчета оценщика выносит Постановление об оценке имущества.
  4. После подписания Постановления, копия на следующий день отправляется должнику и взыскателю.

Можно предположить, что в исполнительном производстве имеют место чрезвычайные обстоятельства, так как имущество отчуждается принудительно; информации, характеризующей объект оценки, может быть недостаточно, объект оценки не должен экспонироваться на рынке более установленного Законом об исполнительном производстве двухмесячного срока.

Заметим, что оценка имущества должника возможна как самим судебным приставом-исполнителем, так и назначенным им специалистом. Это возможно: 1) в случаях, прямо предусмотренных законом; 2) по решению самого судебного пристава-исполнителя, когда оценка отдельных предметов затруднительна;

В связи с этим следует также учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель. Поэтому даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого судебного пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества.

Кроме перечисленных способов возможна также оценка и по балансовой стоимости. Так, согласно Приказу Минюста России от 3 июля 1998 г. N 76 «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» в тех случаях, когда невозможно определить рыночную стоимость дебиторской задолженности, подвергаемой аресту, лица, осуществляющие взыскание, производят оценку с учетом ее балансовой стоимости.

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Оспаривание результатов оценки в исполнительном производстве

Заинтересованное лицо, оспаривая постановление или отчет, преследует одну цель: изменение стоимости объекта. Следовательно, при каждом случае следует устанавливать отдельные юридические факты. Оспаривать само постановление целесообразно, если пристав-исполнитель вопреки отчету оценщика установил самостоятельно стоимость объекта. Может также сложиться ситуация, в которой следует оспаривать постановление ввиду того, что пристав-исполнитель вынес ошибочный вывод о достоверности отчета о стоимости объекта (например, решение Арбитражного суда респ. Мордовия от 15 декабря 2011 г. по делу № А39-436/2011). Помимо этого неразумно оспаривать постановление, если оно основано на отчете специалиста – оценщика, привлеченного приставом, возможно затребовать проведение повторной оценки, однако в этом случае необходимо доказать одно из двух условий: постановление не соответствует законодательству об исполнительном производстве и оценке, или же постановление нарушает права и интересы заявителя. Примечательно, что законодательством не предусмотрена возможность не принять отчет об оценке или вовсе не выносить постановление. Более того, не предусмотрена возможность назначения повторной оценки судебным приставом-исполнителем.

Пристав-исполнитель вне зависимости от совпадения или несовпадения результатов оценки объекта с предполагаемым им размером стоимости объекта выносит постановление. При этом отсутствуют нормы, позволяющие судебному приставу-исполнителю не соглашаться с отчетом оценки оценщика или признавать отчет недействительным. Однако обжаловать результаты оценки вправе заинтересованные лица в соответствии со ст. 12 ГК РФ. При этом для обжалования должник не должен доказывать свою заинтересованность, иные лица должны мотивировать заявлением, сославшись на нарушение их прав при заключении сделок, если размер стоимости объекта не будет изменен (например, Постановление Четырнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 23 ноября 2011 г. по делу № А44-955/2011).

Оспаривание результатов оценки в исполнительном производстве требует профессионального подхода ввиду ряда сложностей определения объекта оспаривания, ответчика, способов защиты и правовой позиции. BRACE на протяжении многих лет оказывает правовое сопровождение юридических и физических лиц в сфере судебного представительства. Следует отметить, что BRACE оказывает как комплексные услуги, так и отдельные:

Классический подход относит оспаривание оценки объекта на стадии исполнительного производства к публичным делам, так как стороной выступает орган исполнительной власти – судебный пристав-исполнитель. Однако эти дела имеют особенности, основная из которых состоит в том, что заявитель должен доказать противоправность действий (бездействий) органа власти.

Существенную роль при формировании позиции по данному вопросу сыграло Информационное письмо ВАС РФ № 92 от 30 мая 2005 г., в котором указано, что даже в случае, если судебным приставом-исполнителем был привлечен независимый оценщик, в судебном порядке оспариванию подлежит постановление пристава-исполнителя, так как этот акт устанавливает оценочную стоимость, а не отчет оценщика. Однако Президиум ВАС РФ пересмотрел относительно недавно свою позицию, изложенную в Информационном письме № 92 от 30 мая 2004 г. ВАС РФ в Постановлении от 23 октября 2012 г. по делу № 6083/12 указал, что величина стоимости объекта оценки, выявленная оценщиком и отраженная в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который лишен права на изменение величины стоимости объекта, а также внесение изменений в отчет оценщика. Следовательно, отчет носит не рекомендательный, а обязательный характер, постановление пристава полностью отражает отчет оценщика, что свидетельствует о целесообразности оспаривания отчет в порядке искового производства.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах