Критерии Отнесения Основных Средств К Особо Ценному Имуществу В 2023 Году

Нюансы учета особо ценного имущества АУ

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

В пункте 2 ст. 3 Федерального закона № 174н[1], а также в п. 2 ст. 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ).

Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2023 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2023 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

ФСБУ 6/2023 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?

Организация может не применять ФСБУ 6/2023 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2023 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

Налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, учитываемых на балансе в качестве ОС, признается балансодержатель недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). Если такая недвижимость учитывается одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога признается собственник этих объектов недвижимого имущества (письмо Минфина от 22.12.2023 № 03-05-05-01/112530).

Действительно, в отличие от ПБУ 6/01, новый стандарт не ограничивает минимальное значение стоимости актива (по правилам ПБУ – это 40 000 рублей) для его признания основным средством. Соответственно, компании, перешедшие на ФСБУ, вправе увеличить лимит по ОС сверх ранее применяемого значения в 40 000 рублей. Теперь разрешается повысить лимит, к примеру, до 100 000 рублей.

Новый ФСБУ 6/2023: Глобальные изменения в учете основных средств с 2023 года

На предприятии может присутствовать инвестиционная недвижимость (это недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости) ее переоценка проводится на каждую отчетную дату (закреплено в п. 21 и п. 22 ФСБУ 6/2023). При этом обратите внимание, что амортизация по ней не начисляется.

В п. 37 ФСБУ 6/2023 прописана проверка и изменение элементов амортизации (это срок полезного использования объекта основных средств, его ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Такое определение дано в информационном сообщении Минфина России от 03.11.2023 N ИС-учет-29). Что наш законодатель хотел этим сказать, а то, что необходимо проверить ликвидационную стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации. Проверяют элементы в конце отчетного года, а также при наступлении обстоятельств указывающие о предполагаемых изменениях. Если все эти обстоятельства присутствуют, то необходимо сделать корректировки, которые подлежат признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно). То есть если предприятие продолжает извлекать выгоду от ОС который ликвидирован, необходимо пересмотреть все его элементы амортизации.

ретроспективный п. 48 ФСБУ 6/2023, то есть применение Стандарта с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Данный способ позволяет формировать максимально точную информацию об объектах учета с сопоставлением показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие годы. Для применения такого способа необходимо помнить о рациональности бухгалтерского учета. Требование о рациональности прописано в Приказе Минфина России от 06.10.2008 № 106н, напомню его, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

6. Как оценить капитальные вложения на условиях длительной отсрочки (рассрочки) если в договоре не выделены проценты. Учитывая п. 12 ФСБУ 26/2023 осуществлять капитальные вложения необходимо на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, в капитальные вложения включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в порядке, аналогичном порядку, установленному Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), то есть учитываем как займы.

В статье автор тезисно рассматривает принятые Стандарты ФСБУ 6/2023 «Основные средства» и ФСБУ 26/2023 «Капитальные вложения», которые необходимо применять с 01.01.2023 года в организациях. Разъясняет, что кардинально поменялось в учете основных средств и капитальных вложениях, как правильно перейти на принятые Стандарты без ущерба для предприятия, что необходимо пересчитать.

ФСБУ «Основные средства» и; «Капитальные вложения»: разбираем изменения в; учёте

В конце 2023 года Минфин России утвердил два новых стандарта для учета основных средств и капвложений. Все обязаны использовать их с 2023 года, но разрешено досрочное применение уже в 2023 году. Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.

Если организация решила учитывать основные средства по переоценённой стоимости, то в дальнейшем переоценивать нужно регулярно, чтобы стоимость ОС соответствовала или существенно не отличалась от справедливой стоимости. Компания сама выбирает периодичность переоценки для каждой группы ОС, ориентируясь на то, насколько стоимость таких ОС подвержена изменению.

Способы начисления амортизации. В новом стандарте не предусмотрено списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Таким образом, если срок полезного использования ОС определяется периодом времени, амортизацию можно начислять только двумя методами: линейным или уменьшаемого остатка.

  • можно определять величину капвложений (т.е. по сути стоимость основных средств) только в суммах, подлежащих уплате поставщику (подрядчику). В этом случае иные расходы, связанные с осуществлением капвложений, относятся на финансовый результат текущего периода;
  • не учитывать скидки, премии и т.п., то есть отражать в составе капвложений суммы, предусмотренные соответствующими договорами;
  • не дисконтировать затраты, осуществлённые с продолжительной отсрочкой (рассрочкой);
  • при оплате капвложений неденежными средствами оценивать их по балансовой стоимости переданных имущества, работ, услуг, без определения справедливой стоимости (однако в случае безвозмездного получения активов определять их справедливую стоимость все равно обязательно);
  • не отражать изменение оценочного обязательства, включённого в стоимость ОС, как изменение первоначальной стоимости ОС. Отметим, что организации, применяющие упрощённый учёт, чаще всего в принципе не признают оценочные обязательства в силу п. 3 ПБУ 8/2010, и это снимает вопрос об их изменении;
  • не проверять основные средства и капвложения на обесценение;
  • не раскрывать значительную часть информации в бухотчётности.
  • демонтаж и утилизацию;
  • восстановление окружающей среды;
  • оплату отпусков работников, если они были привлечены к осуществлению капвложений;
  • регистрацию недвижимости или транспортного средства, если такие расходы еще не осуществлены на момент его перевода в состав ОС.

Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2023 году

Сразу списывать затраты на приобретение (создание) малоценных ОС в пределах стоимостного лимита позволяют оба способа. Лимит стоимости основных средств для единовременного списания в бухгалтерском учёте нормативно не установлен, поэтому закрепите его в учётной политике.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2023). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

Рекомендуем прочесть:  Образец уведомления об изменении существенных условий служебного контракта

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2023 организация может принять решение не применять этот стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными п. 4 стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учётом существенности информации о таких активах.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

Установить в учётной политике лимит в отношении всей совокупности несущественных активов. Количественное значение лимита рассчитывается исходя из потенциального влияния на релевантные показатели . Он может выражаться в денежной сумме или в процентах от денежной величины релевантных показателей. Определить лимит надо таким образом, чтобы годовые затраты на приобретение, создание, улучшение, восстановление ОС из несущественных категорий не превысили установленное значение ( п. 3 , 4 , 5 , 6 Рекомендации Р-126/2023-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

— телекоммуникационные системы (сети), предназначенные для выполнения функций связи и информатизации, или отдельные объекты системы, в том числе отдельное телекоммуникационное оборудование и активное оборудование компьютерных сетей (за исключением телефонных аппаратов, в том числе IP-телефонов), балансовая стоимость которых превышает 200 тыс.руб.

3. Ведение Перечня осуществляется Учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета Учреждений с указанием полного наименования объекта, отнесенного к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и инвентарного (учетного) номера (при его наличии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему приказу).

— системы (сети), предназначенные для выполнения функций обеспечения безопасности объектов, или отдельные объекты системы, сети (охранно-пожарной, оповещения, видеонаблюдения, контроля доступа, виброакустической защиты помещений) и аналогичные системы, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс.руб.;

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2023 Основные средства

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2023). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2023 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

После признания объект основных средств может отражаться в бухгалтерском учете по переоцененной стоимости. При этом стоимость такого объекта регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости (ранее – объект переоценивался по текущей (восстановительной) стоимости). Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 217н.

а) не применять порядок корректировки первоначальной стоимости основного средства в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды, предусмотренный стандартом;

Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств (ранее – не чаще одного раза в год на конец отчетного периода). Вместе с тем допустимо принять решение о проведении переоценки не чаще одного раза в год (по состоянию на конец отчетного года).

Стандарт заменяет Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. В связи с принятием этого стандарта с 1 января 2023 г. утрачивают силу Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

В отношении основных средств, оцениваемых по переоцененной стоимости, установлен ряд дополнительных требований к раскрытию информации, в частности, дата проведения последней переоценки основных средств; сведения о привлечении независимого оценщика; методы и допущения, принятые при определении справедливой стоимости основных средств, включая информацию об использовании наблюдаемых рыночных цен; балансовая стоимость переоцениваемых групп основных средств, которая была бы отражена в бухгалтерской отчетности при оценке их по первоначальной стоимости, на отчетную дату; способы пересчета первоначальной стоимости переоцениваемых групп основных средств; сумма накопленной дооценки основных средств, не списанная на нераспределенную прибыль, с указанием способа списания накопленной дооценки на нераспределенную прибыль.

— телекоммуникационные системы (сети), предназначенные для выполнения функций связи и информатизации, или отдельные объекты системы, в том числе отдельное телекоммуникационное оборудование и активное оборудование компьютерных сетей (за исключением телефонных аппаратов, в том числе IP-телефонов), балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.

3. Ведение Перечня осуществляется Учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета Учреждений с указанием полного наименования объекта, отнесенного к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и инвентарного (учетного) номера (при его наличии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему приказу).

— системы (сети), предназначенные для выполнения функций обеспечения безопасности объектов, или отдельные объекты системы, сети (охранно-пожарной, оповещения, видеонаблюдения, контроля доступа, виброакустической защиты помещений) и аналогичные системы, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.;

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 и пунктом 12 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2023, N 49, ст. 6966), подпунктом «е» пункта 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236; 2023, N 10, ст. 971), подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4237) приказываю:

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Какие основные средства с 2023 года считаютмя особоценными

Малоценные основные средства 2023 — это имущество организации, стоимость которого не превышает установленного законодательством лимита, и его можно учесть в составе расходов единовременно, а не через амортизационные начисления. Разберемся, какие основные средства считаются малоценными и как правильно вести их учет в бюджетной организации с учетом изменений 2023 года. 11 января 2023 Автор: Евдокимова Наталья Чтобы определить, какие объекты можно отнести к малоценным основным средствам, от какой суммы 2023 считать и как учитывать, определим предельные лимиты. Лимиты стоимости скорректированы.

Поэтому без них годовые отчетности не обходятся. О том, как отмечаются основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2023 году, расскажет подробнее эта статья. Существует множество параметров для определения, какое имущество признаётся как ОС, а какое – нет.

Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2023 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей. Начислить 100-процентную амортизацию на основные средства с какой суммы нужно в этом году?

Рекомендуем прочесть:  Льготные Нормы По Воде Москва

1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок согласования Федеральным агентством лесного хозяйства (далее — Рослесхоз) распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее — Учреждение) либо приобретенным Учреждениями за счет средств, выделенных Рослесхозом на приобретение такого имущества (далее — Порядок) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г.

Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2023.Перечень особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются учредителем.

Что отнести к особо ценному движимому имуществу

  1. движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет:
  • для федеральных автономных учреждений от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, от 50 000 до 500 000 руб.;
  • для муниципальных автономных учреждений от 50 000 до 200 000 руб.;
  1. иное движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ;
  2. имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  • Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Например, в бюджетном учреждении согласно приказу 174н, он имеет следующие группы счетов:010610000 «Вложения в недвижимое имущество»;
  • 010620000 «Вложения в особо ценное движимое имущество»;
  • 010630000 «Вложения в иное движимое имущество»;
  • 010640000 «Вложения в объекты финаренды»;
  • 010660000 «Вложения в права пользования НМА»;
  • 010690000 «Вложения в имущество концедента».

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.

В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).

В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2023 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2023 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2023 году

Затраты на приобретение, создание, улучшение, восстановление ОС из несущественных категорий независимо от стоимости отдельных объектов списываются в расходы или признаются затратами на создание других активов (например, НЗП) в периоде их осуществления, так же, как признавалась бы амортизация по этим активам ( п. 5 ФСБУ 6/2023, п. 8 , 9 Рекомендации Р-126/2023-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

Независимо от применяемого способа нужно обеспечить контроль за наличием и движением малоценных ОС ( п. 5 ФСБУ 6/2023). Для этого можно ввести дополнительный забалансовый счёт или ограничиться складским учётом ( п. 10 Рекомендации Р-126/2023-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

Способ 1. Установить лимит стоимости для совокупности объектов ОС. Для этого нужно определить в учётной политике категории ОС, информация о которых заведомо несущественна организации с учётом особенностей её деятельности и структуры активов (то есть не может повлиять на экономические решения пользователей отчётности). Это могут быть ОС конкретных видов, подвидов, групп, подгрупп, сегментов и т. п. ( п. 2 , 6 Рекомендации Р-126/2023-КпР «Стоимостной лимит для основных средств», иллюстративный пример 1 Рекомендации Р-100/2023-КпР «Реализация требования рациональности»).

Основные средства (ОС) – это оборудование и другое дорогостоящее имущество, которое компания использует больше года. ОС отличаются от инвентаря, стоимость которого меньше лимита ; от сырья и материалов, используемых однократно; от товаров и готовой продукции, предназначенных для продажи ( ст. 257 НК РФ, п. 4 ФСБУ 6/2023, Письмо Минфина России от 11.07.2023 № 03-03-06/2/48148).

Периодичность переоценки остальных групп ОС определяется самостоятельно исходя из того, насколько подвержена изменениям их справедливая стоимость, и закреплена в учётной политике. Если принято решение проводить переоценку ОС, отличных от инвестиционной недвижимости, не чаще одного раза в год, то нужна переоценивать их по состоянию на конец каждого отчётного года ( п. 16 ФСБУ 6/2023, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2023 № ИС-учёт-29).

ФСБУ 6/2023: как по-новому учитывать основные средства с 1 января 2023 года

Теперь начислять амортизацию по объектам основных средств должны все юридические лица, на которых распространяется новый стандарт — как коммерческие, так и некоммерческие организации. Как и раньше, не нужно амортизировать объекты, свойства которых не меняются со временем, например — земельные участки.

Организация может выбрать один из вариантов последующей оценки для каждой группы основных средств . Под группой в рамках стандарта понимают совокупность объектов основных средств со сходным характером использования ( п.11 ФСБУ 6/2023 ). Это может быть, например, недвижимость, транспорт, оргтехника.

  1. Отразить сведения об инвестиционной недвижимости и других видах основных средств в разрезе групп: балансовая стоимость, амортизация, движение за отчётный период.
  2. Привести информацию о переоценке и обесценении основных средств, в том числе сведения, предусмотренные стандартом МСФО (IAS) 36«Обесценение активов» .
  3. Указать сведения о балансовой стоимости особых групп основных средств: объектах, которые пригодны для использования, но не используются, кроме случаев, когда это обусловлено сезонностью; основных средствах, сданных в аренду; объектах, в отношении которых имущественные права организации ограничены.
  4. Предоставить информацию об элементах амортизации основных средств и их корректировках, если таковые были.

Если срок полезного использования объекта зависит от длительности работы, но внутри периода интенсивность эксплуатации меняется, то нужно использовать метод уменьшаемого остатка. При этом сумма амортизации за каждый последующий год должна быть меньше, чем за предыдущий. Формулу расчёта организация должна определить самостоятельно.

В общем случае начинать начисление амортизации нужно с даты признания объекта в учёте, а завершать — с даты его списания. Но организация имеет право начинать и завершать начисление амортизации с 1 числа месяца, следующего соответственно за месяцем признания или списания объекта ( п. 33 ФСБУ 6/2023) .

  1. 0 101 21 000 «Жилые площади».
  2. 0 101 22 000 «Нежилые объекты».
  3. 0 101 23 000 «Сооружения».
  4. 0 101 24 000 «Машины, оборудование».
  5. 0 101 25 000 «Транспорт».
  6. 0 101 26 000 «Хозяйственный, производственный инвентарь».
  7. 0 101 27 000 «библиотечный фонд».
  8. 0 101 28 000 «Прочие ОС».

До согласования операции и получения права на ее осуществление оценивается состояние имущества. По результатам анализа составляется заключение о пригодности объектов к использованию. На основании этого документа руководитель учреждения направляет учредителю письмо о необходимости списания ценностей.

  1. Автомобильная, бронетанковая техника.
  2. Силовые, подъемные агрегаты, станки, технологическое оснащение и прочее оборудование, используемое для осуществления деятельности, закрепленной уставом.
  3. Спецоборудование, предназначенное для ведения основной деятельности.
  4. Офисная, бытовая техника, вычислительные машины.
  5. Производственные инструменты.

Что касается муниципальных учреждений, то минимальный предел суммы здесь также 50 тыс. руб. А вот максимальная стоимость особо ценного имущества учреждений не может превышать 200 тыс. руб. Соответствующие величины утверждаются нормативными актами местной администрации или органами территориального самоуправления, если они являются учредителями таких организаций.

На основании п. 238 указанной Инструкции, сч. 021006000 «Расчеты с учредителем» используется для отражения информации по сделкам, совершенным с участием органа власти, реализующего полномочия и функции учредителя (собственника) государственного/муниципального бюджетного либо автономного учреждения. Следует принять во внимание, что на указанном счете обобщаются данные только по тому особо ценному имуществу, которым организация распоряжаться не может. Информация отражается в денежном эквиваленте, равным балансовой стоимости объектов.

  • опись закладываемого имущества, справку о его залоговой стоимости, справку о его балансовой стоимости на последнюю отчетную дату, подписанную руководителем Учреждения, его главным бухгалтером и скрепленную печатью Учреждения;
  • социально-экономическое обоснование совершения сделки, обеспечиваемой залогом, которое, в том числе, должно содержать:
  • учреждение направляет Учредителю сведения о приобретенном либо подаренном имуществе;
  • Учредитель из этого перечня самостоятельно определяет принадлежность вновь приобретенного имущества к категории особо ценного движимого имущества, готовит свой распорядительный акт с приложением к нему перечней, оформленных в виде дополнений к уже утвержденным ранее перечням особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений, направляет их в ДУМИ на согласование.

В случае изменения типа муниципального учреждения право оперативного управления, возникшее у учреждения до изменения типа, не прекращается. Правовой акт ДУМИ о закреплении имущества за учреждением в его новом статусе либо другой документ, подтверждающий, что закрепление имущества за учреждением (оформленное до изменения типа учреждении) действительно, не требуется.

  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм;
  • медицинским учреждениям для обеспечения деятельности медицинского обслуживания лиц, обучающихся в образовательном учреждении;
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
  • муниципальным учреждениям муниципального образования «город Екатеринбург», в том числе Екатеринбургской городской Думе;
  • избирательным комиссиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим их деятельность.
Рекомендуем прочесть:  Сколько В Рублях Размер Пенсии Ликвидаторов Чернобыльской Аэс

В соответствии со статьей 17.1 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 17.1 закона о защите конкуренции.

  • на статью 310 КОСГУ в части стоимости самого основного средства;
  • на подстатью 228 КОСГУ в части стоимости работ, услуг, необходимых для доведения объекта основного средства до состояния, пригодного для эксплуатации. Например, расходы на доставку основного средства, включаемые согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов в его первоначальную стоимость (относимые в дебет счета 106 01), относятся на подстатью 228 КОСГУ, но не на подстатью 222 КОСГУ. На код 222 КОСГУ расходы по доставке основного средства могут относиться тогда, когда комиссией принято решение о том, что они не формируют первоначальную стоимость основного средства.

Согласно пп. 10.2.8, 11.1 Порядка № 209н*(11) расходы на приобретение основных средств относятся на статью 310 КОСГУ, а расходы, формирующие стоимость основного средства — на подстатью 228 КОСГУ. Таким образом, расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства и относимые в дебет счета 106 01, относятся на коды КОСГУ в следующем порядке:

Несмотря на изложенный общий порядок учета, основанный на положениях нормативных правовых актов, нельзя не отметить, что специалисты Минфина России предусматривают учет единых функционирующих систем, к которым в том числе относится и пожарная сигнализация, как самостоятельного объекта основного средства (письмо Минфина России от 16.05.2023 № 02-05-10/35563). Однако судебная практика показывает, что такой вариант учета нередко вызывает претензии контролирующих органов.

      • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
      • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, до регистрации в ЕГРН: забалансовый счет 01*(9);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, после регистрации в ЕГРН: счет 103 11.

3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено.18.10.2023 В Минфин России разъяснил вопрос об отнесении бюджетным учреждением движимого имущества к особо ценному и распоряжении им, в случае приобретения за счет приносящей доход деятельности, а также отражении такого имущества в бухучете. Установлено, что под особо ценным движимым имуществом подразумевается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения и требования по включению такого имущества в состав особо ценного установлены Правительством России.для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс.

Поэтому без них годовые отчетности не обходятся. О том, как отмечаются основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2023 году, расскажет подробнее эта статья. Существует множество параметров для определения, какое имущество признаётся как ОС, а какое – нет.

Об особенностях учета объектов, относимых к особо ценному движимому имуществу, мы поговорим в этой статье. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Постановление № 538).

рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2023 году?

рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя; для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс.

Особо ценное имущество: понятие, перечень, категория, требования ПП РФ №538-п4, правила внесения и списания

Ограничения распространяются и на объекты, переданные организации собственником, и приобретенные ею на средства резервных фондов. Вместе с тем учреждение вправе использовать все, что включено в перечень особо ценного имущества, для извлечения прибыли, если вырученные средства пойдут на развитие деятельности.

Особо ценное имущество этих организаций определяется по несколько иным критериям. Стоимость для них определяется в зависимости от его уровня. Так, сумма особо ценного имущества автономных организаций, созданных на базе объектов, являющихся региональной собственностью, а также бюджетных учреждений, подведомственных субъекту РФ, составляет 50-500 тыс. руб. Она утверждается высшим исполнительным органом субъекта.

  1. 0 101 21 000 «Жилые площади».
  2. 0 101 22 000 «Нежилые объекты».
  3. 0 101 23 000 «Сооружения».
  4. 0 101 24 000 «Машины, оборудование».
  5. 0 101 25 000 «Транспорт».
  6. 0 101 26 000 «Хозяйственный, производственный инвентарь».
  7. 0 101 27 000 «библиотечный фонд».
  8. 0 101 28 000 «Прочие ОС».

В соответствии с положениями Инструкции, при оприходовании активов, стоимость которых меньше 3-х тыс. руб., осуществляется их одновременное списание на забалансовый сч. 21. К регистру бухгалтер открывает субсчета для раздельного отражения информации по особо ценному и другому имуществу. Эти правила распространяются только на движимые объекты.

Порядок отражения сведений об особо ценном движимом имуществе учреждений, обязательствах, финансовых/нефинансовых активах, в т. ч. приобретенных за счет ведения деятельности, приносящей доход, операциях, изменяющих обязательства, доходах и расходах, на установлен Инструкцией по применению плана счетов в органах муниципальной и госвласти, структурах управления государственными внебюджетными фондами, Академий наук, муниципальных и госучреждений. Документ утвержден Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010 г.

Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2023.Перечень особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются учредителем.

Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан (далее в статье – ПП РФ №538). Согласно требованиям ПП РФ №538-п4 при составлении учредителями списков ценной собственности учреждений, в них могут быть включены следующие категории движимого имущества: Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции. Ценовой интервал относительно федеральных учреждений составляет – 200 т.

  1. находиться в пользование у организации на основании договора аренды, лизинга и т.д.;
  2. договоров лизинга;
  3. договоров аренды;
  4. при этом имущество, которое претендует на звание основных средств, может находиться в следующих состояниях, а именно:
  5. основные средства должны применяться в следующих случаях:
  6. договоров оперативного управления;
  7. стоимость основного средства должно быть дороже 40 000 рублей бля бухгалтерского учета и 100 000 рублей для налогового учета;
  8. основные средства должны принадлежать организации на основании следующих видов договоров:
  9. купли-продажи;
  10. срок полезного использования имущества должен быть больше 12 месяцев;
  11. других договоров
  12. эксплуатироваться;
  13. находиться на консервации;
  14. деятельность по выполнению работ, оказанию услуг
  15. государственные полномочия;
  16. находиться в запасе
  17. управленческие нужды;

3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено.18.10.2023 В Минфин России разъяснил вопрос об отнесении бюджетным учреждением движимого имущества к особо ценному и распоряжении им, в случае приобретения за счет приносящей доход деятельности, а также отражении такого имущества в бухучете. Установлено, что под особо ценным движимым имуществом подразумевается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения и требования по включению такого имущества в состав особо ценного установлены Правительством России.для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс.

Как учесть новые основные средства в учете смотрите в . В 2023 году в учете ОС будут применяться положения, содержащиеся в новом федеральном стандарте 2023 года «». Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (приказ Минфина от 31 декабря 2023 г.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах