Возникновение Права Муниципальной Собственности На Земельный Участок

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Всем привет, если еще не знакомы с нашими материалами, то они отличаются сжатостью и только необходимой информацией, поэтому всегда можно быстро разобраться в любом вопросе. Сегодня раскроем такую тему как — Возникновение Права Муниципальной Собственности На Земельный Участок. Скорее всего Вы думаете, что это сложно и непонятно, но мы расскажем это простым языком, так чтобы у Вас не осталось дополнительных вопросов. Но если у Вас все же есть недопонимание изложенного материала, то наш дежурный юрист проконсультирует Вас любым, удобным способом.

Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления.

Для предоставления участка в собственность он не должен иметь никаких ограничений или обременений. Кроме этого, территория не должна быть изъята из оборота. Такие земли, в соответствии с 27 статьей ЗК (в.2), не могут являться объектами сделок, предусмотренных в гражданских нормах. В индивидуальное владение, распоряжение, пользование также не предоставляются территории, ограниченные в обороте. Исключение могут составлять случаи, установленные законодательством. Категории изъятых и ограниченных в обороте территорий присутствует в статье 27 ЗК (п. 4 и 5).

В городах федерального значения при разграничении территорий право муниципальной собственности не возникает. Для них устанавливаются специальные правила. Особенности правового режима обуславливаются тем, что города федерального значения считаются самостоятельными субъектами Российской Федерации. Соответственно, для них действуют региональные правила. Право муниципальной собственности в этих субъектах возникает в процессе передачи наделов административным единицам, расположенным в их пределах, в соответствии с местными законами.

Частное владение

Пределы МО определяются по федеральным и региональным законам. При этом учитываются исторические и прочие местные традиции. В территорию МО может включаться сельское или городское поселение . В границах административной единицы могут присутствовать площади, необходимые для развития населенных пунктов, рекреационные зоны. Кроме этого, в территорию включаются земельные участки общего пользования. К ним, в числе прочего, относят лесные массивы, луга и прочее. Городское поселение может в соответствии с законом получить безвозмездно дополнительные территории.

Рекомендуем прочесть:  Больница Номер 6 В Москве Авария В Чернобольской

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из гос. или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юр. лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Субъекты муниципальной собственности

Государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

5. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).

Ипальная собственность на землю

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

17.Право частной собственности на землю

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию земельного участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК РФ).

1. Возникновение муниципальной собственности на земельные участки до вступления в силу ЗК РФ сталкивалось с рядом проблем. Так, законодательство, регулирующее муниципальную собственность, включающее на разных этапах Закон РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (ст. 37), Конституцию РФ (ч. 2 ст. 9, ст. 132), ГК РФ, Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не устанавливало оснований возникновения муниципальной собственности, а также перечня земель, которые могут находиться в собственности муниципальных образований. Таким образом, муниципальная собственность до 25 октября 2023 г., как правило, возникала по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством.

Рекомендуем прочесть:  Сводный список граждан стоящих в очереди на сертификат по брянской области

Статья 19 ЗК РФ

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

Комментарий к ст. 19 ЗК РФ

3. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Наталья. Год назад я купила у администрации города на торгах земельный участок в своем микрорайоне, чтобы в дальнейшем построить на нем дом. У меня имеется купчая, однако, недавно, после того как я обратилась в Росреестр для регистрации прав собственности, возникла проблема.

  • при наличии федеральных или региональных законодательных актов;
  • в процессе разграничения земель государства;
  • в результате проведения правовых сделок, регламентированных гражданским кодексом РФ;
  • в случае безвозмездной передачи земель в собственность городских властей.

Ответственные органы

  • решение уполномоченного ведомства о передаче земель в собственность на бесплатной основе или в постоянное бессрочное пользование;
  • купчая, при предоставлении территории за плату;
  • соглашение об аренде, если надел передается во временное пользование с условием периодической оплаты;
  • договор безвозмездного пользования, если участок передан на таком основании.

Таким образом, права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским законодательством, однако федеральными земельными законами в соответствии с принципами, установленными земельным законодательством, может быть ограничен круг субъектов, которым земельные участки предоставляются на основании того или иного права. Федеральными же земельными законами может быть ограничен оборот земельных участков (см. ст. 27 ЗК РФ и комментарий к ней), и это прежде всего означает, что право собственности граждан, юридических лиц, местного самоуправления, субъектов РФ на ряд предусмотренных ЗК РФ земель возникнуть не может. Земельным законодательством также могут быть установлены особенности возникновения прав на земельные участки, что, собственно, и составляет содержание данной главы.

Статья 25 ЗК РФ

В то же время и право пожизненного наследуемого владения, и право постоянного (бессрочного) пользования переходят приобретателю недвижимости, расположенной на земельном участке, принадлежавшем прежнему владельцу недвижимости на основе или права постоянного (бессрочного) пользования, или права пожизненного наследуемого владения соответственно (см. ст. 35 ЗК РФ и комментарий к ней). Статьей 271 ГК РФ также устанавливается, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Комментарии к ст. 25 ЗК РФ

Таким образом, если гражданское законодательство устанавливает общие основания для возникновения и прекращения прав на любое имущество или имущественные права, то земельным законодательством устанавливаются специальные нормы, определяющие правовые особенности возникновения или прекращения прав именно на землю как особый материальный объект правоотношений.

  1. муниципалитет получил наделы на землю из федерального или регионального фонда Российской Федерации;
  2. государство закупило земли;
  3. при отказе частных собственников от наделов;
  4. в случае если муниципалитет получил земли под реализацию социальных программ.
  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.
Рекомендуем прочесть:  Виктимологическая Профилактика Мошенничества Преступлениями В It Среде

Объекты и субъекты

При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти. Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений распространяются на такие моменты, которые связаны с муниципальными землями:

Схожая ситуация имеет место, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался участок из земель сельскохозяйственного назначения, и это влечет за собой нарушение требований ст. 3 и (или) п. 2 ст. 4 Закона от 24.07.2023 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [16]. В этом случае земельный участок должен быть отчужден собственником в течение года со дня возникновения права на такой участок и, соответственно, обязанности по его отчуждению. Иначе отчуждение происходит принудительно на торгах в судебном порядке. Если же лицо, изъявившее желание приобрести данный участок, отсутствует, он приобретается субъектом Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальным образованием по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

Выкуп, как правило, рассматривается как разновидность изъятия земельного участка, «которое производится за выкупную цену» [12]. Справедливо отмечается, что выкуп выступает одной из форм изъятия участка земли, применяющейся исключи-118

Creation (Acquisition) of the Right of Public Property for Plots of Land

Необходимыми элементами фактического состава, лежащего в основании приобретения права муниципальной собственности, в данном случае будут: принятие соответствующего решения органом местного самоуправления, государственная регистрация данного решения, письменное уведомление собственника земельного участка о предстоящем изъятии и о произведенной регистрации решения о нем, заключение соглашения о выкупе или принятие судом решения о нем, государственная регистрация

Например, права собственника от имени Красногорского муниципального района в соответствии с решением Совета депутатов Красногорского муниципального района от 28 февраля 2023 года N 1533/2 реализует КУМИ администрации Красногорского муниципального района.
———————————
Решение Совета депутатов Красногорского муниципального района от 28 февраля 2023 года 1533/2 «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Красногорского муниципального района» // Красногорские вести. 2023. N 34.

Статья 19 ЗК РФ

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Комментарий к Статье 19 ЗК РФ

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах