Вид Расходов Спонсорские Средства

Бюджетное учреждение получило пожертвование от коммерческой организации (ООО)

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. При этом под вещью как объектом гражданских прав понимаются в том числе безналичные денежные средства (ст. 128 ГК РФ).
Жертвователь вправе обусловить использование пожертвования по определенному назначению, а при невыполнении этого условия — требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п.п. 3, 5 ст. 582 ГК РФ). При наличии такого условия в договоре оценить целевой характер использования пожертвованных средств возможно лишь после их использования. До того, как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть.
В свою очередь, доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) или доходы от безвозмездно полученных иных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений, согласно п. 40 Стандарта «Доходы».
По мере реализации условий договора, при направлении расходов на проведение мероприятия в 2023 году, доходы будущих периодов от пожертвования признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода в размере произведенных затрат. При этом переходящий на 2023 год показатель, учитываемый на счете 2 401 40 155 «Доходы будущих периодов» по данному договору, должен соответствовать размеру не исполненной в текущем году суммы пожертвования (согласно условиям заключенного договора).
Таким образом, если, как в рассматриваемой ситуации безвозмездные поступления финансовых активов обусловлены определенными условиями при их передаче, то в момент возникновения права на их получение доходы от безвозмездных поступлений учитываются в составе доходов будущих периодов. В соответствии с п. 301 Инструкции N 157н доходы будущих периодов учитываются на одноименном счете 401 40 «Доходы будущих периодов». Следовательно, начисление доходов будущих периодов по иным безвозмездным поступлениям, предоставленным на условиях при передаче активов, в соответствии с соглашениями (договорами) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов» (п. 93, п. 158 Инструкции N 174н).
Пунктом 7 Порядка N 209н предусмотрено разграничение поступлений на поступления текущего и капитального характера. Поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды — недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемых в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. К поступлениям текущего характера относятся безвозмездные поступления, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера. При этом если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.
Таким образом, если средства пожертвования получены от юридических лиц, не относящихся к организациям бюджетной сферы, и предоставлены для осуществления расходов текущего характера, то согласно пп. 9.5.5 п. 9 Порядка N 209н они подлежат отнесению на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов (далее — АнКВД) 150 «Безвозмездные денежные поступления» (п.п. 12.1.5 Порядка N 85н).
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений операции, связанные с поступлением пожертвования, отражаются в рамках приносящей доход деятельности — по коду вида финансового обеспечения (КФО 2).
Операции по предоставлению средств пожертвования в рассматриваемой ситуации могут быть оформлены следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 2 205 55 564 Кредит 2 401 40 155
— начислен доход будущих периодов в сумме поступившего пожертвования, в соответствии с условиями договора;
2. Дебет 2 201 11 510 (2 201 34 510) Кредит 2 205 55 664,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» (АнКВД 150, КОСГУ 155)
— отражена операция по поступлению денежные средства, в качестве пожертвования от ООО;
3. Дебет 2 401 40 155 Кредит 2 401 10 155
— списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление пожертвований в виде денежных средств текущего характера от коммерческой организации относятся на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов 150 «Безвозмездные денежные поступления».
В учете бюджетного учреждения начисление доходов по пожертвованиям следует отражать по дебету счета 2 205 55 564 «Расчеты по поступлениям от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» и кредиту счета 2 401 40 155 «Доходы будущих периодов».
Переходящий на 2023 год остаток денежных средств, учитываемый на счете 4 401 40 155 «Доходы будущих периодов» по данному договору, должен соответствовать размеру не исполненной в текущем году суммы пожертвования.

————————————————————————-
*(1) Приказом Минфина России от 14.09.2023 N 198н внесены изменения в Инструкцию N 157н, согласно которым предусмотрено отражение бухгалтерских записей по учету доходов будущих периодов по соответствующим счетам аналитического учета 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». Поскольку в настоящее время отсутствуют разъяснения о применении данных счетов при формировании входящих остатков и не внесены соответствующие изменения в части корреспонденции счетов в Инструкции NN 162н, 174н и 183н, корреспонденция счетов приведена с использованием счета 401 40 без отражения аналитического кода вида синтетического счета.

Особенности налогообложения спонсорской помощи при УСН

  • Дебет 50, 51 Кредит 62, субсчет «Авансы полученные» — на сумму поступившего спонсорского вклада;
  • Дебет 62 Кредит 90-1 — на сумму выручки от оказания рекламных услуг;
  • Дебет 90-2 Кредит 20 (44) — на сумму расходов по оказанию рекламных услуг;
  • Дебет 62, субсчет «Авансы полученные» Кредит 62 — на сумму зачтенного аванса.

Отсюда следует, что спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. От спонсора — деньги или другие ресурсы, от спонсируемого — рекламная услуга. На это обратил внимание Минфин России в письме от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5, разъясняя учет спонсорских вкладов для целей налогообложения прибыли.

При этом нужно иметь в виду, что рекламные затраты «упрощенцы» учитывают по правилам, предусмотренным для налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, п. 4 ст. 264 НК РФ). А значит, их наверняка придется пронормировать. Сделать это нужно со всеми расходами, кроме случаев, когда реклама спонсора осуществляется:

  • через СМИ (в том числе в печати, по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, либо при кино- и видеообслуживании;
  • посредством световой и иной наружной рекламы, включая использование рекламных стендов и рекламных щитов;
  • на выставках, ярмарках, экспозициях;
  • в рекламных брошюрах и каталогах.

Если «упрощенец» выступает спонсором, у него возникает вопрос об учете спонсорского вклада в расходах. Уменьшать единый налог при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», как известно, могут только расходы, поименованные в закрытом перечне в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при этом спонсорские вклады там прямо не указаны. Однако выше мы выяснили, что спонсорство подразумевает плату за рекламу. Рекламные расходы в указанном перечне есть — подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, поэтому учесть спонсорские вклады при налогообложении возможно.

Как вести бухгалтерский учёт спонсорской помощи

ФЗ-135 от 11/08/95 г. определяет благотворительность как безвозмездную или на условиях льготы передачу гражданам и организациям денег, имущества, выполнения для них работ, услуг на тех же условиях. Регламентируются законом и цели благотворительности. В ст. 2 ФЗ зафиксирован список целей, он достаточно обширен и является закрытым: поддержка малообеспеченных, преодоление последствий стихий, ЧП, защита семьи и семейных ценностей, содействие физкультурным и спортивным организациям и др.

  • документы на поступление спонсорской помощи: банковские или кассовые, в зависимости от способа внесения средств;
  • акт сдачи-приемки материальных ценностей либо накладная, если помощь оказывалась в форме передачи ТМЦ;
  • акт об оказанных рекламных услугах (подтверждается текстом рекламного объявления, справкой об эфирном времени, экземпляр газеты, журнала, где фактически размещена реклама, и пр.).

Вопрос: В соответствии с заключенным договором спонсор предоставляет денежные средства на условиях размещения рекламной информации о спонсоре театрального представления путем указания названия и логотипа организации как спонсора на сайте организатора мероприятия и на афишах. Организация-спонсор применяет метод начисления. Какие документы нужны спонсору для учета расходов по налогу на прибыль, связанных с оказанием спонсорской помощи в проведении театрального представления организатору мероприятия?
Посмотреть ответ

Пример. Детский спортклуб «Звездочка» получил спонсорскую помощь от ООО «Лидер» в сумме 80000 рублей на проведение спортивного праздника. Средства внесены в кассу спортклуба наличными. Затраты спортклуба на рекламу — 7000 рублей. Спортклуб работает на упрощенной системе налогообложения.

  • спонсор предоставляет средства или обеспечивает предоставление средств для проведения мероприятия;
  • мероприятия могут не только иметь отношение к культуре, спорту, но и носить иной характер;
  • средства могут предоставляться для создания и проведения теле- и радиопередач (иного результата творческой деятельности);
  • спонсорская помощь связана с рекламой спонсора в ходе мероприятия.
  • начисление доходов будущих периодов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов» (040140150, 040140160) (п. 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н);
  • начисление доходов текущего периода в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов» (040140150, 040140160) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 100 «Доходы будущих периодов» (040110150, 040110160) (п. 150 Инструкции № 174н, п. 178 Инструкции № 183н).
Рекомендуем прочесть:  Когда Предоставляют Бесплатно Услуги Адвоката?

. Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) или доходы от безвозмездно полученных иных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений.»

Порядок учета доходов зависит от наличия условия при передаче активов. Условия при передаче активов — это условия, устанавливаемые передающей стороной, согласно которым будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем активов по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, при невыполнении которых передаваемые активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне (п. 6 Стандарта «Доходы»).

. Безвозмездные поступления денежных средств (включая субсидии и гранты), полученные без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих доходов от необменных операций текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к отчетному периоду.

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 209н введено разграничение безвозмездных поступлений в сектор государственного управления на поступления текущего и капитального характера (статьи 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера», 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»):

В пунктах 15.1 и 15.2 Порядка заполнения декларации отмечено, что указанные в графе 7 отчета доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения) (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Порядок внесения пожертвования следующий. Если вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе, где обучается ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, вы можете в любое удобное для вас время перечислить любую сумму, посильную для вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.

Обоснование. Пунктом 14 ст. 250 НК РФ установлено, что в состав внереализационных включаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

Таким отчетом является лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС РФ от 19.10.2023 № ММВ-7-3/572@.

Такой договор должен быть в обязательном порядке составлен в письменной форме, если:
— жертвователем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает 5 МРОТ;
— предметом пожертвования является объект недвижимости (для такого договора обязательна государственная регистрация);
— договор содержит обещание дарения в будущем.

Налогоплательщики при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Таким образом, в условиях российской действительности руководителю предприятия (или его собственнику), прежде чем решить, в какой форме оказывать ту или иную финансовую или материальную поддержку или спонсировать проведение какого-либо мероприятия, лучше изначально решить, что для организации будет предпочтительнее с точки зрения налогообложения возникающих расходов.

Данный постулат применим, если только речь не идет о достижении высоконравственных целей, связанных со стремлением некоторых бизнесменов, порой, вопреки собственной выгоде, создать базу для развития таких отраслей Российской экономики как здравоохранение, образование, культура, искусство. Без соответствующей благотворительной поддержки, данные отрасли, скорее всего, еще долго не выйдут на тот уровень своего развития, который существовал во времена Морозовых, Демидовых, Боткиных и других меценатов.

При этом, согласно абз.4 п. 4 ст. 264 НК РФ при налогообложении прибыли могут быть учтены в полном размере расходы на участие в выставках, содержащих информацию о рекламируемых товарах, работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации. То есть, данные расходы спонсора являются ненормируемыми и учитываются при уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полном объеме.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

В бюджете КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2023 год (по группам):

Еще в 2023 (после регистрации Приказа № 133н) бюджетникам придется учитывать на подстатье 273 КОСГУ «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» выбытие денег при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проведите операцию в бухучете днем признания требования о возмещении ущерба или днем поступления денег в счет погашения долга.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

На подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» отражайте расходы на строительство, приобретение (изготовление), реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) объектов основных средств и операции по их поступлению (принятию к учету).

Неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352, с неопределенным сроком – по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). В прежней редакции Порядка № 209н было наоборот: по подстатье 352 КОСГУ предполагался учет неисключительных прав с неопределенным сроком, а по подстатье 353 – с определенным. Однако соответствующие пункты Порядка № 209н скорректированы.

Если контрагент – юридическое лицо реорганизован в течение финансового года, до конца этого года применяется тот же код КОСГУ, что и в начале расчетов. Со следующего финансового года при расчетах с этим контрагентом применяется код КОСГУ в соответствии с той группой лиц, к которой он относится после реорганизации. Это правило касается статей 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 КОСГУ (п. 7.1 Порядка № 209н). Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 27.12.2023 № 02-08-10/103065.

С 2023 года по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ отражаются только расходы на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды (п. 10.1.3 Порядка № 209н). Пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС РФ, из описания подстатьи 213 исключены, поскольку их будет перечислять сам фонд. Социальное пособие на погребение учреждение-работодатель должно выплачивать по подстатье 265 КОСГУ (п. 10.6.5 Порядка № 209н). Дополнительные выходные дни в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами оплачиваются по подстатье 266 КОСГУ (10.6.6 Порядка № 209н).

Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами, иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 КОСГУ. В этой части п. 10.2.6 Порядка № 209н оставлен без изменений. Ранее планировалось, что для этих целей будут применяться подстатьи 352, 353 КОСГУ.

Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2023 № 181н.

Пожертвования учреждению спорта

В бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операции, связанные с поступлением пожертвования, отражаются в рамках приносящей доход деятельности – по коду вида финансового обеспечения (КВФО) 2. При этом денежные средства, поступившие в виде пожертвования, расходуются бюджетными (автономными) учреждениями самостоятельно.

В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 50, ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» одними из форм некоммерческих организаций являются государственные (муниципальные) учреждения – бюджетные, автономные и казенные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели названных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Для отражения доходов в виде пожертвований с 2023 года применяются новые статьи КОСГУ: 150, 160, 190 (вместо статьи 180). Названные статьи используются в разрезе видов поступлений (текущие и капитальные), а также источников поступлений (организации госсектора, иные организации, физические лица и т. д.).

Рекомендуем прочесть:  Условия Возврата Товара На Заказ

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (ст. 582 ГК РФ). В качестве пожертвований могут выступать как денежные средства, так и иные объекты имущества. С 01.01.2023 доходы в виде пожертвований отражаются в бухгалтерском учете по‑новому. Об этом и не только расскажем в статье.

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-347, 349 КОСГУ. По этим подстатьям отражайте расходы на приобретение (изготовление) объектов, признаваемых материальными запасами, и операции по их поступлению (принятию к учету).

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

С 01.01.2023 вступают в силу изменения по КОСГУ 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам». По этому коду следует разделять операции текущего и капитального характера. Текущие операции учитываются по подстатьям КОСГУ 251, 252, 253. Капитальные операции отражают по подстатьям КОСГУ:

До 2023 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Код вида расхода, или КВР, — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2023 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2023 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2023). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2023).

  • договор или контракт с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг;
  • копии документов, подтверждающих принятие благотворительной помощи;
  • акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученной помощи.
  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

К прочим расходам как раз относится благотворительность. Поэтому в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Благотворительность давно стала нормой для многих людей. К сожалению, есть люди и организации, которым нужна помощь. Поэтому многие предприниматели жертвуют деньги или необходимые вещи в адрес фондов, школ и других организаций. Однако, бухгалтер должен правильно учесть все «добрые» расходы.

  • Благотворители — те, кто «осуществляет бескорыстную передачу в собственность имущества или денежных средств». Также сюда входит и оказание услуг.
  • Добровольцы — физические лица, которые безвозмездно выполняют работы и оказывают услуги. Иными словами — это волонтеры и волонтерские организации.
  • Благополучатели — те, кто получает помощь от благотворителей и добровольцев.

Организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль затраты на благотворительность. Сделать это нужно во всех отчетных периодах. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ спонсорская помощь, оказанная в целях рекламы, подлежит обложению НДС. Если оказанная помощь в виде передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) осуществлена безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров, то согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ обязанность по уплате НДС не возникает, так как данная операция не подлежит налогообложению на территории РФ.

Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода, что следует из п. 1 ст. 252 НК РФ.

  • с проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;
  • с организацией световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов, изготовлением рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

Пример 3. Организация в феврале выступила спонсором проведения общероссийского интернет-форума. Согласно договору информация о спонсоре и оказываемых им услугах будет доведена до потребителя путем размещения логотипа спонсора на одежде участников форума. Сумма спонсорского взноса — 120 000 руб. без НДС. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за I квартал — 5 000 000 руб. без НДС. Других нормируемых расходов в отчетном квартале у организации не было.

Спонсорство следует отличать от благотворительности: у спонсорства отсутствует такой признак благотворительности, как безвозмездность; отношения спонсора и спонсируемого строятся только на возмездной основе. В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому лицу денежные средства, имущество (товары, готовую продукцию) к определенной дате на запланированное мероприятие. Спонсируемый, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения которого он должен распространить среди участников информацию о спонсоре. Иными словами, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно являются рекламодателем и рекламораспространителем.

  1. наличие пометки «реклама» или «на правах рекламы». Если редакционные статьи не содержат такой пометки, то плата за их размещение в размере спонсорского взноса не учитывается для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201);
  2. объем рекламы должен составлять не более 40% объема одного номера периодического печатного издания. Это требование не распространяется на издания, зарегистрированные в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных которых указана информация о такой специализации.
  • с проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;
  • с организацией световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов, изготовлением рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

Спонсорский взнос согласно п. п. 6, 6.1 ПБУ 10/99 принимается к учету в сумме фактически понесенных расходов, которая исчисляется в денежном выражении и равна величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных в спонсорском договоре.

Расходы спонсора, оказывающего помощь на условиях распространения рекламы, отражаются в составе рекламных расходов, связанных с продажей товаров. Как указано в п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, такие затраты являются расходами по обычным видам деятельности.

Спонсорство следует отличать от благотворительности: у спонсорства отсутствует такой признак благотворительности, как безвозмездность; отношения спонсора и спонсируемого строятся только на возмездной основе. В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому лицу денежные средства, имущество (товары, готовую продукцию) к определенной дате на запланированное мероприятие. Спонсируемый, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения которого он должен распространить среди участников информацию о спонсоре. Иными словами, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно являются рекламодателем и рекламораспространителем.

Вопрос: музыкальная школа получает на счет учреждения целевые взносы — добровольные пожертвования, которые платят родители каждый месяц. С каждым родителем заключен договор пожертвования, в нем указаны цели, на которые эти деньги пойдут. Поступившие средства относим на счет Дебет 2.205.55 155 Кредит 2.401.40.155. А когда относить эти суммы на счет 401.10? Какой документ должен быть? Отчет? Есть какая-то форма?

В Письме от 21.03.2023 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».

Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.

Порядок расходования пожертвований в целом можно утвердить во внутренних документах учреждения. Рекомендуем прописать в локальном акте документы, которыми учреждение подтвердит целевое направление денежных средств. Отчитываться о целевом направлении средств следует перед тем, кто пожертвовал деньги на определенные цели (проведение литературной премии), а не перед учредителем.

Вопрос: бюджетное учреждение в следующем году получит денежное пожертвование от физического лица, гражданина другой страны на проведение литературной премии. Что значит вести раздельный учет средств? Как расходовать эти средства? Должны ли быть какие-то отчеты по расходованию этих средств перед учредителем или налоговой?

Рекламные расходы: классификация в бухгалтерском и налоговом учете

Если организация заказывает размещение рекламы через посредника (например, рекламное агентство), то в состав ненормируемых расходов на рекламу включается как стоимость размещения рекламы, так и расходы на уплату посреднического (агентского) вознаграждения (письмо УМНС по г. Москве от 26.02.2003 N 26-12/12101).

Рекомендуем прочесть:  Профессиональные Вредности У Беременной

А если рекламная компания закрывается за несколько месяцев одним документом на большую сумму, то даже этот один неправильно оформленный документ приведет к снятию данного расхода для целей налога на прибыль, доначислению налога в размере 20% от суммы расхода на рекламу, начислению штрафов и пеней.

Такие каталоги призваны формировать интерес не столько к потребительским свойствам реализуемых товаров, сколько к возможности приобрести товары по привлекательным ценам в данных конкретных торговых точках. Поэтому оптовая организация, финансирующая издание таких каталогов, не может учесть произведенные затраты в целях налогообложения прибыли как расходы на рекламу. По мнению налоговых органов, такие расходы вообще не могут быть учтены оптовой организацией в целях налогообложения (см. письмо УМНС по г. Москве от 16.09.2003 N 26-08/50782).

Так, например, организации оптовой торговли зачастую финансируют полностью (или частично) затраты розничных торговых организаций на издание каталогов (брошюр, листовок), содержащих информацию о реализуемых товарах с указанием реквизитов (адреса торговых точек, телефоны и т.д.) этих розничных торговых организаций.

Хотелось бы отметить, что для продвижения своего товара, для проведения рекламно-информационных мероприятий (РИМ) торговые компании очень часто заключают рамочные агентские договоры с крупными рекламными агентствами. Агентства, уже в свою очередь, привлекают для выполнения отдельных задач другие агентства. Эти сторонние организации закупают оборудование, материалы, оформляют стенды на выставках, витрины магазинов и салонов, закупают в фотобанках фотографии для рекламы в печати, в каталогах и брошюрах, в интернете, привлекают агентства для создания роликов, клипов, проводят РИМ в разных городах и регионах России.

С 2023 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

Так, с 20.11.2023 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.

Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2023 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2023 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.

Наряду с интенсивной подготовкой бухгалтеров бюджетной сферы к сдаче итоговой отчетности необходимо также помнить, что, как правило, под конец отчетного года происходит много изменений в законодательстве. Не обошли стороной новшества и порядок применения некоторых кодов бюджетной классификации. Основные «новинки» рассмотрим в данной статье.

Наконец с 2023 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2023 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.

Учет спонсорской помощи, ее поступления и списания, проводки

Договор должен содержать конкретное место проведения мероприятия, факт рекламирования и иные важные моменты, позволяющие квалифицировать помощь как спонсорское финансирование. Спонсорство следует отличать от благотворительности, при оказании которой у получателя помощи не возникает необходимости оказания возмездных услуг. Учет спонсорства и благотворительности имеет отличительные особенности.

При определении сумм, учитываемых при налогообложении, требуется различать нормируемые и ненормируемые расходы. Норма списания составляет 1% от суммы выручки, полученной в периоде. Ненормируемые расходы списываются в полном объеме. К нормируемым расходам относятся затраты, произведенные для закупки призов, рекламирования бренда на спортивном обмундировании лиц и прочие, не включенные в состав ненормируемых расходов. Читайте также статью: → “Расходы организации (ПБУ 10/99)».

Предоставление финансовой помощи осуществляется в форме предварительной оплаты. Учесть оплату услуг по получению рекламы в составе расходов можно только после подтверждения исполнения обязательств по договору. До получения акта выбытие средств учитывается в корреспонденции со счетом 60 на субсчете 2 (или иного индекса) «Расчеты по выданным авансам». Читайте также статью: → “Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60)».

Суммы, перечисленные в форме помощи, являются у принимающей стороне объектом обложения НДС. Если принимающая сторона не имеет освобождение от уплаты налога, спонсор должен получить на оплаченную сумму счет-фактуру. Налог, выделенный в документе, учитывается в качестве вычета для уменьшения базы по НДС.

Налог с уплаченного аванса зачитывается (восстанавливается) при выдаче счет-фактуры на оказанные услуги. В случае предоставления в качестве спонсорской помощи имущества счет-фактура на аванс не оформляется. НДС по оказанной услуге можно принять к вычету в полном объеме, без учета нормируемых расходов по рекламе в связи с отсутствием указания на ограничение суммы в законодательстве.

Однако этот вопрос остается дискуссионным. Налогоплательщики не согласны с такой позицией, так как полагают, что данное правило действует только в отношении командировочных и представительских расходов. В судебной практике немало случаев, когда компаниям удавалось успешно отстоять эту точку зрения в суде. К примеру, Пост. президиума ВАС от 6 июля 2010 года № 2604/10.

В целях налогообложения получатель должен отражать спонсорскую помощь в составе доходов от рекламных услуг. Данный вид поступлений не относится к категории финансовых выгод, освобожденных от уплаты налога на прибыль. Поэтому с суммы спонсорской помощи в полном объеме должен быть уплачен налог.

  • Дт 51 Кт 62/2 — отражено получение средств у получателя,
  • Дт 62 Кт 90/1 — учет оказанной спонсору рекламной услуги,
  • Дт 90/2 Кт 44 — расходы на рекламу отражены в бухгалтерском учете,
  • Дт 62/1 Кт 62/2 — зачет аванса.

Получателю следует помнить о некоторых важных условия использования перечисленных средств от спонсора: ведение раздельного учета такого вида помощи, строго целевое расходование, предоставление подтверждающих документов спонсору.

  • Дт 60/2 Кт 51 — в рамках договора спонсор перечислил авансовый платеж,
  • Дт 44 Кт 60/1 — затраты на спонсорскую деятельность учтены в составе расходов,
  • Дт 19 Кт 60/1 — учтен налог на добавленную стоимость по сделке, связанной с оказанием спонсорской помощи,
  • Дт 60/1 Кт 60/2 — зачтен ранее перечисленный аванс.

При необходимости отражения ОНА, учет спонсорской помощи у спонсора также будет включать в себя такую проводку: Дт 09 Кт 68.

  • строго целевой характер,
  • финансирование спортивных, культурных мероприятий, создание телепередач или же иных продуктов творческой деятельности,
  • раскрытие имени лица, предоставившего такой вид помощи (спонсор не может действовать анонимно),
  • возмездный характер сделки — основная выгода для спонсора заключается в рекламе его имени получателем средств.

Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем (ч. 1 ст. 1057 ГК РФ).

Например, в п. 15 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе указано, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

– платежным поручением ЗАО «Велс» от 27.07.2009 № 456, в поле «Назначение платежа» указано: «По договору от 20.07.2009 № 23 и во исполнение благотворительной программы «Вечная память героям» благотворительное пожертвование на создание документального фильма о героях Советского Союза, награжденных Золотой звездой после 1945 года. Сумма 400 000-00, без налога (НДС)»;

Кроме того, на основании п. 4 ст. 170 НК РФ компания обязана вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Суммы НДС, относящиеся к изначально приобретенным для передачи в рамках благотворительной деятельности товарам (работам, услугам), учитываются в их стоимости на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.

Организаторы тех или иных мероприятий предлагают потенциальным спонсорам спонсорский пакет (полный комплект юридических, финансовых и программных документов), который дает возможность им выбрать статус своего присутствия в проекте, уяснить свои информационно-рекламные возможности и финансовые затраты.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах