Бухучет Лицензий На Право Использования Программного Обеспечения Торговую Площадку 2023г

Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2023 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.

  1. Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
  2. В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
  3. Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.
  • при понесении организацией расходов в текущем году, которые считаются затратами предстоящих лет, на финансовые результаты будущего периода они будут списываться при дебетовании 0 401 50 226 и кредитовании 0 302 00 000;
  • если расходы были осуществлены в одном из прошлых лет и были признаны организацией затратами будущих периодов, то в каждом новом отчетном году их отнесение на финансовый результат сопровождается дебетовыми оборотами по 0 401 20 226 и кредитовым значением суммы по 0 401 50 226.
  • должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
  • актив отделим от других ценностей предприятия;
  • невозможно идентифицировать вещественную форму;
  • на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
  • от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
  • срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
  • имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.

При использовании метода начисления расходы, связанные с покупкой программных продуктов, рекомендуется списывать равными частями на протяжении всего периода эксплуатации. При кассовой методике в расходную часть заносятся суммы, которые были оплачены фактически. Для организаций, работающих на УСН, предусмотрено право уменьшения налогооблагаемой базы за счет средств, затраченных на покупку ПО.

Как правильно списываются расходы на лицензии при УСН

Соответственно, если вы приобретаете исключительное право, которое можно квалифицировать как НМА, то в соответствии с ПБУ 14/2007 вы должны поставить его на учет на счет 04 по фактической стоимости приобретения и погашать его стоимость путем амортизационных отчислений. Срок полезного использования (СПИ) НМА должен быть определен исходя из срока, в течение которого организация предполагает получать от него экономические выгоды. Установленные сроки рекомендуется ежегодно пересматривать и актуализировать при необходимости.

При УСН в состав НМА (п. 4 ст. 346.16 НК РФ) можно включить амортизируемое имущество стоимостью более 40 000 руб., имеющее срок полезного использования более 12 мес., употребляемое налогоплательщиком для своих нужд. При этом если в договоре купли-продажи указаны периодические платежи в течение срока действия договора, то такие объекты нельзя отнести к НМА (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Если же ваша компания купила какой-либо программный продукт как неисключительное право, то надо помнить, что в соответствии с действующими положениями по БУ лицензии являются тем редким исключением, которое необходимо использовать как расходы будущих периодов (РБП). То есть в бухучете вашей компании должны быть такие проводки:

Надо помнить, что для компаний, выбравших упрощенный режим налогообложения, финансовый учет облегчен, и они вправе не соблюдать многие требования, предъявляемые к компаниям на ОСНО. Но учет основных средств и НМА обязателен для всех компаний, независимо от видов уплачиваемых налогов.

Достаточно часто в компании возникает ситуация, когда приобретается некое программное обеспечение или лицензия для компьютера. И тогда перед бухгалтером встает вопрос: как правильно учитывать эту лицензию, если компания находится на упрощенной системе налогообложения?

Еще раньше в письме Минфина России от 06.02.2006 N 03-03-04/1/92 сообщалось, что если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, к которому относятся произведенные расходы, то такие расходы признаются единовременно на дату начала использования этих программ.

Если программы для ЭВМ предполагается использовать в производстве или продаже продукции (товаров), для оказания услуг, выполнения работ или для управленческих нужд предприятия, то затраты на его приобретение по лицензионному договору признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.п. 2, 4, 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Используя компьютерную программу в рамках сублицензионного договора, организация не является правообладателем исключительных прав на эту программу, следовательно, стоимость полученных по договору неисключительных прав учитывается на забалансовом счете 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование по сублицензионным договорам» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (далее — План счетов и Инструкция) в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре*(2).

Однако имеют место также разъяснения, основанные на иной точке зрения: расходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ (не менее пяти лет) (письма Минфина России от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, от 17.03.2009 N 03-03-06/2/48)*(6).

При методе начисления на основании п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

По мнению редакции, учет неисключительных прав в «1С:Бухгалтерии 8» с использование счета 41 является оптимальным, так как этот способ исключает ручные операции, обеспечивает аналитический учет передаваемых прав и не искажает отчетность. Профессор СПбГУ М.Л. Пятов в статье «Бухгалтерская трактовка понятия «товар» в свете четвертой части ГК РФ» обосновывает применение счета 41 для учета неисключительных прав. Приводим следующую выдержку из статьи:

Срок лицензионного договора не может превышать период действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Когда срок действия лицензионного договора не определен, по общему правилу договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

Между правообладателем и реселлером может быть заключен смешанный договор (договор купли-продажи экземпляров программы, предусматривающий одновременно предоставление права использования программы). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в таком договоре (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Однако судьи в большинстве считают, что налогоплательщики вправе учесть спорные расходы единовременно, причем независимо от того, определен срок использования программного обеспечения в лицензионном договоре или нет (постановление ФАС Московского округа от 28.12.2010 № КА-А40/15824-10 по делу № А40-168732/09-127-1389, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2011 по делу № А27-9148/2010).

Исходя из этого требования, учет приобретаемых копий продуктов интеллектуальной деятельности, относительно которых организации приобретают неисключительные права, может быть организован на счете 41. Этот вариант учета должен быть закреплен в учетной политике организации».

Покупка лицензии — КОСГУ в 2023 году

Покупка права пользования любым продуктом интеллектуального труда по лицензии с 1-го января 2023 г. фиксируется в бюджетном учете аналитическими кодами КОСГУ 226, 352, 353 и регулируется Порядком, утв. Приказом Минфина № 209н от 29.11.2023 (с внесенными изменениями приказом № 222н от 29.09.2023).

Однако эти шифры не приемлемы для фиксации кассовых выбытий и поступлений (это запрещено Порядком № 209н), т. е. произвести оплату за лицензию с использованием одной из этих статей нельзя. Поэтому на основании п. 13 приказа № 222н понесенные при покупке лицензии затраты в учете предприятия отражают на подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ во взаимосвязи с кодом затрат 244 «Прочая закупка» КВР.

Шифром 352 обозначают операции по приему к учету прав пользования ПП с определенным СПИ. Например, покупку программы с указанным в договоре СПИ 2 года отражают кодом 226 КОСГУ, а затем при постановке ее на учет (на счет 111 60) используют подстатью 352 КОСГУ.

Кодом 353 КОСГУ отражают операции по приему к учету прав на ПП с неопределяемым СПИ. При приобретении лицензии на ПП учреждение устанавливает факт определения ее срока действия. Случается, что договором СПИ не зафиксирован. Профильная комиссия по движению активов проверяет возможность установления такого срока, учитывая при его определении различные факторы.

Учет в «1С» неисключительных прав пользования на РИД с 2023 года

Приобретение неисключительных лицензий на программные продукты со сроком полезного использования (СПИ) на программный продукт до одного года включительно оформляется документом Поступление услуг, работ (раздел Услуги, работы, производство). Документ оформляется в обычном порядке. На закладке Бухгалтерская операция следует выбрать подходящую типовую операцию:

Карточка объекта права пользования НМА (элемент справочника Основные средства, НМА, НПА) создается аналогично, как при формировании первоначальной стоимости объекта прав пользования НМА, т. е. в карточке следует указать краткое и полное наименование объекта и вид НФА «Нематериальные активы».

Примечание. Если учреждение применяет общий режим налогообложения и ведет налоговый учет по налогу на прибыль, при приобретении неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности за счет приносящей доход деятельности, которые будут использоваться в этой деятельности, на закладке Бухгалтерская операция в группе реквизитов Налоговый учет следует установить счет Н97 «Расходы будущих периодов» и выбрать статью расходов будущих периодов.

При оформлении документа по правам пользования НМА с определенным сроком полезного использования стоимостью до 100 000 руб. включительно в графе Срок полезного использования следует указать СПИ (срок действия лицензии), в графе Отражение в учете следует указать порядок погашения стоимости Начисление амортизации, способ начисления амортизации 100% при вводе в эксплуатацию.

  • Не определен — для прав пользования НМА с неопределенным сроком полезного использования, номер счета 106.60 формируется с КОСГУ 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
  • Определен — для прав пользования НМА с определенным сроком полезного использования номер счета 106.60 формируется с КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.

Таким образом, поскольку рассматриваемое ПО не включено в единый реестр российского ПО, то основания для освобождения от налогообложения операций по передаче прав на использование такого ПО отсутствуют. В отношении момента определения налоговой базы отмечаем следующее.

  • В случае если договором предусмотрен авансовый платёж, то налоговая база определяется и на дату совершения авансового платежа, и на дату передачи прав на основании акта приёма-передачи. При этом на дату отгрузки у продавца возникает право на вычет НДС, исчисленного при получении авансового платежа (п. 14 ст. 167 НК РФ, п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ).
  • В случае если авансовый платёж договором не предусмотрен, то налоговая база определяется один раз — на дату подписания акта приёма-передачи.

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Вместе с тем, подп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ допускает возможность признания дохода в виде лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности на дату осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

В 2023 неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) — права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на РИД, в том числе неисключительные лицензии на программные продукты, учитываются в соответствии с положениями федерального стандарта «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина РФ от 15.11.2023 № 181н.

С 01.01.2023 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», так как приказом Минфина РФ от 14.09.2023 № 198н из описания забалансового счета 01 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на результаты интеллектуальной деятельности с 01.01.2023.

Следовательно, если на 01.01.2023 на счете 401.50 учитываются расходы на приобретение лицензионного права на РИД, срок полезного использования которого меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2023 г. следующей проводкой:

  • на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
  • на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
  • на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
  • на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2023 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

Отражаем затраты на покупку неисключительных прав (лицензий)

Российская компания по лицензионному договору приобретает неисключительные права у иностранной компании для их дальнейшей передачи в пользование своим российским заказчикам. С иностранной компанией заключается лицензионный договор, в соответствии с которым российская компания получает доступ к информационной базе.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, «организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счета 90 «Продажи».

Согласно пункту 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. Таким образом, именно приобретение неисключительных прав по лицензионному договору должно отражаться на счете 97, это прямо предусмотрено ПБУ 14/2007.

Сразу подчеркнем, что приобретение неисключительных прав по лицензионному договору не дает нам право отразить их в качестве нематериальных активов организации. Значит, мы можем рассматривать счета 41 «Товары», 97 «Расходы будущих периодов» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Рассматриваем положения НК РФ. Согласно статье 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. С 01.01.2008 г. в Гражданский Кодекс была введена в действие часть четвертая ГК РФ, которая касается прав на результаты интеллектуальной деятельности. В статье 1227 ГК РФ сделан упор на то, что интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), которое содержит результат этой интеллектуальной деятельности. Лицензионный договор регулируется статьей 1235 ГК РФ и подразумевает под собой передачу права использования результата интеллектуальной деятельности. Таким образом, результат интеллектуальной деятельности — это услуга.

Комитет финансов и бюджетной политикиадминистрации Шебекинскогогородского округа

Если анализ всех факторов не позволил установить точный период, когда объект будет приносить экономические выгоды и полезный потенциал, срок признайте неопределенным. Далее каждый год во время инвентаризации комиссия проверяет факторы, по которым определяли срок использования. Если обстоятельства и условия изменились, уточните срок службы. Такой порядок – в Методичке по применению СГС «Нематериальные активы», довели письмом Минфина от 30.11.2023 № 02-07-07/104384. Читайте – Как реклассифицировать неисключительные права на НМА с неопределенным сроком.

Когда срок действия договора на передачу прав пользования НМА свыше 12 месяцев закончится, стоимость права пользования уменьшите на сумму начисленной амортизации и обесценения за время действия договора. Операции делайте на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Неисключительные права пользования НМА учитывайте по стоимости, которая указана в лицензионном или другом договоре. Не включайте в стоимость платежи по обновлению программного обеспечения, информационных систем, баз данных по отдельным договорам. Такие расходы списывайте на финансовый результат. Вывод следует из примера, который Минфин привел в Методичке к СГС «Нематериальные активы».

Чтобы перейти на новые правила учета, проведите инвентаризацию неисключительных прав на НМА по состоянию на 1 января 2023 года. По этим объектам комиссия по поступлению и выбытию активов определяет срок использования. Делают это исходя из срока действия прав, патента, свидетельства и других факторов. Подробнее – как определить срок использования неисключительных прав на НМА.

На права с неопределенным сроком использования амортизацию не начисляйте. Ограничение действует до тех пор, пока не установите такой срок. Чтобы начать начислять амортизацию, проведите реклассификацию – переведите права в состав прав с определенным сроком использования. Как это сделать, читайте в рекомендации.

Покупка лицензии — КОСГУ в 2023 году

Однако эти шифры не приемлемы для фиксации кассовых выбытий и поступлений (это запрещено Порядком № 209н), т. е. произвести оплату за лицензию с использованием одной из этих статей нельзя. Поэтому на основании п. 13 приказа № 222н понесенные при покупке лицензии затраты в учете предприятия отражают на подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ во взаимосвязи с кодом затрат 244 «Прочая закупка» КВР.

Шифром 352 обозначают операции по приему к учету прав пользования ПП с определенным СПИ. Например, покупку программы с указанным в договоре СПИ 2 года отражают кодом 226 КОСГУ, а затем при постановке ее на учет (на счет 111 60) используют подстатью 352 КОСГУ.

Покупка права пользования любым продуктом интеллектуального труда по лицензии с 1-го января 2023 г. фиксируется в бюджетном учете аналитическими кодами КОСГУ 226, 352, 353 и регулируется Порядком, утв. Приказом Минфина № 209н от 29.11.2023 (с внесенными изменениями приказом № 222н от 29.09.2023).

Кодом 353 КОСГУ отражают операции по приему к учету прав на ПП с неопределяемым СПИ. При приобретении лицензии на ПП учреждение устанавливает факт определения ее срока действия. Случается, что договором СПИ не зафиксирован. Профильная комиссия по движению активов проверяет возможность установления такого срока, учитывая при его определении различные факторы.

В случае приобретения ЭВМ с предустановленным на нем ПО, в соответствии с правилами налогового учета в первоначальную стоимостью основного средства должны включаться расходы на доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования 40 , таким образом, аналогично отражению данных расходов в бухгалтерском учете стоимость ПО может включаться в первоначальную стоимость ЭВМ.

На практике встречаются ситуации, когда условиями срочных лицензионных/сублицензионных договоров предусмотрено предоставление права бессрочного пользования ПО в случае если приобретатель в течение действия договора выполняет оговоренные условия (например, своевременно производит все выплаты по договору в течение его действия). Эта ситуация имеет определенные особенности бухгалтерского и налогового учетов, описанные далее.

В общем случае, расходы будущих периодов списываются в состав затрат (счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции), в течение периода, к которому они относятся 13 . Учитывая специфику таких операций, представляется, что списание таких расходов равными долями в течение срока эксплуатации ПО наиболее правильно отражает их суть 14 . Как указано выше, этот период определяется сроком действия лицензионного договора, либо, в случае, если такой срок договором не установлен, принимается равным пяти годам. При этом открытым остается вопрос, может ли конечный пользователь в этом случае самостоятельно определить срок полезного использования, иной, нежели пять лет.

Таким образом, если между конечным пользователем и производителем ПО заключен лицензионный договор на использование ПО, то данная операция не облагается НДС, так же как не будут облагаться НДС периодические платежи за пользование ПО по лицензионному договору.

При этом аналогично бухгалтерскому, в налоговом учете существует неопределенность в вопросе учета затрат на приобретение права пользования ПО в случае, если лицензионный договор/лицензиар не устанавливает конкретного срока его использования. Для лицензионных договоров, заключенных после 1.01.2008, как указано выше, срок действия лицензионного договора в этом случае считается равным пяти годам, и расходы учитываются соответственно этому периоду. Что касается договоров, заключенных до 1.01.2008, то в этом случае возможно самостоятельное установление срока налогоплательщиком 16 . Одним из оснований для установления такого срока могут быть и соответствующие письменные разъяснения правообладателей.

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два реестра. И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2023. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2023.

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Например, планируете купить лицензии на антивирусное программное обеспечение на сумму 600 000 рублей. Код по ОКПД2 58.29.50.000 включает «Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение». Код 58 входит в аукционный перечень. Проводите электронный аукцион.

  • мотивацию, чтобы не устанавливать запрет. Например, в реестрах нет программного обеспечения нужного класса или аналог не подходит;
  • требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО и характеристики аналогов из реестра, которые не соответствуют им (если аналог не подходит).
  • Казначейство — ПО для ведения бюджетного учета органам исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. Переход на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО произойдет по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2023. Сведения о потребности провести такие госзакупки предоставляют в Казначейство по форме и в порядке, который утвержден приказом № 37н от 10.10.2023;
  • Минкомсвязь — офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности для органов исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. В 2023 году сведения о потребности провести такие закупки подают в Минкомсвязь по форме и по правилам, которые утверждены приказом № 725 от 19.12.2023.
  • сумма сделки не больше 300 000 рублей. Если соблюдаются ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • закупают электронные издания конкретных авторов (в т.ч. используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей — обладателей исключительных прав (лицензий) по п. 14 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • процедура не состоялась, если соблюдаются ограничения.
  • в реестрах нет аналогов программного обеспечения, которые соответствуют классу, который необходим заказчику;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не удовлетворяют нужды госзаказчика;
  • софт покупает заказчик, который работает заграницей;
  • сведения о закупке программного обеспечения относятся к государственной тайне.

Закупка программного обеспечения 2023 г

  • особенно при действии по оформлению госконтрактов;
  • при действии по оформлению заявок на торги

После наступления 2023 года все закупки программного обеспечения регулируются ПП России под номером 1236, на основании чего происходит закупка иностранного ПО. Все ограничения в данном случае осуществляются Единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и на основании баз данных.

В подготовку обоснования будет включен ряд действий:

  • Необходимо указать причину для закупки реестра ПО, которого нет;
  • Необходимо отметить один или более классов, к которым и будет относится вид ПО;
  • Требования заказчика к свойства закупаемого ПО;
  • Характеристики, по которым вхождение в реестр ПО не носит соответствия требованиям, которые предъявляются к заказчикам.

Если заказчик решит приобрести софт или программу, то прежде всего ему потребуется открыть реестр и найти нужное ПО. Нужна помощь в подготовке тендерной документации? Все подробности о том, как происходит подготовка документации на тендер под ключ смотрите по этой ссылке.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Инструкция по закупкам программного обеспечения по 44-ФЗ

  • в реестрах нет аналогов программного обеспечения, которые соответствуют классу, который необходим заказчику;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не удовлетворяют нужды госзаказчика;
  • софт покупает заказчик, который работает заграницей;
  • сведения о закупке программного обеспечения относятся к государственной тайне.
  • Казначейство — ПО для ведения бюджетного учета органам исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. Переход на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО произойдет по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2023. Сведения о потребности провести такие госзакупки предоставляют в Казначейство по форме и в порядке, который утвержден приказом № 37н от 10.10.2023;
  • Минкомсвязь — офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности для органов исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. В 2023 году сведения о потребности провести такие закупки подают в Минкомсвязь по форме и по правилам, которые утверждены приказом № 725 от 19.12.2023.
  • компьютерные программы. Независимо от носителей и услуги облачного сервиса закупок по 44-ФЗ;
  • поставка и техобслуживание компьютеров и техники, на которые устанавливают программы;
  • разработка, модификация, модернизация, сопровождение, техподдержка, обновления софта, если заказчик вправе пользоваться программным обеспечением или расширяет объем прав, которые раньше получил.

Когда формируете лоты проверьте технологическую и функциональную связь. Верховный Суд в п. 3 обзора судебной практики, который утвержден Президиумом 28.06.2023 указал, что по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ объединять товары (работы, услуги) в один лот можно, если это не ограничивает число участников закупки. Если заказчик проводит закупку компьютеров с предустановленным программным обеспечением, 44-ФЗ это не противоречит. В этом случае заказчик объединяет в один лот технологически и функционально связанные товары, без которых не начать использовать компьютерную технику. Такое объединение соответствует требованиям по ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

  • сумма сделки не больше 300 000 рублей. Если соблюдаются ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • закупают электронные издания конкретных авторов (в т.ч. используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей — обладателей исключительных прав (лицензий) по п. 14 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • процедура не состоялась, если соблюдаются ограничения.

Электронная подпись-2023: как подготовиться к работе по новым правилам

С 1 января 2023 года все коммерческие УЦ, в том числе УЦ «Калуга Астрал», утратят право выпуска сертификатов на руководителей организаций и ИП. Электронную подпись руководителя можно будет получить только при обращении в УЦ ФНС России или к доверенным лицам УЦ ФНС.

В 2023 году руководители организаций и ИП будут получать подпись на себя в УЦ ФНС или доверенных лиц ФНС. А сотруднику, который отвечает за сдачу отчётности, потребуется ЭЦП на своё имя и машиночитаемая доверенность. ЭЦП и МЧД для сотрудников будут выдавать УЦ, аккредитованные по новым правилам.

В 2023 году изменится схема применения ЭЦП при подписании электронных документов и отчётности. Сейчас руководитель может получить в любом аккредитованном по новым правилам УЦ подпись на имя организации, оформить доверенность на бухгалтера или другого ответственного сотрудника, и этот сотрудник подписывает электронные документы подписью организации.

Применение машиночитаемой доверенности также станет обязательным с 1 января 2023 года. Но до сих законодательно не проработан весь процесс выдачи МЧД, а реформа затрагивает не только УЦ, но и всех участников рынка, применяющих ЭДО, поэтому власти задумались о введении переходного периода.

Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у компании или ИП не будет сертификата, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2023 года у вас был действующий сертификат ЭЦП.

Лицензионный договор – современный способ продажи программного обеспечения

Согласно статьи 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель. Это означает, что флеш-карта (флешка), на которой записана программа, может принадлежать одному человеку, а записанная на ней программа – другому. Правообладатель (он же, как правило, автор) программы может разрешить ее использовать владельцу флешки (ст. 1233 ГК РФ), а может и запретить, например, если вознаграждение автору не уплачено.

Программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) не являются материальными объектами, однако, мы привыкли к тому, что в магазинах продается компакт-диск с программой, то есть происходит банальная купля-продажа программ как товара. Новое законодательство меняет эти представления.

Правообладатель может установить объем передаваемых прав, то есть какими именно способами можно использовать программу, можно ли передавать ее для использования другим лицам. Если разрешено и необходимо передать права на использование программы другим лицам, то составляется Сублицензионный договор (ст. 1238 ГК РФ). С его помощью Лицензиат, получивший права от Лицензиара, в свою очередь передает права на использование программы Сублицензиату за вознаграждение.

Сублицензионный договор используется при продаже программного обеспечения торговыми организациями – дилерами, интернет-магазинами, партнерами разработчиков. Авторы программ (правообладатели) наделяют своих партнеров правами продавать программы с помощью Лицензионного договора, а посредники с конечными пользователями заключают Сублицензионные договоры.

Для такого разрешения на использование программы между правообладателем и пользователем заключается Лицензионный договор. Этот договор заметно отличается от привычного договора купли-продажи. Ключевым звеном договора является то, какими способами, в течение какого срока пользователь может использовать программу. Также может идти речь о доставке, гарантийных обязательствах, и, обязательно, о сумме вознаграждения.

Ольга Шерст 26.10.2011
Александр, изложу свое мнение по этому вопросу.
Я бы так вкраце охарактеризовала отличие ОС от НМА : ОС – это объект имеющий вещественную форму, а НМА – это актив у которого отсутствует материально-вещественная форма.
Т.е. по идее клиентскую лицензию 1С можно отнести к НМА, НО, опять же из определения НМА следует, что к ним могут относиться лишь активы, на которые у организации имеется исключительное право.
Исключительное право на клиентские лицензии имеется лишь у фирмы 1С. У франчи – договор передачи неисключительных прав.
Далее, ранее до 01.01.2011г. такие расходы мы учитывали в составе РБП , т.е. расходов будущих периодов и списывали стоимость таких расходов согласно справки, которую выдавала 1С при запросе – т.е. стандарт был 2 года.
Но с 01.01.11г. все изменилось, категорию РБП законодатели практически убрали из ПБУ и теперь такого рода затраты мы имеем право по БУ списать сразу на расходы.
К РБП мы сейчас можем относить только те расходы, про которые прямо в ПБУ прописано, в т.ч. • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»- платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа
Т.е. если по идее расходы на программу мы можем отнести и в этом году к РБП. Позиция пока эта спорная и разные специалисты консультируют по -разному. Но в принципе это касается всего методологии БУ – списать сразу или на РБП.
По НУ: По налоговому учету расходы мы должны признавать в соответствии с НК РФ.
Например, расходы на приобретение программы для ЭВМ (Письмо МФ РФ от 02.02.2011г. №03-03-06/1/52) учитываются в составе прочих расходов в порядке:
– если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
– если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то, произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.
Т.е. по мнению контролирующих органов, если есть срок пользования программой, то мы должны расходы списывать равномерно по НУ.
Но есть судебные решения, по которым суды признают правильным факт списания подобного рода расходы единовременно на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Лицензионный договор на программное обеспечение

Лицензионный договор на ПО – это договор, предусматривающий предоставление права на использование программного продукта лицу, которое не является ее автором или не имеет законных прав на использование. При этом, сторона, предоставляющая другой стороне законное право на использование программы, называется Лицензиар. В свою очередь, Лицензиат – это сторона, которая получает право на использование лицензии.

В договоре должен быть описан сам предмет – указание конкретного ПО, использование которого возможно по лицензии. В соглашении должны быть определены способы, при помощи которых пользователь может использовать программное обеспечение, а также другие требования. Если пользователь использует лицензионный продукт за пределами сферы лицензии, то подобные действия расцениваются как нарушение прав правообладателя.

Согласно общим правилам, изложенным в Гражданском Кодексе Российской Федерации, использовать Лицензиат может использовать программный продукт на протяжении определенного периода времени, установленного соглашением. Несмотря на то, что бессрочные лицензии не отменяют законную силу действия договора, подобная ситуация является некорректной.

  • Неисключительная. Под данной лицензией подразумевается право для Лицензиата на использование программы, но при этом Лицензиар сохраняет за собой право выдавать лицензию другим лицам. При заключении соглашения, если в нем не предусматривается иное, оно автоматически является неисключительным.
  • Исключительная. Соглашение, по условиям которого Лицензиат может использовать ПО без возможности выдачи лицензий для других лиц со стороны Лицензиара. Обладатель прав на ПО по условиям соглашения (если в нем не указано иное), имеет полное право на самостоятельное использование ПО с помощью тех же способов, на протяжении того же периода времени и на той же территории, что и пользователь. Это важный момент, поэтому если есть необходимость, важно пользоваться введением ограничений права Лицензиара на использование подобных программных продуктов.

От обеих сторон, которые заключают договор, по его условиям требуется соблюдение простой письменной формы. Проходить госрегистрацию или заверять его у нотариуса не обязательно, кроме случаев, когда передается лицензия на программу для ЭВМ, которая регистрировалась в Роспатенте. На такое программное обеспечение регистрация лицензии является обязательной процедурой.

Рекомендуем прочесть:  Как написать с оплатой проезда на меня и дочь
Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах