Вид Собственности Для Земель Оп В Снт

Вид Собственности Для Земель Оп В Снт

В разгар дачного сезона ФНС России обобщила вопросы граждан о налогообложении земель общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ. Таковыми являются земли под дорогами, спортплощадками, объектами электро-, газо-, водоснабжения, общей инфраструктуры и т. п.

Для земель общего пользования СНТ, права на которые удостоверены документами, выданными до 1998 г., плательщиками налога являются лица, указанные в этих документах. Если по данным Росреестра участки общего пользования были предоставлены в коллективно-совместную собственность СНТ без распределения между его членами, а свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на них выдано СНТ как юрлицу, то налогоплательщиком является СНТ как юрлицо.

Так, члены СНТ должны оплачивать земельный налог за участки, приобретенные в совместную собственность за счет целевых взносов СНТ. Налоговая база определяется для каждого из владельцев в равных долях (ст. 392 НК РФ). СНТ как юридическое лицо оплачивает налог за участки, приобретенные за счет средств специального фонда СНТ, либо за участки, предоставленные (приобретенные) им в собственность, в том числе согласно статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ в редакции до 01.03.2023.

Земельный налог уплачивают лица, которые владеют участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Плательщики налога определяются в зависимости от вида прав на земельные участки СНТ, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.

С 01.01.2023 вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2023 N 217-ФЗ. Согласно ему, земельный участок общего пользования, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства, может предоставляться в долевую собственность владельцам садовых участков. В этом случае земельный налог будут уплачивать физлица, участвующие в долевой собственности.

Статья 25

3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.

5. При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.

4. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.

2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2023 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

7. Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на садовый или огородный земельный участок не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

С вышеуказанным решением о предоставлении в собственность земельного участка председатель некоммерческого объединения (или уполномоченное лицо) обращается с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общего пользования в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Государственная пошлина для юридических лиц при этом составляет 22000 рублей.

Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), то есть все, что находится на территории садоводческого некоммерческого товарищества, за исключением земельных участков, непосредственно принадлежащих гражданам.

У любого садоводческого товарищества в составе документов должен находиться правоустанавливающий документ на земельный участок общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность или акт, закрепляющий право постоянного (бессрочного) пользования землей. Если в нем содержится фраза о передаче земель на праве собственности, то переоформление документов на земельный участок общего пользования не требуется. Если же в документе содержится любая другая фраза – садоводческому товариществу необходимо переоформить и зарегистрировать право на земельные участки общего пользования.

– схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории этого объединения либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

Каждый собственник земельного участка в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного прохода и проезда по территории земель общего пользования. Это значит, что ни председатель, ни представители правления не могут ограничить передвижение дачников по территории СНТ.

Оформив свою долю, садовод не может отделять и отчуждать ее от всего имущества общего пользования. Также закон запрещает любые действия по передаче своей доли отдельно от права собственности на дачный участок. Проще говоря, дачник не может продать часть принадлежащего ему общего имущества отдельно от своего земельного надела.

До того момента, как закон № 217-ФЗ вступил в силу, имущество общего пользования в СНТ принадлежало товариществу как юридическому лицу. Все земли, объекты недвижимости и вещи, которые были приобретены товариществом до 1 января 2023 года, могут по-прежнему оставаться в собственности СНТ как юридического лица.

Для оформления ЗОП в собственность дачников предварительно потребуется провести межевание садоводческого товарищества. Стоимость работ придется делить между садоводами. Поэтому даже бесплатная передача земли все равно будет связана с определенными расходами.

Однако делать это разрешается только при условии согласия всех собственников земель. Использовать ЗОП не по целевому назначению запрещается. Также садоводы не имеют права:

  • расширять площадь индивидуальных земельных участков за счет ЗОП;
  • устраивать незаконные свалки мусора, строительных материалов и других отходов на землях общего пользования;
  • перекрывать въезд воротами и шлагбаумами для других членов СНТ;
  • самовольно устанавливать торговые объекты, хозпостройки и другие помещения для оказания платных услуг без согласования с остальными собственниками.

    Анализ Федерального закона от № 217 — ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

    В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 Закона № 217-ФЗ). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

    2. участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории).

    В соответствии с законом «О регистрации недвижимости» (№218 ФЗ) единственным подтверждением права собственности на объект недвижимости служит запись в ЕГРН. На сегодняшний день не менее 50% садоводов и огородников в России об этой записи ещё не позаботились и ограничились лишь обладанием таких документов нам землю, как:

    Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

    Пользование землей общего пользования в СНТ

    • на них не распространяется так называемая «Дачная амнистия» (упрощенная процедура приватизации);
    • согласно ФЗ «О садоводческих объединениях граждан» земля, являющаяся имуществом общего пользования передается СНТ безвозмездно;
    • Земельный кодекс не ограничивает членов СНТ по срокам пользования участками.

    Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

    • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
    • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
    • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
    • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
    • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
    • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

    Гражданский кодекс указывает на то, что статус земли общего пользования получают участки, которые находятся в государственной/муниципальной собственности и на которых граждане могут находиться без необходимости оформления разрешений.

    Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

    Специфика использования земель садового некоммерческого товарищества (СНТ)

    В некоторых случаях, на основании локальных нормативных документов товарищества, вам не будет дано разрешения на выдел земельного участка безвозмездно. Соответственно, участок можно переоформить только за плату. Сумма выплат при выкупе земли, если вы состоите в товариществе, не должна превышать кадастровой стоимости земли.

    Если в перспективе приобретения земли – возведение капитального строения, то эту задачу можно решить только на участке, приобретённом под индивидуальное жилищное строительство, которое имеет соответствующее разрешение и регламент, предусмотренный для этих видов пользования.

    Сила структуры – в её корпоративном характере, объединяющем элементы права отдельных членов в целостную систему права обладания земельным ресурсом высококачественных плодородных земель. Это значит, что все действия по распоряжению участком, такие как:

    • условий возможного постоянного проживания;
    • наличие обеспечения участка водоснабжением и энергоснабжением;
    • жилые площади дома;
    • другие свойства участка, отвечающие санитарным нормам, установленным для постоянного проживания граждан.

    Лица, осуществляющие владение участками на основании общего пользования. Их право на владение участком определяется членством в некоммерческом товариществе. Основой структуры является юридическое лицо, осуществляющее управление и распоряжение землепользованием. Естественно, что данный вид права имеет слабую индивидуализированную основу.

    б) в пункте 4 слова «земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами,» заменить словами «земельным участком, заключаемый с садоводческим некоммерческим товариществом,», слова «этой некоммерческой организации» заменить словами «этого товарищества»;

    4) статью 16 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4855);

    8) статью 3 Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 20, ст. 2251);

    7. В целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.»;

    Садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество (далее для целей настоящей статьи — товарищество) имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ.

    Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

    • удостоверение личности заявителя;
    • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
    • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
    • межевые документы, если заявитель пользуется им;
    • кадастровый паспорт или выписка на землю.

    Частым земельным правонарушением считается самозахват. Нарушителя привлекают к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ. В кодексе самозахват определен следующим образом: самовольное занятие государственной территории и ее дальнейшее эксплуатирование без наличия соответствующих документальных разрешений.

    Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

    Определение статуса земель общего пользования рассмотрено в Земельном кодексе РФ в статье 85. Это территориальные участки, которые находятся под различными объектами социальных структур и организаций. Статус общего пользования земель предполагает особые правила собственности и ответственность за их нарушения для владельцев.

    Слабая сторона Закона № 217 также состоит в неявном определении состава общего имущества садоводов (того, что в него может входить), а также ряде сложностей в связи с проведением общих собраний (при общей разобщенности и неспособности договориться по такому вопросу).

    В Законе № 217 есть общая норма о том, что недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах СНТ может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков в границах СНТ. Причем такое решение необходимо принять до 1 января 2024 года (п. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

    — в случае нахождения в границах СНТ земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, такой участок подлежит предоставлению в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков. В дальнейшем такой участок будет выступать в качестве общего имущества, и его можно будет использовать для общественных нужд. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества (п. 4 ст. 24 Закона № 217).

    В любой ситуации передача общего имущества в долевую собственность садоводов не является дарением, а доля в праве на общее имущество пропорциональна площади земельного участка собственника. Одновременно на собственника накладывается ряд ограничений в части использования общего имущества. Собственник не вправе:

    В законе также установлена норма о том, что имущество общего пользования, расположенное в границах СНТ, принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам земельных участков пропорционально площади этих участков (п. 1 ст. 25 Закона № 217). Это условие применимо в том случае, если имущество общего пользования было приобретено после 2023 года, т.е. после вступления в силу Закона № 217. Таким образом, закон не делает исключения для членов или не членов СНТ.

    Кому принадлежит земля общего пользования в СНТ? Можно ли оформить ее в собственность? Может ли председатель перекрыть шлакбаум если я не плачу взносы

    «Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ — по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.» (ст.8 ЗК РСФСР)

    Для этого обратимся к Налоговому кодексу. Кто является налогоплательщиком п. 1. ст. 388 налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Из этого следует, что налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те, организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход. Причем эти обязанности могут быть возложены на источник выплаты только законодательством о налогах и сборах.(В нашем случае НК).

    Ниже приведены ссылки на законодательство, которое указано выше и из которых следует, согласно каких документов закреплялось право на землю за гражданином или юридическим лицом, и которые имеют равную юридическую силу с гос. регистрацией в ЕГРП.
    http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117;fld=134;dst=4294967295
    http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=399;fld=134;dst=100014
    http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=21758;fld=134;dst=100066
    Из Федерального закона № 122-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 6.) так же видим, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Именно по желанию самих граждан, а не по воле ФНС, ФРС и прочих.

    Потому, что нормы ФЗ №66-ФЗ после принятия закона N 93-ФЗ от 30.06.2006, предусматривают оформление ЗОП только на юридическое лицо в соответствии со ст. 14 указанного закона, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

    Земли общего пользования

    5. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.

    Законодательством предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка — привлечение к административной ответственности и штраф, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка общего пользования. Для граждан размер штрафа составит от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб., в том случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка.

    Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2023 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

    4. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.

    2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2023 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    Что такое право общего пользования землей в СНТ и в других местах

    В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

    Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

    В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

    Особое внимание комментаторов уделяется пределам осуществления права. Публичное образование не может ограничивать доступ на участок произвольно. Различные законы содержат ограничения разной степени конкретики. Так, в Лесном кодексе запрещается сбор видов, включённых в Красные книги.

    1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых «законом» и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
    2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

    Поводом для написания моего эссе явилось состоявшееся решение одного из областных СЮР по делу о признании недействительными результатов межевания земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества (будем именовать далее, как СНТ «Ромашка»). Иск инициировали трое членов этого СНТ, которые по своему убеждению, посчитали нарушенными свои имущественные права на земельные участки, результатами того самого «межевания».

    Пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» гласит, что в СНТ имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов относится к совместной собственности его членов. В случае же, создания имущества за счет средств специального фонда — правообладателем такого имущества будет являться СНТ «как юридическое лицо«. Вместе с тем, статья 14 того же Закона устанавливает, что земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются СНТ как юридическому лицу в собственность. Отсюда множество вопросов практического характера: кому в итоге должен принадлежать земельный участок общего пользования — СНТ, как юридическому лицу, или его членам на праве совместной собственности?

    Большинству СНТ, образованных до 1998 года, то есть до момента вступления в законную силу указанного Закона, уже была предоставлена земля на том или ином титуле вещного, или ограниченного вещного права: на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Аренду не рассматриваю, поскольку она, разумеется, не предоставляет права бесплатной приватизации участка. Рассматривая случай с СНТ «Ромашка» участок товариществу был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, и впоследствии, товарищество приняло решение о переоформлении этого права на право собственности. На основании принятого решения, проведенной процедуры межевания земельного участка, местная администрация оформила постановление, которым прекратило право постоянного бессрочного пользования, и предоставило землю на праве собственности СНТ. Затем товарищество, зарегистрировало свои права в ЕГРП и стало полноправным собственником указанного земельного участка.

    2. На формирование участка, определение его границ члены товарищества оплачивали целевые взносы, за счет которых, впоследствии, этот участок был поставлен на кадастровый учет. Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением его уникальных характеристик. То есть, члены товарищества вносили взносы, именно на создание имущества общего пользования, а не на что иное, и имеют полное право являться собственниками этого имущества.

    «Почему владение защищается? Никто не ставит такого вопроса относительно собственности: почему же его возбуждают относительно владения? . Пусть вещь попала в область моих прав совершенно случайно и пусть потому она может быть вновь удалена из нее без всякого оскорбления для меня, — все равно не случай, а моя воля установила связь между этой вещью и мной, да и приом лишь ввиду предшествовавшей собственной или чужой работы; я владею и защищаю в этой вещи часть собственного или чужого трудового прошлого. Сделав ее своей, я наложил на нее печать своей личности; кто затрагивает ее, тот затрагивает мою личность». Р. фон Иеринг.

    Оформление и использование земель общего пользования

    Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

    1 марта 2023 года заканчивается бесплатная передача жилых помещений в собственность граждан. С 1 марта 2023 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Этими изменениями предусмотрена бесплатная передача земельных участков членам СНТ в собственность бесплатнодо 31 декабря 2023 года. Согласно пп. 2.7 п. 2 ст. 3 вышеуказанного ФЗ(в редакции с не вступившими в силу изменениями)

    Большое спасибо за ответ. О расторжении вопрос пока не ставится, это будет решать собрание уполномоченных в 2023 году. Как я понимаю председатель и правление 2009 -2023 годов превысили полномочия и должны понести ответственность. Какую? Хотелось бы обосновать все это со ссылкой на законы, не просто эмоционально.

    Земли общего пользования это собственность государства. Приватизировать или купить такой участок не получится, его можно только взять в аренду. Особенности правового статуса таких наделов накладывают отпечаток как на возможности реализации, так и на режим налогообложения.

    Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога. Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

    Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом Российской Федерации не определено. При этом признаки многоквартирного дома содержатся в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее — Постановление). Постановление в целом регулирует вопросы признания многоквартирного дома аварийным, одновременно устанавливая признаки многоквартирного дома как такового, а именно что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

    Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства.

    Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» предусмотрен как категорией земель сельскохозяйственного назначения, так и категорией земель населенных пунктов. В случае если земельные участки находятся за границами населенного пункта и предоставлены для нужд и целей сельского хозяйства, допустимо отнесение таких земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения.

    Для каждого образованного земельного участка согласно документам организации и застройки территории и на основании решения общего собрания садоводческого некоммерческого объединения устанавливается свой субъект права: для индивидуальных земельных участков — граждане, для участков, входящих в состав имущества общего пользования, согласно п. 4 ст. 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» — юридическое лицо — садоводческое некоммерческое товарищество.

    Вместе с тем необходимо отметить, что вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в пользование садоводческому некоммерческому объединению граждан, является общим для всех земельных участков, образованных из него после раздела в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса).

    Некоторые садоводства вводят штрафы за несанкционированное пользование землями общего пользования, и это, конечно нонсенс. Штрафы могут вводиться либо по соглашению сторон в договоре, либо взиматься органами исполнительной власти в соответствии с санкциями за совершение административного проступка либо уголовного преступления. Естественно, что садоводство такими вещами заниматься неправомочно. При совершении таких неправомерных действий, должностные лица, требующие оплаты штрафа совершают уголовное преступление – самоуправство.

    Все начинается с оформления земли снт. Садовое товарищество, являясь юридическим лицом, приобретает в свою собственность земли общего пользования и ставит их на свой баланс. То есть с этого момента все решения по поводу дальнейшей судьбы земли общего пользования принимает только общее собрание членов СНТ, которое является высшим органом управления в садовом товариществе. Право собственности снт будет подтверждаться выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    В свете сказанного также хочется отметить, что не стоит путать земли общего пользования в населенном пункте ( скверы, парки, проезды, улицы и т.д.), которыми действительно могут пользоваться неограниченный круг лиц и земли общего пользования садоводства, которыми могут пользоваться только члены СНТ и члены их семей, их гости и т.д. Также стоит учесть, что в связи с тем, что земли общего пользования СНТ являются объектом частной собственности, то в их состав не могут входить земли ограниченные в обороте земельным или гражданским законодательством.

    Далее хочется осветить вопрос правомерности недопуска иных лиц (не являющихся членами садоводства) на территорию снт. Конечно же, такой недопуск является законным, так как земли общего пользования являются частной собственностью садоводства, как юридического лица, и оно распоряжается ими по своему усмотрению.

    В силу действовавшего на тот момент законодательства участок определенной площадью предоставлялся садоводческому товариществу на основании решения Совета Министров СССР Естественно, что эта площадь включала в себя площади участков членов садоводства, а также земли, которыми могли пользоваться все члены садоводства (дороги и проезды).

    ПРАВА НА ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ в СНТ

    В случае б) все решения о судьбе ЗОП принимает Общее собрание членов СНТ (а по уставу СНТ «Лесное» — Общее собрание уполномоченных) простымбольшинством голосов. Т. е. в случае, если это – Собрание уполномоченных, то решение в «минимально допустимом случае» могут принять всего 5,0% + один голос от общего списка садоводов.

    1.4. В силу этого любые решения о распоряжении ЗОП, в том числе о разделе их на новые (мелкие) с последующей «прирезкой» их кому-нибудь, будут законны только в том случае, если будут приняты письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ согласно списку!

    1.3. У СНТ «Лесное» сейчас имеется Свидетельство о праве совместной (коллективной) собственностисадоводов на ЗОП, выданное в 1995г. (Свидетельство № 000, выданное Постановлением главы администрации Выборгского района от 01.01.2001г.). Оно действует и в настоящее время.

    Т. е., принимая решение о переоформлении земель общего пользования из совместной собственности садоводов в собственность юридического лица, каждый садовод отказывается от своей «доли» в общемимуществе Товарищества и передает ее в собственность СНТ навсегда!

    4.2. Председатель организует вынесение Решения Правления (в худшем случае – фальсифицирует, пример – в конце данного материала!), на основании которого и не дожидаясь соответствующего Решения Общего собрания(Собрания уполномоченных) совершает от имени СНТ сделку (в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 ст. 23 Закона об СНТ), в результате которой отчуждает кому-нибудь кусок из состава ЗОП.

    Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»

    При заключении договора аренды земель общего пользования одной из сторон правоотношений является юридическое лицо. Этот процесс представляет собой взаимодействие человека с государством. Если результатом такого взаимодействия является безвозмездное бессрочное пользование участками из государственного местного реестра, то пользователю могут разрешить построить стационарное сооружение на этом участке.

    Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.

    Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.

    • Президентом или местной властью издан указ о том, что на заявленной территории необходимо возвести объект социально-культурного или образовательного значения, а также зданий, которые необходимы для реализации проектов и инвестиций.
    • Пришло распоряжение от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для тех же целей, что и в предыдущем пункте.
    • Юридическое лицо взяло на себя ответственность за завершение или продолжение строительства на выделенном участке. Например, это могут быть многоэтажные дома, в которых жильцы уже вложили свои деньги на покупку квартиры, но и права по той или иной причине были нарушены.
    • Будет проведено исполнение международных обязательств РФ, которые предполагают проектирование и последующее размещение объектов, обеспечивающих водо-, газо-, теплоснабжение.
    • На таком участке общего пользования находится строение, которое на момент предоставления земли находится в собственности юридического лица.

    Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:

    Рекомендуем прочесть:  228 статья несовершеннолетний
Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах