Квр Монтаж Аварийного Освещения В Здании Школы

По каким КВР и кодам КОСГУ провести и как учитывать расходы на покупку и монтаж единых функционирующих систем

Расходы на установку систем в рамках текущих работ для выполнения требований законодательства, например, о пожарной безопасности стоимость здания не увеличивают. Затраты на монтаж спишите в текущие расходы: на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года» или на счет 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».Если расходные материалы покупали отдельно, например провода, розетки, короба, их стоимость также спишите в текущие расходы. Такой вывод следует из пунктов 45, 130, 134, 295 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснений письма Минфина от 21.06.2023 № 02-08-10/46506.

Строительство. Монтаж систем в строящемся здании входит в общую стоимость строительства. Все затраты на строительство, в том числе на установку единых функционирующих систем списываются на счет 106.11 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество» (п. 23, 45, 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Также пропишите в учетной политике, по какой стоимости будете их учитывать. В частности, включайте в нее затраты на монтаж, если его стоимость выделена отдельно для каждого конкретного оборудования. Ранее Минфин рекомендовал вести учет по стоимости, которая указана в справке КС-3 (письма Минфина от 14.04.2011 № 02-06-10/1370, от 04.06.2010 № 02-06-10/2058).

В состав основных средств включите отдельные приборы и аппаратуру системы, если они соответствуют критериям основных средств. Например, видеокамеры, мониторы, средства измерения и управления, средства преобразования, принятия, передачи и хранения информации, вычислительная техника, оргтехника. Как будете учитывать такие элементы, пропишите в учетной политике:

Затраты на оборудование систем, которое включите в состав основных средств, отнесите на счет 106.01 «Вложения в основные средства».По завершении монтажа стоимость оборудования, учтенную на счете 106.01, спишите на счет 101.00 «Основные средства». Подробнее смотрите в рекомендации. Такие правила установлены в пунктах 38, 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2023 год (по группам):

Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

С 01.01.2023 вступают в силу изменения по КОСГУ 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам». По этому коду следует разделять операции текущего и капитального характера. Текущие операции учитываются по подстатьям КОСГУ 251, 252, 253. Капитальные операции отражают по подстатьям КОСГУ:

Выделение из инженерных систем здания оборудования таких систем как самостоятельных инвентарных объектов либо как объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета инвентарным комплексом объектов основных средств, не противоречит положениям как Инструкции № 157н, так и ФСБУ «Основные средства» (Письмо Минфина России от 06.09.2023 № 02‑08‑10/69004).

Составные части компьютера, без которых он не может работать, нужно учесть как единый объект основных средств – компьютер. Составными частями компьютера являются монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки и т. п. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Так, клавиатура и мышь являются устройствами ввода информации (ввод команд, текста), а монитор – это устройство ее вывода. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта ОС по КОСГУ 310.

В ряде случае оснащение территорий приборами уличного освещения может рассматриваться в качестве работ «под ключ» и при этом может применяться подстатья 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Заключаемые контракты (договоры), как правило, не содержат существенных условий договора поставки (строительного подряда), а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только работы по оснащению территорий приборами уличного освещения, в стоимость которых будет включена и стоимость материалов, используемых при работах.

Обычно если пожарная сигнализация устанавливается в момент строительства объекта (его реконструкции), то она включается в стоимость здания и как отдельный объект не учитывается, но в ряде случаев пожарная сигнализация может учитываться и как отдельная единица учета – как отдельный объект основных средств.

Выбор может стоять не только между подстатьями 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» и 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ, как может показаться на первый взгляд. Но и в отношении иных подстатей статьи 340 КОСГУ. К примеру, расходы на ткань, приобретенную согласно смете непосредственно для пошива театральных костюмов, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, относятся на подстатью 347 КОСГУ. А расходы на ткань, приобретенную для пошива постельного белья, которое будет принято к учету в качестве материальных запасов — мягкого инвентаря, относятся на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

КОСГУ в 2023 г монтаж системы аварийного освещения

Приведение территории в соответствие с требованиями экологического законодательства, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ) — это одна из обязанностей землепользователей. Поэтому учреждения регулярно тратят определенные средства, например, на стрижку деревьев, оформление кустов и пр. Эти расходы — на подстатью 225 КОСГУ.

При поступлении неисключительных прав, к примеру, лицензии на программный продукт, мы проверяем, установлен ли срок использования. Бывает, что этот срок согласно договору не установлен. Тогда наша профильная комиссия по поступлению и выбытию активов проверяет, можем ли мы установить такой срок. При определении срока полезного использования учитываются факторы:

для проведения мероприятий по устранению повреждений (неисправностей), восстановлению работоспособности (например, в рамках проведения ремонтных работ в целях возврата в рабочее состояние), замене изношенных деталей, не приводящих к изменению изначальных технических (рабочих) характеристик объекта;

К этой статье относят также приобретение ветхого жилья в домах под снос, выкупаемого у собственников. При выборе статьи бухгалтеру следует обратиться к классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и учитывать Инструкцию 157н, в которой говорится, что к ОС не относятся:

Далее цена приобретенных МЗ будет учтена при формировании балансовой стоимости ОС, входящих в систему. Выплаты подрядчику за монтаж следует отразить по КВР 244 и подстатье 228. Часть закупленных МЗ (розетки, провода, крепления и пр.) нужно списать на текущие нужды.

Рекомендуем прочесть:  Порядок предоставления земельных участков граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы стоимость земельного участка

Монтаж системы освещение КОСГУ 2023

КОСГУ (код 21.20.24.131 ОК 034-2014 относится к классу 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях»). Также специалисты финансового ведомства указывали, что на подстатью 341 КОСГУ относятся расходы на приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и сумок санитарных для оказания первой помощи, а также изделий медицинских ватно-марлевых, антисептиков, дезинфицирующих материалов и тому подобного (раздел 3 Методических рекомендаций, письмо Минфина России от 02.11.2023 № 02-05-10/79114).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации расходы по приобретению нефинансовых активов (светильник, щит) следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Таким образом, данные нефинансовые активы должны учитываться в составе материальных запасов.

Если из документов, которые будут получены после проведения работ (например, из Акта КС-3) по договору, можно будет извлечь информацию о стоимости каждого устройства (передатчика и радиокнопок) и о стоимости монтажа каждого прибора, ее можно будет включить в перечень расходов, учитываемых при формировании первоначальной стоимости отдельных инвентарных объектов.Однако применительно к рассматриваемой ситуации стоит различать монтаж (сборку) конкретного прибора и монтаж прибора в систему тревожной сигнализации.

В учреждении должен быть сформирован единый подход к от­несению приобретаемых материальных ценностей к основным сред­ствам или материальным запасам. Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам.

Еще один аргумент. В состав материальных запасов включают ценности, которые используют в деятельности учреждения. Шторы и жалюзи в деятельности не участвуют, а носят декоративный характер. Их используют для управленческих нужд. А значит, отражать расходы по КОСГУ 340 не нужно.

Монтаж аварийного освещения косгу 2023

В Указаниях № 65н подробно расписаны правила отнесения расходов, связанных с монтажом и ремонтом окон, однако именно в этой ситуации бухгалтеры часто допускают ошибки. Формулировки в договоре могут указывать на разные статьи (подстатьи) КОСГУ, от того, как вы составите договор будет зависеть разнесение расходов по статьям (подстатьям).

Еще один аргумент. В состав материальных запасов включают ценности, которые используют в деятельности учреждения. Шторы и жалюзи в деятельности не участвуют, а носят декоративный характер. Их используют для управленческих нужд. А значит, отражать расходы по КОСГУ 340 не нужно.

В ряде случае оснащение территорий приборами уличного освещения может рассматриваться в качестве работ «под ключ» и при этом может применяться подстатья 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Заключаемые контракты (договоры), как правило, не содержат существенных условий договора поставки (строительного подряда), а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только работы по оснащению территорий приборами уличного освещения, в стоимость которых будет включена и стоимость материалов, используемых при работах.

Решение комиссии может не совпадать с мнением проверяющих. Но если оно основано на положениях учетной политики, то опасаться ответственности не нужно. Ведь порядок, который прописан в учетной политике, обязано применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке учета

Минфин России приказом от 29.09.2023 № 222н (далее – Приказ № 222н) скорректировал порядок применения КОСГУ, утв. приказом от 29.11.2023 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приказ № 222н вступил в силу 21.11.2023. При этом часть поправок необходимо применять уже с 2023 г., а часть – с 1 января 2023 г.

Аварийное освещение для безопасности людей

Выбор источников света для создания аварийной системы освещения конкретного объекта является главной задачей при создании проекта, как и обеспечение работоспособности смонтированной системы. Они должны быть подобраны с учетом нормативно-технической документации (ГОСТов, нормативов), санитарных норм и правил. Главными документами, которые являются основополагающими при проектировании систем это два Федеральных закона РФ:

Светильники аварийные изготавливаются из прочных материалов по специальной технологии и, конечно, их качество во многом зависит от компании, которая их производит. Поэтому при выборе светильников, систем оповещения необходимо ориентироваться на изделия компаний, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке такой продукции.

Для безопасного завершения технологического цикла изготовления продукции или в ситуации, когда необходимо завершить определенные действия в помещениях и на территориях с повышенной опасностью, также необходима установка автономных источников света. Такая установка поможет избежать травмирование, отравление, утечку опасных веществ в землю и окружающее пространство, нарушение работы важных объектов, пожароопасных ситуаций, гибель и травмирование людей.

  • проходов, коридоров и на их пересечениях;
  • перепадов в высоте пола и потолка;
  • на лестницах и лестничных площадках;
  • у стендов со средствами пожаротушения и планами эвакуации;
  • выходов из зданий;
  • у средств оповещений и связи;
  • пути ведущие к медицинским пунктам оказания первой помощи.

Проект аварийного освещения должен выполняться специализированной организацией или частным предпринимателем, которые имеют лицензию и все необходимые разрешения на право проведения таких работ. Расчет аварийного освещения требует специфических знаний не только в области электротехники, но и знаний рынка осветительной продукции, норм освещенности помещений разного назначения, а также способы монтажа, чтобы обеспечить действительно работоспособную автономную систему освещения в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Проект проходит специальную экспертизу и согласования в соответствующих органах.

На путях эвакуации аварийные светильники подключают поочередно к двум разным линиям аварийного освещения, каждая из которых защищена отдельным устройством защиты (требование п. 556.6.7 ГОСТ Р 50571.29-2009). Светильники со встроенными аккумуляторными батареями могут быть подключены к одной линии.

Светильники для аварийного освещения должны удовлетворять требованиям СП 52.13330.2011, ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 и ГОСТ Р МЭК 60598-2-22-99. Индекс цветопередачи источников света должен быть не менее 40. Используют люминесцентные и светодиодные светильники. Допускается использовать светильники с лампами накаливания, если использование иных источников света не представляется возможным. Разрядные лампы высокого давления допускается использовать при условии, что будет обеспечено их быстрое включение из горячего состояния.

К аварийному освещению метрополитенов предъявляются очень высокие требования. В соответствие с СП 120.13330.2012 аварийное освещение отнесено к особой группе электроприемников I категории. В качестве третьего (независимого) источника питания используют источники бесперебойного питания. Время работы аварийного освещения от этих источников должно быть не менее 1 часа.

Светильники аварийного освещения могут включаться либо при аварийном выключении рабочего освещения, либо быть включены постоянно вместе с рабочим освещением. На осветительные приборы, подключенные к сети аварийного освещения, наносят опознавательный знак в виде буквы «А» красного цвета.

Требования к аварийному освещению кабин лифтов установлены в ГОСТ Р 53780-2010. В каждой кабине лифта необходимо предусматривать аварийный источник питания с подзарядкой, обеспечивающий работу аварийного светильника мощностью 1 Вт в течение часа. Аварийное освещение должно включаться автоматически при пропадании напряжения на светильниках рабочего освещения.

Обзор нормативной базы

  • гибель, травмирование или отравление людей;
  • взрыв, пожар, длительное нарушение технологического процесса;
  • утечку токсических и радиоактивных веществ в окружающую среду;
  • нарушение работы таких объектов, как электрические станции, узлы радио- и телевизионных передач и связи, диспетчерские пункты, насосные установки водоснабжения, канализации и теплофикации, установки вентиляции и кондиционирования воздуха для производственных помещений, в которых недопустимо прекращение работ, и т.п.

Питание световых указателей в нормальном режиме должно производиться от источника, не зависимого от источника питания рабочего освещения; в аварийном режиме переключаться на питание от третьего независимого источника, например — встроенную в светильник аккумуляторную батарею.

Дистанция между двумя соседними световыми указателями по пути эвакуации не должна превышать значение расстояния распознавания используемых знаков. При этом, согласно СП 3.13130.2009 (пункт 5.4), в коридорах длиной более 50 метров это расстояние не должно превышать 25 метров.

  • Пожарные оповещатели, взаимодействующие с прибором управления техническими средствами оповещения и управления эвакуацией, или иными приборами, должны обеспечивать информационную и электрическую совместимость с ними (ГОСТ Р 53325-2012, пп. 6.2.1.2).
  • Размеры и сигнальные цвета световых пожарных оповещателей должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001 Световые пожарные оповещатели должны быть выполнены с учетом однозначной идентификации режима их работы (дежурный – тревожный), а оповещатели, несущие текстовую и/или символьную информацию, обеспечивать контрастное восприятие данной информации при освещенности оповещателей в диапазоне значений, установленных в ТД на оповещатели конкретных типов, но не менее, чем от 1 до 500 лк*. Мигающий световой пожарный оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 2,0 Гц. Частота мигания должна быть указана в ТД на световые пожарные оповещатели конкретных типов. Размеры и содержание надписей на световых пожарных оповещателях устанавливают в ТД на пожарные оповещатели конкретных типов (ГОСТ Р 53325-2012, пп. 6.2.1.7).
  1. Электропитание источник бесперебойного электропитания технических средств пожарной автоматики (далее – ИЭ) должно осуществляться как минимум от двух независимых источников электроснабжения (основного и резервного).
  2. ИЭ должны обеспечивать бесперебойное электропитание технических средств пожарной автоматики при пропадании или снижении напряжения по любому вводу электропитания.
  3. Значение выходного напряжения ИЭ при питании от основного источника электроснабжения в диапазоне допустимых значений тока в выходной цепи должно быть в пределах от 90% до 110% номинального значения.
  4. При использовании в качестве резервного источника электроснабжения аккумуляторов ИЭ должен обеспечивать:
    • заряд аккумуляторов при питании от основного источника электроснабжения;
    • автоматическое формирование сигнала неисправности при минимальном значении напряжения аккумулятора, указанном в ТД на ИЭ;
    • сохранение работоспособности при обрыве или коротком замыкании цепи аккумулятора.
  5. ИЭ должен обеспечивать индикацию:
    • наличия (в пределах нормы) основного и резервного питания (раздельно по каждому вводу электроснабжения);
    • наличия выходного напряжения.
  6. ИЭ должен обеспечивать формирование и передачу во внешние цепи информации об отсутствии выходного напряжения, входного напряжения электроснабжения по любому входу, разряде аккумуляторов (при их наличии) и иных неисправностях, контролируемых ИЭ. Допускается формирование обобщенного сигнала «Неисправность».
  7. ИЭ должен иметь автоматическую защиту от короткого замыкания на выходе и повышения выходного тока выше максимального значения, указанного в ТД на ИЭ.
  8. ИЭ должен сохранять свои параметры при изменении напряжения по любому вводу электроснабжения от 80% до 115% номинального значения.
  9. Органы управления ИЭ должны быть защищены от несанкционированного доступа.
  10. Степень защиты ИЭ оболочкой должна быть не менее IP30 по ГОСТ 14254.
  11. Приборы, имеющие в своем составе устройство регистрации и хранения данных о событиях, должны обеспечивать регистрацию всех событий и иметь объем, позволяющий сохранять не менее 1024 сообщений о событиях.
Рекомендуем прочесть:  В Течении Какого Времени Надо Прописаться При Переезде

Виды и типы аварийного освещения

Первый вариант включает в себя аварийное освещение путей эвакуации, осветительные системы технологических участков повышенной степени опасности, а также антипанические системы. Группа приборов эвакуационного назначения используется на опасных при проходе участках, на лестницах и лестничных клетках, проходах, производственных помещениях, а также в общественных местах.

Аварийное освещение предполагает использование источников света особого вида. Их стоимость сильно варьируется и зависит от ряда параметров: габариты прибора, тип источника питания, мощность, степень защиты, а также тип источника света. В результате предлагаются светильники данного вида по цене из диапазона: от 900 до 10 000 руб. за единицу.

Выбор делается на основании условий эксплуатации, типа объекта. Кроме того, принимаются во внимание и требования, предъявляемые к приборам. Общая оценка стоимости проекта осветительной системы вместе с дальнейшими работами по монтажу зависит от объема работ и может составить от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей.

  • Освещение на путях эвакуации шириной не более 2 м предполагает использование источников света по оси прохода с интенсивностью освещения не менее 1,0 лк, по проходу значение этого параметра должно быть выше 0,5 лк;
  • Требования, предъявляемые к уровню освещенности площадей, где организована антипаническая осветительная система, предполагают использование светильников с показателем горизонтальной освещенности не менее 0,5 лк;
  • Для зон повышенной опасности значение данного параметра будет равно 15 лк;
  • в зонах медицинской помощи, на лестницах, рядом с эвакуационным выходом – 5 лк.

Централизованные системы предполагают использование светильников, которые подключены к основному источнику питания (генераторы, аккумуляторные установки и прочее). Аварийное освещение комбинированного типа может использовать несколько источников питания для обеспечения работы светильников (например, и автономное, и централизованное).

По какому косгу провести монтажные работы по установке аварийного освещения

Передачу бланков строгой отчетности сотруднику учреждения, который отвечает за их оформление и выдачу, отражаем на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» до момента предоставления им документа, который подтверждает их выдачу (либо уничтожение испорченных бланков).

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Окончательное решение об отнесении прожектора к основным средствам или материальным запасам в рассматриваемой ситуации может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из его предназначения и порядка использования.Как правило, прожекторы относят к основным средствам и приобретают за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств».Хотите получить расширенный доступ к документам и сервисам?

Порядок применения КОСГУ утвержден Приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок № 209н). Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения — Приказом Минфина России от 08.06.2023 № 132н.

V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от N 180н (далее — Указания N 180н), содержатся статьи (подстатьи) КОСГУ с описанием отражаемых по ним операций — перечней направлений расходования средств.

Поступления капитального характера — это инвестиции в основные средства и нематериальные активы, в том числе на капитальное строительство и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам. Иными словами, приобретения от поступлений капитального характера проводим через счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».

Монтаж системы электроосвещения косгу 2023

К основным средствам предприятия или организации по этой инструкции относятся и осветительные устройства, срок эксплуатации которых нормами установлен более одного года или 12 месяцев. По бухгалтерским документам эти приборы учитываются по коду КОСГУ 310.

Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем КОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление кодов КВР и кодов КОСГУ на 2023 год для бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2023 году.

После определения оценочной стоимости элементов системы видеонаблюдения следует выделить их долю из акта выполненных работ. Разделение общей стоимости работ, указанной в акте выполненных работ, на затраты по монтажу системы и стоимость ее элементов может быть отражено в Бухгалтерской справке (ф.

N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования к аварийному освещению указаны в разделе 7.6. Свода правил. В связи с изложенным считаем, что расходы по установке аварийного освещения здания могут быть отнесены на подстатью 225 КОСГУ.

Питание напрямую от 220 В, защита IP40, цветовая температура 3000К, цветопередача Ra более 90. Правильный учет светильников по КОСГУ в 2023 году не даст оснований наложить штрафы на руководителей предприятия, которые решат обновить свою осветительную технику.

Требования к аварийному освещению и его правильная организация

В случае возникновения внештатных ситуаций, вызванных авариями, пожарами и прочими происшествиями, существует вероятность отключения основного освещения. Это значительно затрудняет передвижение персонала в сторону эвакуационных выходов. Во избежание беспрепятственного и безопасного передвижения в тесных коридорах предусматривается аварийное резервное освещение. В данной статье поговорим о том, какое оно бывает, зачем нужно и какие выдвигаются требования к его организации.

  • Федеральные законы, отвечающие за пожарную безопасность и общую безопасность зданий и помещений.
  • Своды правил о пожарной безопасности.
  • Государственные стандарты, указывающие на необходимое качество изготовления и эксплуатации различного оборудования.
  • Санитарные и строительные нормы, которые изначально регламентируют проектирование пожаробезопасных объектов.
Рекомендуем прочесть:  Ветеран труда и оплата судебных издержек

В небольших помещениях допускается монтаж специальных светильников и ламп, которые имеют свой собственный аккумулятор. Они продолжают гореть даже при отключении основного источника света и заново заряжаются при восстановлении работоспособности последнего.

  • Аварийное освещение любого типа может работать как постоянно, дополняя основной свет, так и включаться автоматически или вручную при возникновении соответствующих ситуаций.
  • Если переход на резервный источник питания выполняется автоматически, обязательно нужно предусмотреть механизм обратного перехода, когда основная сеть будет полностью восстановлена и запущена в работу.
  • Если автоматический переход с аварийного на основное питание невозможен по техническим причинам (нюансы используемых источников), обязательно предусматривается специальный щиток с механическими рубильниками, способными отсекать и подключать различные источники. Когда основная сеть будет восстановлена, ответственный оператор должен вручную выключить резервный источник и активировать основной, следуя техническим стандартам эксплуатации и соблюдая технику безопасности.

Схема переключения между источниками питания
с взаимной блокировкой

  • Отдельным пунктом стоит упомянуть требования, которые предъявляются к лампам с аккумуляторами. Ввиду небольшой мощности чаще всего они используются как эвакуационные осветительные элементы, поэтому включаются крайне редко. Для литий-ионных батарей существует такое понятие, как саморазряд – если она долго не используется, она может полностью разрядиться. В таком случае в самый важный момент лампа просто не загорится, срывая план эвакуации. Во избежание подобных ситуаций лампы, выполненные согласно государственным стандартам, снабжаются пультом дистанционного управления, с помощью которого можно вручную выполнить проверку работоспособности последней, а в случае разряда аккумулятора его заново зарядить.
  • Для организации аварийного освещения подойдет не каждая лампа. В эвакуационных светильниках допускается использование только ламп накаливания ввиду их минимальных требований к источнику освещения. Если люминесцентная лампа не использует для запуска стартер (не мигает при включении) и эксплуатируется в помещениях с температурой не ниже 5 градусов, то можно использовать и ее. Также допускается использование специальных светодиодных ламп, которые созданы для стабильной работы в большом диапазоне напряжений – очень актуально для резервного питания в случае использования генераторов.

Лампы для аварийного освещения

  • Категорически запрещается к одной линии аварийного питания выполнять монтаж более 20 источников света. При этом их суммарная мощность не должна превышать 60% от возможностей защитного оборудования этой сети.
  • Осветительные приборы должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивалась одинаковая или максимально равномерная освещенность всего пути эвакуации. Не должно быть резких перепадов, которые могут ослепить или дезориентировать быстро движущегося человека.
  • Все осветительные приборы, которые указывают направление движения, должны иметь четкие и понятные рисунки, заметные любому смотрящему на них человеку. Не допускается использование агрессивных и отвлекающих цветов, которые развивают чувство паники – идеальным вариантом будет зеленый цвет. Он достаточно яркий и заметный, при этом не сбивает с толку.
  • Все оборудование, которое предназначено для подключения и отключения всех видов освещения, должно располагаться в удобных для обслуживания местах, при этом имея защиту от проникновения не обслуживающего его персонала. Это оборудование должно быть закрыто в огнеупорных шкафах, иметь понятные и четкие обозначения всех узлов и элементов.
  • Ни в коем случае нельзя выполнять монтаж аварийной сети электропитания параллельно с основной. При повреждении последней значительно повышаются шансы аварии и на дополнительной проводке. Резервная сеть должна иметь собственную прокладку и независимые узлы, все установки (в том числе и провода) должны быть усилены противопожарными перегородками для повышенной устойчивости к огню и прочим разрушающим факторам.
  • Система аварийного освещения и сопутствующие элементы не должны быть проложены через помещения, где есть большая вероятность аварии или возгорания. Элементы запуска и переключения должны находиться вдали от опасных объектов для свободного доступа к ним в любой ситуации.
  • Требуется регулярно проводить проверку всех узлов основного и резервного освещения путем их запуска и полной отработки механизмов переключения. Такую проверку можно проводить с использованием специальных тестовых программ, которыми в обязательно порядке оборудуются потребители из первой категории. Для второй и третьей категории допускается проведение учебной эвакуации при согласовании с соответствующими органами безопасности.

Пульт активации пожарной тревоги

На данный момент используются светодиоды, светодиодные сборки и газоразрядные (люминесцентные) лампочки. Самым экономически оптимальным источником для автономной светотехники считается светодиод по причине его высокой светоотдачи (Лм/Вт). Чем выше светоотдача, тем меньшей емкости требуется аккумулятор БАП, что существенным образом сказывается на стоимости изделия.

  • Путей эвакуации.
  • Зон повышенной опасности — подсветка опасного движущегося оборудования, мест с повышенным риском падения и т.п.
  • Антипанического освещения — в местах скопления людей для обеспечения движения к путям эвакуации.

Рис. 1. Функциональная структура аварийного освещения

Сохранение хорошей освещенности, определенность и однозначность толкования инфографики работают против растерянности. В таких условиях организованное движение к аварийному выходу начинается сразу после объявления тревоги, что подчиняет всех общему действию, исключая панику.

Главная особенность САО на объектах здравоохранения — обширный список помещений с обязательным резервным освещением. Так как они должны продолжать функционировать в условиях любых ЧП, сопровождающихся отключением основного освещения, резервная светотехника монтируется в:

Экономически нецелесообразно применять специальные отдельные светильники для резервных систем. Поэтому штатная светотехника при отказе или отключении основной системы электропитания автоматически переключается на источник централизованного аварийного энергоснабжения.

  • В ПУЭ – Правилах устройства электроустановок. В частности, главе 6.1. раздела «Электрическое освещение».
  • В усовершенствованном и доработанном варианте СНиП, представляющем свод Правил — СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение».
  • Системой Госстандарта разработан ГОСТ Р 55842-2013, полностью посвященный аварийному освещению. В нем четко определена классификация, требования и нормы по его разновидностям.
  • Эвакуационное освещение. Обеспечивает нужную видимость при нештатных ситуациях, которые привели к отключению от централизованной сети. Это могут быть стихийные бедствия, аварии или пожары.
  • Резервное освещение. Требуется в ситуациях, когда произошло обесточивание основных осветительных приборов. Организуется, чтобы обеспечить условия, позволяющие продолжить работу без нарушения технологии, чтобы обезопасить производство от возникновения аварий.

Аварийное освещение – обязательная система на каждом объекте. Аварийное освещение обеспечит эвакуацию людей при возникновении опасной ситуации: пожар, теракт или техногенная авария. Данные системы применяются на самых различных объектах: больницы и школы, офисно-административные здания, торговые центры, промышленные предприятия, вокзалы и аэропорты, спортивные комплексы и т.д. Специалисты нашей компании выполнят весь объем работ по созданию системы аварийного освещения. Проект, поставка, монтаж.

Необходимо обеспечить высокую надежность системы. Освещение отдельных участков маршрута эвакуации следует осуществлять с использованием двух или более светильников, чтобы в случае повреждения одного из них маршрут эвакуации не был полностью темным или чтобы система индикации направления эвакуации была максимально эффективной. По тем же причинам в каждой открытой зоне следует использовать два или более светильника.

Все элементы (лампа, блок, батарея питания и контрольные приборы) обязательно располагаются либо внутри светильника, либо рядом с ним в пределах 500 мм). Важный нюанс – у аварийных светильников должен быть индикатор, который указывает на работу в конкретном режиме. Остальные моменты относительно конструкции осветительных приборов подробно описаны в части 6 ГОСТ 27900-88.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах