Внесение Изменений В Упк Рф От 26072023

Как указывают разработчики поправок в пояснительной записке к проекту, сейчас существует неопределенность в вопросе о том, кем – следователем или органом дознания, должен производиться такой предварительный расчет. Вместе с тем практика рассмотрения сообщений о преступлениях данного вида показывает, что трех суток, отводимых следователю для принятия по ним процессуального решения, недостаточно для проведения предварительного расчета. Кроме того, поступившее следователю сообщение о предполагаемом преступлении в отсутствие расчета создает излишнюю необходимость в проведении процессуальной проверки в тех случаях, когда уголовно наказуемой суммы неуплаченных налогов, сборов и (или) страховых взносов изначально не имелось, порождая в связи с этим неоправданное вмешательство следственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Также планируется скорректировать ч. 7 ст. 144 УПК РФ в части указания на то, какие документы следователь должен приложить к направляемой в налоговый орган или территориальный орган страховщика копии сообщения о преступлении. Сейчас в ней идет речь о приложении «соответствующих документов». СКР считает необходимым уточнить данную формулировку, указав, что к сообщению должны быть приложены «документы, содержащие сведения, указывающие на признаки преступления». Одновременно в ч. 8 данной статьи планируется закрепить требование об их возврате соответствующим органом контроля следователю одновременно с направлением ему заключения (информации).

Внести изменения в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса предложил Следственный комитет РФ. Текст соответствующего проекта размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/05/09-21/00119912). Поправки направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих при поступлении следователю из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1, ст.199.3 и ст. 199.4 УК РФ (Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

  • направление следователем копии сообщения о преступлении, поступившего из органа дознания, с приложением необходимых документов не в вышестоящий налоговый орган (как сейчас), а в территориальный налоговый орган по субъекту РФ, на территории которого состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов). Как объясняют разработчики, эта поправка необходима в связи с проведенной модернизацией структуры Федеральной налоговой службы, в результате которой в ряде субъектов РФ ее территориальные органы перешли на двухуровневую систему управления;
  • принятие межведомственного нормативного правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия между органом дознания, следователем, налоговым органом и органом страховщика при направлении сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1, ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ, его проверке и принятии по нему решения.

В частности, следователь и дознаватель наделяются правом давать соответствующему должностному лицу по месту нахождения лица, участие которого в одном из указанных следственных действий признано необходимым, обязательное для исполнения письменное поручение об организации такого следственного действия путём использования ВКС. При этом применение ВКС будет возможно лишь при наличии технической возможности.

Федеральным законом Кодекс дополняется статьёй 189 1 , в соответствии с которой следственное действие путём использования ВКС должно осуществляться с соблюдением общих требований производства расследования по уголовному делу и с учётом особенных правил, предусмотренных этой статьёй, в том числе в части, касающейся порядка удостоверения личности лица, участвующего в следственном действии, составления протокола следственного действия, обязательного применения видеозаписи, обеспечения процессуальных прав участников следственного действия и соблюдения охраняемой законом тайны.

В соответствии с Федеральным законом Уголовно-­процессуальный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, устанавливающими порядок производства допроса, очной ставки и опознания путём использования систем видео-конференц-связи государственных органов, осуществляющих предварительное расследование (далее – ВКС).

Реализация положений Федерального закона позволит обеспечить соблюдение установленных Кодексом сроков расследования уголовных дел, что является особенно актуальным в условиях пандемии, а также сократить расходы, связанные с совершением процессуальных действий.

2. В случае необходимости проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи следователь или дознаватель, которым поручено производство предварительного расследования, направляет следователю, дознавателю или в орган дознания по месту нахождения лица, участие которого в следственном действии признано необходимым, письменное поручение об организации участия данного лица в следственном действии.

6. После завершения допроса, очной ставки, опознания, проведенных путем использования систем видео-конференц-связи, следователь, дознаватель или орган дознания по месту нахождения лица, участвующего в соответствующем следственном действии, в течение 24 часов направляет следователю или дознавателю, которым поручено производство предварительного расследования, подписку, указанную в части третьей настоящей статьи, и приобщенные к ней в ходе следственного действия документы и материалы, а также ордер адвоката, если в следственном действии участвовал адвокат лица, участвующего в следственном действии.

5. После завершения допроса, очной ставки, опознания, проведенных путем использования систем видео-конференц-связи, составления и оглашения протокола участники соответствующего следственного действия вправе принести замечания о дополнении и уточнении протокола в подписке, указанной в части третьей настоящей статьи.

«4.1) давать следователю, дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 настоящего Кодекса, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, участие которого в данном следственном действии признано необходимым;»;

1. Следователь, дознаватель вправе провести допрос, очную ставку, опознание путем использования систем видео-конференц-связи государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, при наличии технической возможности по правилам статьи 164 и главы 26 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

3. Протокол допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи составляется с соблюдением требований, предусмотренных статьями 166, 167, 170, 189, 190, 192, 193 настоящего Кодекса, с учетом особенностей его подписания, установленных настоящей статьей, следователем или дознавателем, которым поручено производство предварительного расследования. В протоколе указываются дата, время и место производства соответствующего следственного действия как по месту составления протокола, так и по месту нахождения лица, указанного в части второй настоящей статьи. Запись о разъяснении участникам следственного действия, находящимся вне места производства предварительного расследования, их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, а также запись об оглашении им протокола следственного действия удостоверяется подписями данных участников следственного действия, о чем у них берется подписка следователем или дознавателем по месту нахождения участников следственного действия.

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2830; 2008, N 49, ст. 5724; 2012, N 31, ст. 4332; 2013, N 14, ст. 1661; N 52, ст. 6997; 2023, N 51, ст. 7251; 2023, N 1, ст. 60) следующие изменения:

2. В случае необходимости проведения допроса, очной ставки, опознания путем использования систем видео-конференц-связи следователь или дознаватель, которым поручено производство предварительного расследования, направляет следователю, дознавателю или в орган дознания по месту нахождения лица, участие которого в следственном действии признано необходимым, письменное поручение об организации участия данного лица в следственном действии.

6. После завершения допроса, очной ставки, опознания, проведенных путем использования систем видео-конференц-связи, следователь, дознаватель или орган дознания по месту нахождения лица, участвующего в соответствующем следственном действии, в течение 24 часов направляет следователю или дознавателю, которым поручено производство предварительного расследования, подписку, указанную в части третьей настоящей статьи, и приобщенные к ней в ходе следственного действия документы и материалы, а также ордер адвоката, если в следственном действии участвовал адвокат лица, участвующего в следственном действии.

1. Следователь, дознаватель вправе провести допрос, очную ставку, опознание путем использования систем видео-конференц-связи государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, при наличии технической возможности по правилам статьи 164 и главы 26 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Что касается эффективности нового инструмента, здесь больше вопросов нежели ответов, считает Алексей Новиков: видео-конференц-связь уже не первый год используется при рассмотрении уголовных дел по существу, а также при продлении сроков содержания под стражей. «Полученный опыт позволяет заключить, что технические средства связи, которые при этом используются, оставляют желать лучшего: постоянные обрывы, плохая слышимость и иные сопутствующие технические сбои вряд ли способствуют проведению того или иного следственного действия в нормальных условиях без потери качества», – пояснил он.

В комментарии «АГ» управляющий партнер, адвокат АБ Criminal Defense Firm Алексей Новиков заметил, что изначально в законопроекте отсутствовало указание на полномочия должностного лица, уполномоченного в соответствии с УПК инициировать проведение допроса, очной ставки, опознания по ВКС, – т.е. фактически этими полномочиями следователь и дознаватель наделялись исключительно в ст. 189.1 УПК. Однако ни в ст. 38 Кодекса, которая регламентирует полномочия следователя, ни в ст. 41, раскрывающей компетенцию дознавателя, о таких полномочиях не упоминалось, что вело к правовой неопределенности. В данный момент эти пробелы устранены, заметил эксперт.

Закон определяет полномочия следователя и дознавателя давать, соответственно, следователю, дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном ст. 189.1 УПК, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, чье участие признано необходимым.

Владимир Путин подписал изменения в УПК РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2023 г. № 501-ФЗ), который определяет порядок проведения допроса, очной ставки и опознания посредством видео-конференц-связи (законопроект № 1184595-7). Напомним, что на стадии рассмотрения проекта в Госдуме предусматривалось закрепление в УПК порядка проведения только онлайн-допросов.

Рекомендуем прочесть:  Возможен Ли Выход На Пенсию Мужчины 1959 Гр Раньше Срока

«Каким образом дистанционно будет предъявляться в соответствии со ст. 193 УПК для опознания документ или подпись в нем? Как опознающий будет определять опознаваемого по мельчайшим чертам лица или голосу? Способны ли технические средства, на приобретение которых потребуются существенные бюджетные вливания, обеспечить надлежащее качество? Думаю, нет. Современную аппаратуру можно встретить исключительно в центральных ведомствах, да и то не у каждого следователя или дознавателя», – отметил Алексей Новиков.

В случае пропуска срока кассационного обжалования или отказа в его восстановлении кассационные жалоба, представление на приговор или иное итоговое судебное решение подается непосредственно в суд кассационной инстанции и рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 401.10 — 401.12 УПК РФ.

В новой редакции статьи 389.33 УПК РФ «Постановление апелляционного приговора, вынесение апелляционных определения, постановления и обращение их к исполнению» уточнено, что апелляционные приговор, определение или постановление в течение 7 суток со дня их вынесения направляются вместе с уголовным делом для исполнения в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение. Копия апелляционных приговора, определения или постановления незамедлительно после их вынесения направляется в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение, для ее вручения осужденному (оправданному) и сторонам в порядке, установленном ч.1 статьи 393 УПК РФ.

Если приговор или иное итоговое судебное решение не обжаловались, то их копии вручаются осужденному или оправданному, их защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения. В те же сроки копии судебных решений могут быть вручены потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при наличии ходатайства указанных лиц.

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

Статьей 393 УПК РФ определено, что копия приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления такой копии в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение. В тексте новой редакции статьи сказано, что:

Законопроект получил одобрение правительства, сообщила Валентина Матвиенко на заседании Совета Федерации 25 сентября. «Есть хорошие новости, что на днях правительство дало положительное заключение на проект закона», – заявила вновь избранный спикер Совфеда. Она также поблагодарила главу Верховного суда Вячеслава Лебедева за то, что он «публично высказывался» в пользу ликвидации клеток. Матвиенко выразила надежду, что в скором времени поправки будут рассмотрены в Госдуме.

«В данном проекте стоит учитывать, что мы не столько сам статус – «подозреваемый», «обвиняемый» – сколько права человека и гражданина, гарантированные Конституцией», защищаем, – говорилось в пояснительной записке к законопроекту. В связи с этим депутаты предлагали распространить действие ч. 2 ст. 49 УПК и на подозреваемых по уголовным делам. То есть, согласно задумке законотворцев, подозреваемый должен иметь право рассчитывать не только на помощь адвоката, но и на другого защитника, в том числе близкого родственника.

Уголовно-процессуальный кодекс содержит исчерпывающий перечень оснований как для пересмотра судебного решения по уголовному делу, так и для возобновления производства по уголов­ному делу. При этом УПК не предусматривает в качестве такого основания выявленное Конституционным судом и не соответствующее конститу­ционно-правовому смыслу толкование примененного в суде закона. В связи с этим он предложил дополнить соответствующие положения УПК и включить в них такое основание.

Прокурора наделяют полномочиями требовать от органов дознания и следствия устранять нарушения на этапе приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях. О решении они должны уведомить в течение суток. Кроме того, прокурор получит возможность разрешать споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности.

Согласно положениям УПК, в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. «В законе нет ни слова о таком праве подозреваемому», – отметили авторы поправок.

Федеральным законом от N 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 314 и 316 УПК РФ» отменен особый порядок рассмотрения уголовных дел по тяжким преступлениям

В УПК РФ внесены знаковые изменения, касающиеся особого порядка судебного разбирательства. 20 июля 2023 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 224-ФЗ, который исключает рассмотрение судами уголовных дел о тяжких преступлениях в особом порядке судебного разбирательства, то есть при заявленном ходатайстве подсудимого о согласии с предъявленным обвинением и постановлении приговора без исследования доказательств. Соответствующие поправки внесены в ст. 314 и ст. 316 УПК РФ.

Согласно ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

Также Федеральным законом N 224-ФЗ статья 316 УПК РФ дополнена частью 9.1, в соответствии с которой судья по результатам рассмотрения уголовного дела в особом порядке может вынести постановление о прекращении уголовного дела при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 25.1 (применить меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа), 28.1 (прекратить уголовное преследование в связи с возмещением ущерба), 239 УПК РФ (иные основания для прекращения уголовного дела).

«4. Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401_7 и 401_8 настоящего Кодекса, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения, а для осужденного, содержащегося под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу.

«1_1. Копия приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления копии апелляционных приговора, определения или постановления в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение. Если приговор или иное итоговое судебное решение не обжаловались, то их копии вручаются осужденному или оправданному, их защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения. В те же сроки копии судебных решений могут быть вручены потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при наличии ходатайства указанных лиц.»;

6. В случае пропуска срока, установленного частью четвертой настоящей статьи, или отказа в его восстановлении кассационные жалоба, представление на приговор или иное итоговое судебное решение подается непосредственно в суд кассационной инстанции и рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 401_10-401_12 настоящего Кодекса.»;

5. Пропущенный по уважительной причине срок кассационного обжалования, установленный частью четвертой настоящей статьи, может быть восстановлен судьей суда первой инстанции по ходатайству лица, подавшего кассационные жалобу, представление. Отказ в его восстановлении может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 45_1 настоящего Кодекса.

«5. В резолютивной части апелляционных приговора, определения или постановления должны также содержаться разъяснения о порядке и сроках их обжалования в соответствии с требованиями главы 47_1 настоящего Кодекса, о праве осужденного и оправданного ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.»;

Внесение Изменений В Упк Рф От 26072023

Законопроектом предлагается закрепить в статье 125 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации положения, согласно которым вопрос о размере расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю, если потерпевший обжаловал в суд постановление, принятое дознавателем, следователем или прокурором, разрешается непосредственно судом.
При рассмотрении жалобы судья проверяет законность и обоснованность данного решения, а также на основании доводов, изложенных в жалобе, необходимость и оправданность расходов потерпевшего, связанных с выплатой вознаграждения его представителю, путем исследования в судебном заседании представленных документов.
Размер таких расходов определяется судом с учетом уровня инфляции.
Согласно части четвертой статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный механизм, закрепляющий порядок и размеры возмещения процессуальных издержек (за исключением предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй той же статьи), устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы Правительством Российской Федерации утверждено Положение, предусматривающее возмещение процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу. Вместе с тем Положение не содержит предписаний, определяющих порядок и размеры возмещения потерпевшему расходов на выплату вознаграждения представителю, обусловленных пунктом 1.1 части второй статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим для реализации Постановления № 18-П предполагается внесение изменений в Положение посредством установления в нем размеров и порядка выплаты соответствующих сумм.
Законопроектом также предусматривается дополнение части шестой статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положением о том, что процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 24 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Как Посмотреть Новую Декларацию По Фамилии И Имени

Отмена особого порядка уголовного судопроизводства по тяжким преступлениям

Так, при рассмотрении вопроса о возможности принятия судебного решения по ходатайству обвиняемого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке судами проверяется отсутствие возражений у государственного или частного обвинителя и потерпевшего против рассмотрения уголовного дела в особом порядке (ч. 4 ст. 314 УПК РФ), а также обоснованность обвинения и его подтверждение собранными по делу доказательствами (ст. 316 УПК РФ).

Личное мнение. Очевидно, что после принятия поправок в ч. 1 ст. 314 УПК РФ нагрузка на судей криминалистов значительно возрастет, так как рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях зачастую связано с изучением большого количества доказательств вины (в частности, свидетельских показаний), представленных стороной обвинения.

Как следует из пояснительной записки Верховного суда РФ, принятие указанных изменений поможет обеспечить высокую степень процессуальных гарантий справедливого правосудия по уголовным делам, как правило составляющим особую сложность, затрагивающим интересы значительного числа потерпевших, вызывающим большой общественный резонанс и освещающимся в СМИ.

Суть поправок. В новой редакции ч. 1 ст. 314 УПК РФ обвиняемые в совершении тяжких преступлений больше не будут обладать правом заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, при этом такая возможность оставлена исключительно для лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Официальная статистика. Ежегодно российские суды общей юрисдикции в особом порядке уголовного судопроизводства рассматривают от 50 до 60% уголовных дел о тяжких преступлениях (статистика Судебного департамента при ВС РФ). Только в 2023 году таким способом было рассмотрено 60 582 уголовных дела в отношении 66 175 лиц.

«1.1) приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, — при условии, что такие судебные решения не были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции»;

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2023 № 44 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» поставлен на обсуждение вопрос об изменении статей 401.3, 401.14, 412.11 УПК РФ.

Таким образом, предлагаемый порядок инстанционности обжалования, как направленный на мотивирование участников процесса по использованию своего права пересмотра судебного решения в апелляционном порядке, позволит оптимизировать уголовное судопроизводство и достичь публично значимые цели без снижения гарантий охраны прав и законных интересов граждан.

Краткое изложение целей регулирования: соблюдение общих принципов правового регулирования уголовного законодательства в связи с вступлением в силу 1 января 2023 года Федерального закона от № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ).

Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: поручение Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 10.08.2023 № ММ-П10-9116 о необходимости разработки проектов федеральных законов, подлежащих принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона № 259-ФЗ.

8. Изменение или отмена меры пресечения производятся мотивированным постановлением следователя (дознавателя и др.), судьи или определением суда. В постановлении (определении) должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с устранением или изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

4. Принятию решения об отмене или изменении меры пресечения может способствовать изменение обстоятельств, которые учитывались при ее избрании: совершенному деянию дана новая юридическая оценка, обвиняемый своим поведением доказал иное свое отношение к содеянному, ухудшилось (улучшилось) состояние его здоровья, изменилось семейное положение и т.п. Так, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть заменена другой в связи с изменением обвинения в сторону смягчения. При этом, если по новому обвинению за преступление не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, обвиняемый подлежит освобождению из-под стражи в обязательном порядке. И наоборот, если обвиняемый, в отношении которого применена подписка о невыезде или другая мера пресечения, не связанная с лишением свободы, не является по вызовам, старается оказать воздействие на содержание показаний свидетелей и потерпевших либо продолжает свою преступную деятельность, к нему должна быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

1.1. Мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Решение об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу принимается дознавателем, следователем или судом, в производстве которых находится уголовное дело, не позднее 3 суток со дня поступления к ним из мест содержания под стражей копии медицинского заключения.

10. Постановление или определение об отмене или изменении меры пресечения рекомендуется объявлять лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом следует на постановлении делать отметку с указанием времени ознакомления, удостоверяемую подписью обвиняемого (подозреваемого).

1. Руководитель следственного органа вправе изменить или отменить любую меру пресечения по каждому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве подчиненного ему следователя. Надзирающий и вышестоящий прокурор может изменить или отменить любую меру пресечения по делу, по которому производится дознание.

Федеральным законом от N 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 314 и 316 УПК РФ» отменен особый порядок рассмотрения уголовных дел по тяжким преступлениям

В УПК РФ внесены знаковые изменения, касающиеся особого порядка судебного разбирательства. 20 июля 2023 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 224-ФЗ, который исключает рассмотрение судами уголовных дел о тяжких преступлениях в особом порядке судебного разбирательства, то есть при заявленном ходатайстве подсудимого о согласии с предъявленным обвинением и постановлении приговора без исследования доказательств. Соответствующие поправки внесены в ст. 314 и ст. 316 УПК РФ.

Согласно ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

Также Федеральным законом N 224-ФЗ статья 316 УПК РФ дополнена частью 9.1, в соответствии с которой судья по результатам рассмотрения уголовного дела в особом порядке может вынести постановление о прекращении уголовного дела при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 25.1 (применить меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа), 28.1 (прекратить уголовное преследование в связи с возмещением ущерба), 239 УПК РФ (иные основания для прекращения уголовного дела).

Минюст разработал поправки в УК и УПК, защищающие адвокатов и расширяющие их права

Минюст разработал поправки в УК и УПК, защищающие адвокатов и расширяющие их права. Проект этого закона опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов 1 сентября. Он вводит новую статью 294.1 в Уголовный кодекс (УК), которая предусматривает санкции за воспрепятствование законной деятельности адвокатов. Так, воспрепятствование, которое «повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам» граждан, организаций и государства, авторы поправок предлагают наказывать штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере зарплаты за срок до шести месяцев, исправительными и обязательными работами.

Рекомендуем прочесть:  Как Устроится На Работу Водителем Автобуса С 3 Гр Инвалидности

Если такое воспрепятствование было со стороны группы лиц по предварительному сговору или с использованием служебного положения, то кроме штрафа до 300 000 руб. и принудительных работ возможно лишение свободы до двух лет, а если сопровождалось насилием, то и до пяти лет. Эти меры могут быть избраны только при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 295 и 296 УК, – посягательства на жизнь, насилия и угроз в отношении лиц, осуществляющих правосудие, к которым относятся и адвокаты.

Президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Юрий Пилипенко отметил, что разработка законопроекта велась в сотрудничестве с палатой. Он поясняет, что законопроект важен для сообщества, и надеется, что он в итоге будет одобрен, так как давно назрел. Существование такого закона, говорит Пилипенко, может иметь «профилактирующее» воздействие и «облагородить» сферу работы адвокатов. Адвокат Яков Гаджиев из «Юков и партнеры» считает, что видимых последствий у такого закона не будет, а сам законопроект прежде всего приводит нормы в соответствие с международными договорами и конвенциями.

Вносятся законопроектом Минюста изменения и в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), которые касаются работы адвоката в суде, документооборота при допросах и использования технологий записи. Так, предлагается часть 4 статьи 189 изложить в следующей редакции: «Допрос производится с обязательным проведением аудио- и (или) видеозаписи, материалы которой приобщаются к протоколу допроса и хранятся при уголовном деле». Такие правила предлагается применять и при очной ставке.

Как утверждается в записке, изменения в УПК направлены на введение таких правил, которые снижали бы в ходе предварительного расследования риски воспрепятствования допуску и участию защитника в досудебной процессуальной деятельности, а также исключали бы немотивированные отказы в рассмотрении и удовлетворении ходатайств защиты об исследовании доказательств, приобщении к делу документов и других материалов.

О внесении изменений в уголовный кодекс РФ и и УПК РФ

2. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается штрафом в размере от одного миллиона рублей до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

1. Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в настоящей статье признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств — наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Внесение Изменений В Упк Рф От 26072023

Законопроектом предлагается закрепить в статье 125 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации положения, согласно которым вопрос о размере расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю, если потерпевший обжаловал в суд постановление, принятое дознавателем, следователем или прокурором, разрешается непосредственно судом.
При рассмотрении жалобы судья проверяет законность и обоснованность данного решения, а также на основании доводов, изложенных в жалобе, необходимость и оправданность расходов потерпевшего, связанных с выплатой вознаграждения его представителю, путем исследования в судебном заседании представленных документов.
Размер таких расходов определяется судом с учетом уровня инфляции.
Согласно части четвертой статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный механизм, закрепляющий порядок и размеры возмещения процессуальных издержек (за исключением предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй той же статьи), устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы Правительством Российской Федерации утверждено Положение, предусматривающее возмещение процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу. Вместе с тем Положение не содержит предписаний, определяющих порядок и размеры возмещения потерпевшему расходов на выплату вознаграждения представителю, обусловленных пунктом 1.1 части второй статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим для реализации Постановления № 18-П предполагается внесение изменений в Положение посредством установления в нем размеров и порядка выплаты соответствующих сумм.
Законопроектом также предусматривается дополнение части шестой статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положением о том, что процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 24 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации.

Закреплены условия, которые не могут служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса РФ, в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.

В частности, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» не является основанием для возбуждения уголовного дела. Указанные изменения вступают в силу с 16 апреля 2023 года.

1.1. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 06.07.2023 N 375-ФЗ)

Пропущенный по уважительной причине срок кассационного обжалования может быть восстановлен судьей суда первой инстанции по ходатайству лица, подавшего кассационные жалобу, представление. Отказ в его восстановлении может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 45.1 УПК РФ.

11) задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления; (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.03.2008 N 26-ФЗ)

Новой редакцией статьи 401.3 УПК РФ изменен порядок и сроки подачи кассационных жалобы, представления, порядок восстановления срока кассационного обжалования. Установлено, что кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401.7 УПК РФ и 401.8 УПК РФ, могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения. Осужденным, содержащимся под стражей, разрешено подавать кассационные жалобы в тот же срок со дня вручения ему копии судебного решения, вступившего в законную силу. Статья дополнена новой частью 5, в которой сказано, что:

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах