Возможность Для Зао В 2023 Году Не Проводить Аудит

Возможность Для Зао В 2023 Году Не Проводить Аудит

По Закону об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2023 год должны проводить, в частности, организации, у которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:
— доходы от предпринимательской деятельности за 2023 год составляют более 800 млн рублей (учитываются доходы, принимаемые для целей налогообложения);
— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2023 составляет более 400 млн рублей.

Чтобы организации, не поименованные в Законе об аудиторской деятельности, также могли проверить, подлежит или нет их бухгалтерская отчетность за 2023 год обязательному аудиту, Минфин России разместил на своем сайте информацию с перечнем организаций, подлежащих аудиту, а также указал законы, на основании которых возникает такая обязанность. Перечень включает 83 пункта. В числе организаций, подлежащих обязательному аудиту за 2023 год:
— застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства;
— туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма;
— ОАО «Российские железные дороги»;
— Государственная компания «Российские автомобильные дороги»;
— АО «Почта России» и др. (полный перечень организаций см. здесь).

в соответствии с новыми требованиями к аудиторским организациям, которые вправе приводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, расширен перечень случаев, в которых обязательный аудит проводят только аудиторские организации, в штате которых имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г. (пункты 1 — 5, 8 — 13, 15, 16, 22 — 25, 28, 45 — 53, 58, 59, 61 — 65, 69, 70, 71, 73, 75 — 79, 81, 82);

На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru размещен Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г. (рубрика «Аудиторская деятельность — Общая информация — Обязательный аудит»). В нем обобщены предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г. Для каждого случая в Перечне приведены: законодательная норма, вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту, субъект обязательного аудита. В Перечне случаи обязательного аудита объединены в две группы: в силу федеральных законов (за исключением Федерального закона «Об аудиторской деятельности») и в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

в связи с уточнением с 1 января 2023 г. перечня общественно значимых организаций для ряда случаев предусмотрено, что субъектами обязательного аудита могут быть либо аудиторские организации, в штате которых имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г., (если аудируемое лицо является общественно значимой организацией) либо любые аудиторские организации (если аудируемое лицо не является общественно значимой организацией) (пункты 14, 17 — 21, 39, 42, 60, 72, 74, 83).

  • акционерные общества — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • банки — ст. 42 Закона № 395-1 от 02.12.1990;
  • страховщики — ст. 29 Закона № 4015-1 от 27.11.1992;
  • общества взаимного страхования — ст. 22 Закона № 286-ФЗ от 29.11.2007;
  • негосударственные пенсионные фонды — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • организаторы торговли — ст. 5 Закона № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • инвестиционные фонды — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании акционерных инвестиционных фондов — ст. 88 Закона № 208-ФЗ от 26.12.1995;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов — ст. 50 Закона № 156-ФЗ от 29.11.2001;
  • управляющие компании негосударственных пенсионных фондов — ст. 22 Закона № 75-ФЗ от 07.05.1998.
  • клиринговые организации — ст. 5 Закона № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • организации, раскрывающие годовую консолидированную финансовую отчетность — ст. 5 Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010.

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

  • за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
  • по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
  • продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • работают в качестве бюро кредитных историй;
  • имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.

Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены. Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011). Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2023 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2023 года.

Полезная информация от КонсультантПлюс На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2023 год, но скоро должны появиться и за 2023-й.

Сейчас в России около 20 тыс. компаний, которые будут освобождены от обязательного аудита, пояснил член генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров «Градиент Альфа Инвестментс Групп» Павел Гагарин. Стоимость реального аудита в зависимости от региона и объема работы колеблется от 300 тыс. до 700 тыс. рублей, отметил он. «Если взять среднюю сумму в 500 тысяч рублей и умножить на 20 тысяч компаний, получаем 10 миллиардов рублей в год — не такую большую сумму. Столько сможет сэкономить российский бизнес», — оценил Павел Гагарин.

Правительство на заседании 11 ноября одобрило подготовленные МЭР законопроекты («О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса РФ» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), рассказали в пресс-службе Кабмина. Они будут направлены в Госдуму в установленном порядке, добавили там.

В случае принятия законопроектов Госдумой изменения вступят в силу с 1 января 2023 года, указали в Минэкономразвития. «Гибкие условия в отношении небольших акционерных обществ, дающие возможность не проводить обязательный аудит, позволят бизнесу сократить издержки. Указанные изменения востребованы бизнес-сообществом, способствуют оптимизации деятельности непубличных акционерных обществ», — подчеркнул Торосов.

Как пояснил замглавы ведомства Илья Торосов, законопроекты позволят отдельным непубличным акционерным обществам не проводить обязательный аудит. Ежегодные проверки не отменяются только для компаний, ценные бумаги (облигации) которых допущены к организованным торгам, а также в капитале которых участвует государство, субъект или муниципалитет, указал он.

Минфин решил оградить российские стратегические предприятия от влияния аудиторов с иностранными корнями или связями, подготовив соответствующий законопроект, пишет «Коммерсант». Теперь проверять такие компании смогут лишь аудиторы, у которых отсутствуют связи с иностранцами, включая членство в международных организациях.

Кому нужен обязательный аудит в; 2023; году: изменение критериев аудита и; не; только

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2023 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2023 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2023 год)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

­2023-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2023 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.
Рекомендуем прочесть:  В Каком Случае Процессирование Платежа А В Коком Отмена В Лайт Кабинете

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2023 № 14-2/В-880).

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).
  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.
  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Изменены случаи обязательного аудита

Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, союза этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085- I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующая хотя бы одному из следующих условий:

Аудиторское заключение по годовой отчётности за 2023 год представляется в ИФНС по месту нахождения организации вместе с годовой отчётностью (до 31 марта 2023 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 10 января 2023 года (первый рабочий день, 31 декабря 2023 года выходной).

Кодекс профессиональной этики аудиторов определен как свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения этих принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями и аудиторами (ранее – свод правил поведения, обязательных соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами). Кодекс обязателен для соблюдения при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) (ранее –только при оказании аудиторских услуг).

Бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах».

Отличная от указанных в других пунктах настоящей таблицы организация имеет организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2023 г. № 290-ФЗ), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.

Введены новые обязанности аудиторских организаций

Минфин России продолжает рассказывать об изменениях в аудиторском законодательстве, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2023 г. № 359-ФЗ (Информационное сообщение от 7 июля 2023 г. № ИС-аудит-46/2). Напомним, ранее, Министерство сообщало об изменениях в терминологии законодательства об аудиторской деятельности, а также правовых основах регулирования аудиторской деятельности (Информационное сообщение от 6 июля 2023 г. № ИС-аудит-46/1). С этими письмами, а также с другими разъяснениями Минфина России можно ознакомиться на его официальном сайте в подразделе с общей информацией раздела «Аудиторская деятельность» рубрики «Деятельность».

Скорректированы и правила предоставления аудиторской организацией информации, являющейся аудиторской тайной третьим лицам. Теперь аудитор не вправе предоставлять такую информацию, составляющую аудиторскую тайну, и полученные документы, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Так, рассмотрены изменения в части уточнения требований о минимальной численности аудиторов в аудиторской организации. Одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. С 1 июля 2023 года вступит в силу новое требование – аудиторы должны быть работниками такой аудиторской организации по основному месту работы. Как поясняет Минфин России, под основным местом работы будет считаться то место работы работника, где хранится его трудовая книжка.

Также вводится обязанность назначать руководителей аудита. Им является аудитор, отвечающий за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. При этом, допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, — разные лица. Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации.

Также законом вводятся новые обязанности аудиторских организаций. Так, например, при оказании услуг общественно значимым организациям аудиторы должны предоставлять информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, но только по требованию аудируемого лица. Также она должны обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него.

Статья 5

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2023 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2023 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2023 № 534-П).

Таким образом, отчетность за 2023 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Рекомендуем прочесть:  Сестра оформила дарственную на квартиру а у меня долги по суду. Смогут ли высчитать пристава

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

  1. Организаций, у которых в 2023 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2023 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2023 году

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2023 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2023 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2023 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2023 год опубликован тут.

Согласно законам о некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7-ФЗ и о туристской деятельности от 24.11.1996 № 132-ФЗ, аудит бухотчетности НКО, выполняющих функции иноагента, структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и туроператоров сферы выездного туризма должен проводится в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Федеральный закон о бухгалтерском учете от 6.12.2011 № 402-ФЗ гласит, что когда налогоплательщик представляет обязательный экземпляр бухотчетности, подлежащей аудиту, то вместе с такой отчетностью представляется также аудиторское заключение – в срок до 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

На днях, однако, был опубликован новый Федеральный закон от 02.07.2023 № 352-ФЗ. Согласно его поправкам, зафиксированные ранее 402-ФЗ сроки представления аудиторского заключения действительны только в случаях, когда иные сроки не установлены другими законами. Поэтому сроки представления аудиторского заключения для отдельных видов деятельности меняются.

Приобретая тарифный план на любой из сервисов, вы получите гибкий интерфейс, персональный календарь бухгалтера с датами сдачи отчетности, систему автопроверки отчетов на ошибки, текстовые подсказки по заполнению форм, удобный механизм создания отчетов по готовым шаблонам, а также ряд других преимуществ. Можете не беспокоиться о том, дошел документ или нет – мы гарантируем доставку получателем, а вам придет уведомление о получении.

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

  1. Организаций, у которых в 2023 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2023 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

Приказом Минфина России от 9 ноября 2023 г. № 172н введены в действие на территории Российской Федерации новые редакции Международных стандартов аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» и 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении». Цель переиздания этих МСА – распространить требование применения «расширенного» аудиторского заключения на более широкий круг аудируемых лиц. Тем самым реализуется одно из мероприятий, предусмотренных Концепцией развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2023 г. № 3709-р.

требование МСА 700 (пересмотренный) о сообщении аудитором информации о ключевых вопросах распространяется на аудиторские заключения полных комплектов бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения всех общественно значимых организаций (ранее – только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам);

МССУ 4400 (пересмотренный) подлежит применению с 7 января 2023 г. в отношении заданий, условия которых согласованы (договор оказания услуг заключен) начиная с 1 января 2023 г. Он заменяет МССУ 4400 (ранее МСА 920) «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации», который был введен в действие приказом Минфина России от 9 января 2023 г. № 2н и прекратил действие на территории Российской Федерации с 7 января 2023 г. Задания по выполнению согласованных процедур, условия которых согласованы до 1 января 2023 г., могут быть закончены в 2023 г. в соответствии с МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2023 г. № 2н.

Согласно Федеральному закону «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» приказ Минфина России будет действовать до 1 сентября 2028 г. После 1 сентября 2028 г. будет принято решение о продлении срока действия приказа или проведена оценка его на предмет обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, наличия избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.

Приказом Минфина России не установлены никакие требования к форме раскрытия информации, в связи с чем такая форма определяется аудиторскими организациями самостоятельно. Что касается дополнительной информации о деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке, то требования к форме ее раскрытия вводятся Банком России.

Обязательный бухгалтерский и финансовый аудит

  • используется порядок, установленный законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, согласно гл. 25 НК РФ выделяются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
  • в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
  • учитываются доходы, полученные за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

Рекомендуем прочесть:  Деловое письмо о приостановлении работ по неоплате

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.

Как уже упоминалось, услуги общественно-значимым организациям смогут предоставлять исключительно те компании, которые включены в два реестра. В общий могут попасть только те организации, в штате которых по основному месту работы имеется не менее 3-ёх аудиторов. Начиная с 2023-го года эта цифра возрастёт до 5-ти, три из которых должны располагать новым аттестатом и опытом работы с общественно-значимыми организациями не менее трёх лет. Одним из требований к таким аудиторам является кристальная чистота опыта, исключающая подписание заключений, которые впоследствии были признаны ложными. Требования второго реестра – не менее семи человек в штате, а с 2023-го – не менее двенадцати, соответствующих вышеуказанным требованиям.

  • Публичные акционерные общества;
  • Страховые и банковские группы;
  • Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
  • Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
  • Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
  • Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.

Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.

Закон вводит такое обозначение, как «ненадлежащее аудиторское заключение». Его будут использовать для определения ошибочного мнения аудитора при серьёзно искажённой бухгалтерской отчётности, которая была составлена с нарушениями требований. Таким образом, Центробанк России сможет отбраковывать заключения аудиторских проверок установленным им способом. Обжалование его решений будет доступным только в судебном порядке.

В сентябре 2023-го года в Государственную Думу был внесён законопроект №273179-7, который был принят через 3 месяца в первом чтении и далее проходил согласование вплоть до 2023-го года. Его принятие в третьем чтении означает изменения в аудиторской деятельности, которые исключают возможность проведения обязательных аудиторских проверок частными аудиторами. Согласно данной реформе, будет создан перечень предприятий, которые имеют общественно важное значение и предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок в них исключительно компаниями, включёнными в специальные реестры Федерального казначейства и Банка России.

Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2023 году

  • фирмы, объем дохода которых по итогу предшествующего года превысил 800 миллионов рублей (анализируются показатели не года, за который проводится обязательный аудит, а предшествующего года);
  • компании, у которых величина активов по итогу предшествующего отчетного года была больше, чем 400 миллионов рублей;

Также необходим специальный программный продукт, мощное оборудование, специальные навыки и знания. Практика показывает, что многие организации, даже пройдя обязательный аудит, потом числятся в рядах нарушителей. Основная причина – незнание, как опубликовать данную информацию.

  1. Приобрести криптопровайдер. Это специальная программа, позволяющая передавать данные на специальный ресурс. Установить ее на свой компьютер.
  2. Пройти регистрацию на сайте Федресурса. Осуществить установку сертификата ключа от электронной цифровой подписи.
  3. Через специальную вкладку в личном кабинете после авторизации заполнить форму для публикации аудиторского заключения. И здесь главное заполнять только те формы и поля, которые запрашивает система.
  4. Оплатить услуги публикации в онлайн формате.
  • в отчете представлена детализированная работа аудитора с подробным описанием полученного результата, ошибок и других факторов, оказывающих воздействие на итоговый результат. По желанию аудитор может в отчете указывать и возможные методы устранения выявленных нарушений, предоставлять рекомендации.
  • в заключении описывается общее мнение об аудируемом объекте, делается конкретный вывод – отчетность достоверная или нет, какие данные имеют искаженный результат и что на это могло повлиять.

Другой аспект, который необходимо учесть: если вы не знаете, должна ваша компания проходить обязательный аудит или нет, то не нужно руководствоваться только Федеральным законом об аудиторской деятельности. Есть множество других нормативно-правовых актов, которые также утверждают обязанность конкретных субъектов проходить такой вид контроля.

Аудит финансовой отчётности непубличных корпораций: почему текущее законодательство неправильное и как его стоит поменять

Очевидно, что перечисленный выше перечень пользователей отчётности далеко не полный. Чем крупнее компания, тем больше у неё самых разных стейкхолдеров: от работников, подумывающих над тем, чтобы поучаствовать в опционной программе, до банков и страховых компаний.[4] И всем этим стейкхолдерам нужна отчётность.

И здесь возникает еще одна очень важная проблема, которая свойственна не только России, но и даже другим, развитым экономикам: если все компании, даже те, которые не хотят и которым не нужен аудит, его проводят, то они могут делать это менее качественно, обращаясь к аудиторским компаниям, предложившим наименьшую цену. И, соответственно, тут цель государства обеспечить более качественную отчётность вообще теряет какую-либо ценность[22]: если компании нужна высококачественная отчётность, они сами и добровольно обратятся к «большой четверке» или другим высококачественным компаниям на рынке. Что же происходит тогда, когда компания проводит аудит в компании, которая оказывает полуподвальные услуги по экспресс-аудиту «быстро и недорого»? Ответ очевиден – такая проаудированная отчётность не будет сигналом рынку, что она является надежной и достоверной, и никакой проблемы асимметрии информации она не решит.

Как мы видим далее, закон об аудиторской деятельности распространяет свои требования по проведению обязательного аудита даже в отношении тех компаний, которые не торгуются на бирже, и которые можно назвать частными: фонды при достижении определенного трешхолда и непубличные компании – также при достижении определенного трешхолда.

Если же компания забыла указать в отчёте, что один из крупнейших её контрагентов начал процедуру банкротства, то это уже может иметь очень негативные последствия на экономические суждения. Логика тут элементарная: если крупнейший контрагент (например, 20% от всех продаж) начал процедуру банкротства, то, вероятно, денег от него мы за проданные товары получим значительно меньше, если вообще что-то и получим. Следовательно, дебиторская задолженность, показывающая наш актив (условно – сумму будущих платежей за поставленные товары), не будет отражать тот фактический результат, который предполагается получить в реальности. Соответственно, нам нужно создать резерв (уменьшив им дебиторку), отразить этот резерв в качестве расхода (в размере потенциально недополученного возмещения по договору) в отчёте о прибылях и убытках, тем самым уменьшив наши финансовые показатели – EBITDA и чистую прибыль.

Финансовые институты. Финансовая отчётность может быть необходима банкам и другим финансовым институтам, которые выдали кредит предприятию. Например, в кредитном договоре может быть установлено условие (кредитный ковенант), что финансовые показатели компании (собственные средства к долгу, например) не должны быть ниже установленного в договоре уровня. В случае нарушения таких ковенантов для предприятия наступают негативные правовые последствия: досрочное погашение долга, выплата штрафа и другие последствия, предусмотренные договором между предприятием и банком.

Компания заключает договор с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, которые имеют членство в саморегулируемой организации аудиторов. К первому этапу относят планирование и организацию проверок. То есть аудитор формирует план контрольно-ревизионных мероприятий, на основании которого и осуществляется аудит бухгалтерской и финансовой отчетности. Отметим, что приступать к формированию плана АК рекомендуется после детального изучения деятельности компании, ее специфики, уставной документации и прочих особенностей ведения учета.

  • при допуске ценных бумаг компании к торгам;
  • при составлении консолидированной отчетности, кроме государственных и муниципальных госучреждений;
  • при превышении объема выручки в 800 миллионов рублей в год, кроме унитарных госпредприятий и сельхозкооперативов;
  • суммарный актив баланса для обязательного аудита на конец года превысил 400 миллионов рублей;
  • обязанность закреплена в отдельных нормативно-правовых актах или локальных распоряжениях руководства компаний.

В законе есть оговорка о том, что освобождение от проверки не действует, если до 01.01.2023 уже начата аудиторская проверка бухгалтерской финансовой отчетности по договору со специализированной организацией или индивидуальным аудитором. В этом случае новые правила применяются, начиная с отчетности за 2023 год. Для акционерных обществ лимиты не действуют, а проверка является обязательной при любых условиях, как это предусмотрено статьей 67.1 Гражданского кодекса РФ .

  1. Сопоставление данных бухотчетности и фактического имущественного положения компании для выявления полноты отражения информации и ее достоверности.
  2. Контроль за соблюдением действующего законодательства (налогового, бюджетного, трудового, гражданского, бухгалтерского).
  3. Проверка законности, рациональности и целесообразности использования имущественных и финансовых активов экономического субъекта.
  4. Выявление неиспользуемых, скрытых резервов, которые существенно улучшают финансовое положение компании.

Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия подразумевает независимый контроль, который направлен на оценку результатов финансовой деятельности. Проверку проводят на основании отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения ошибок и неточностей учета.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах