В Автономном Учреждении В 2023 Году Сложилась Переплата По Налогу На Прибыль И По Пеням По Этому Налогу Как Провести Проводки Вид Расходакосгу

В Автономном Учреждении В 2023 Году Сложилась Переплата По Налогу На Прибыль И По Пеням По Этому Налогу Как Провести Проводки Вид Расходакосгу

Бюджетные (автономные) учреждения начисляют и уплачивают налог на прибыль по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2023 № 85н, далее — Порядок № 85н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н, далее — Порядок № 209н). Следовательно, переплата по налогу на прибыль возвращается на лицевой счет по коду доходов 180 и подстатье 189 КОСГУ.

Перечисление бюджетным (автономным) учреждением налога на прибыль отражается аналогично возврату полученных ранее доходов, применяется забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств» (п. 365 Инструкции № 157н). Соответственно, поступление излишне уплаченного в прошлом периоде налога на прибыль рассматривается в качестве доходной операции с применением забалансового счета 17.

Казенные учреждения уплачивают налог на прибыль за счет расходов по КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов » в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н). Если возвращаются денежные средства, уплаченные в текущем году, операция отражается в качестве восстановления кассового расхода по тем же кодам бюджетной классификации, по которым отражалась кассовая выплата (п. 2.5.4 порядка, утв. приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н, далее — Порядок № 8н).

Если возвращаются денежные средства, уплаченные в прошлом году, операция отражается в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, формирующей доходы бюджета (п. 2.5.6 Порядка № 8н). Администраторы таких доходов учитывают их по подстатье 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» (п. 9.3.6 Порядка № 209н).

Решение о проведении зачета принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней (п. 4 ст. 78 НК РФ). Датой зачета будет считаться дата принятия решения. Поэтому, если дата зачета важна для срока уплаты налога, на который будет перенесена сумма переплаты, это обстоятельство надо иметь в виду.

Налог на прибыль, вне зависимости от того, в какой бюджет он перечисляется, является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ). С 01.10.2023 при зачете и возврате не имеет значение вид налога: федеральный, региональный или местный. Зачесть можно любой налог в счет любого налога, независимо от бюджета его зачисления. Подробности см. здесь.

  • Зачет и возврат можно произвести в срок не более 3 лет со дня образования переплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).
  • По переплате, образовавшейся в результате подачи декларации, зачет и возврат будут возможны только по прошествии 3 месяцев, отведенных налоговым органам на проверку декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ, письмо Минфина России от 21.02.2023 № 03-04-05/9949).
  • Зачет и возврат осуществляются на основании представленного в ФНС заявления по утвержденной форме (пп. 4 и 6 ст. 78 НК РФ). Заявление может быть отправлено электронным способом или представлено в ИФНС на бумажном носителе. В последнем случае оно делается в 2 экземплярах.

Решение о возврате принимается налоговыми органами так же, как и при зачете, в течение 10 рабочих дней (п. 8 ст. 78 НК РФ). При этом если у организации на момент принятия решения имеется задолженность по платежам в бюджет того же уровня, то из суммы имеющейся переплаты сначала будет погашена такая задолженность (п. 6 ст. 78 НК РФ). В решении налогового органа отразится факт зачета имевшей место задолженности. Возврату будет подлежать остаток суммы переплаты.

После получения решения о зачете организацией на дату проведения зачета делается бухгалтерская проводка, отражающая перенос зачтенной суммы в дебет счета 68 (субсчет учета расчетов по налогу, на оплату которого перенесена сумма переплаты) с кредита счета 68 (субсчет учета расчетов по налогу на прибыль, на котором имела место переплата).

Зачет переплаты по налогам в 2023 году

Рекомендуем прежде, чем подать заявление о зачете переплаты, сверить свои данные с налоговым органом. Для этого вы можете запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом или акт сверки. Дело в том, что, если инспекция выявит расхождения с суммами, которые вы указали в заявлении, она все равно сначала предложит провести сверку.

Если камеральная проверка не проводилась, инспекция должна вынести решение о зачете переплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас заявления или подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Рекомендуем вам подавать заявление о зачете заранее — как минимум за 10 рабочих дней до предстоящего срока уплаты налога, в счет которого вы планируете направить переплату.

Для зачёта переплаты по налогам нужно заполнить заявление о зачете по установленной форме и подать его в инспекцию. Обратиться с таким заявлением вы можете в течение трех лет со дня излишней уплаты налога. Зачесть переплату можно только по налогам одного вида. Если инспекция отказала в зачете, вы можете обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Инспекция может провести зачет в течение сроков для принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафов. Если эти сроки пропущены, налоговый орган не вправе самостоятельно зачесть недоимку (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (п. 32), Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).

Если инспекция провела камеральную проверку и не выявила нарушений, срок составляет 10 рабочих дней. Их отсчитывают не сразу после завершения проверки, а после того, как истекут еще 10 рабочих дней с одной из следующих дат (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ):

Как быть, если у казенного учреждения образовалась переплата по налогу

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа.

До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога (оформленное на основании решения налогового органа) подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Например, проведя сверку расчетов с бюджетом, учреждение выявило переплату по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. Оно обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете переплаты в счет погашения недоимки по налогу на имущество, которая к моменту обращения составляла 150 000 руб. В течение 10 дней с момента подписания акта сверки ИФНС приняла решение о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в размере 100 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на имущество.

Пример.Налоговой инспекции необходимо было не позднее 11.06.2023 вернуть излишне уплаченный учреждением налог на прибыль в размере 36 600 руб. Но фактически это было сделано 31.07.2023.С 27.07.2023 ключевая ставка установлена в размере 4,25 %, до нее действовала ставка 4,5 % (с 22.06.2023), а до этого – 5,5 % (с 27.04.2023).Рассчитаем размер процентов, причитающихся налогоплательщику за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога:

  • за период с 12.06.2023 по 21.06.2023 – 55 руб. (36 600 руб. x 10 дн. x 5,5 % / 366 дн.);
  • за период с 22.06.2023 по 26.07.2023 – 157, 5 руб. (36 600 руб. x 35 дн. x 4,5 % / 366 дн.);
  • за период с 27.07.2023 по 31.07.2023 – 21,25 руб. (36 600 руб. x 5 дн. x 4,25 % / 366 дн.).

Всего налогоплательщику причитается 233,75 руб. (55 + 157,5 + 21,25).

Если у налогоплательщика имеется недоимка по иным налогам (задолженность по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ), возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

КОСГУ: НДС и налог на прибыль в 2023 году

В соответствии с нормами п. 9 Порядка из приказа № 209н и п. 12.1.7 Порядка из приказа № 85н, утвержденных Минфином соответственно 29.11.2023 (ред. от 29.09.2023) и 06.06.2023 (ред. от 15.04.2023), операции по начислению/уплате ННП фиксируют увязкой статьи 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида бюджетных доходов (АнКВД) с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ.

За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.

Однако, не все облагаемые НДС операции доходны. Случаются ситуации, когда доход отсутствует, а налог необходимо начислить и уплатить. К примеру, премирование работника подарком. В Порядке № 209н нет прямой нормы, прописывающей алгоритм отражения расходов автономным и бюджетным учреждениям в подобных случаях, а при отсутствии доходов уплачивать НДС по доходным статья нельзя. Руководствуясь этими соображениями предприятия платят налог по КВР 852 и КОСГУ 291, поскольку таблицей соотношений КВР и КОСГУ предусмотрена такая увязка.

Рекомендуем прочесть:  Приставы Арестовать Автомобиль Если Он Снят С Регистрационного Учета И Договор Купли Продажи На Другого Человека

Во взаимосвязи с шифрами КОСГУ выступают и коды соответствующих видов доходов по АнКВД: от использования имущества предприятия – статья 120, от оказания услуг и компенсации затрат – статья 130, от реализации ОС и сумм возмещения ущерба при недостаче ОС – статья 410, от реализации МПЗ – статья 440.

Для учета НДС в бюджетных учреждениях применяется иной порядок. Этот налог в текущем периоде уменьшает доходы от продаж, которые уже зафиксированы по приемлемым кодам КОСГУ. Т. е., при начислении НДС суммы поступающих доходов отражаются по кодам КОСГУ и КВД, сопровождающим реализацию товаров, услуг или работ. Например, по доходам, полученным от продаж, применяют подстатью 131 КОСГУ, от выбытия активов – 172 КОСГУ, от концедента с концессионной платы – 12К, от совместной деятельности в простом товариществе – 12Т.

Проводки по налогу на прибыль

ООО «ВЕСНА» производит расчеты по ННП ежеквартально. Суммы начисленных платежей в 2023 году имеют следующие значения:

  • 1 квартал 2023 г. — 200 000 рублей;
  • 1 полугодие 2023 г. — 450 000 рублей;
  • 9 месяцев 2023 г. — 800 000 рублей.

За 2023 г. (итого за год) — 1 000 000 рублей.

В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, необходимо скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.

Для отражения записей по налогам и сборам в Едином плане счетов предусмотрен отдельный бухсчет 68. Чтобы детализировать информацию по каждому виду фискального обременения, к этому счету открывают специальные субсчета. Например, 68.4 — расчеты с бюджетом по ННПО.

Напомним, как определить финансовый результат деятельности предприятия. Убыток или прибыль до налогообложения (проводка) определяется как разница между суммой оборотов по дебету и кредиту счета 99 в корреспонденции со счетами 90 (субсчет «Прибыль/убыток от продаж») и 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»). Если за отчетный период складывается кредитовый остаток, это говорит о том, что компания получила прибыль. Дебетовое сальдо на конец периода говорит о понесенных убытках.

Налоговый и бухгалтерский учет имеют разные нормы в части принятия доходов и расходов. Так, например, некоторые виды расходов (доходов) могут приниматься в одном из учетов полностью и единовременно, а в другом — частями на протяжении нескольких периодов или вовсе исключены. В итоге между данными НУ и БУ возникают разницы временные и постоянные.

Пени по налогам: проводки

Вопрос о том, каким образом отразить суммы пеней в учете, и по сей день вызывает споры между специалистами. Двойственность понятий вызвано тем, что этот термин имеет разные определения в налоговом и бухучете. Следовательно, при начислении пени, штрафа по налогам проводки могут различаться.

Данный метод имеет основное преимущество: при использовании 99 бухсчета не возникает разницы между данными бухгалтерского учета и сформированной отчетностью. Иными словами, 99 бухсчет не участвует в определении размера налогооблагаемой базы. Следовательно, отражение сумм начисленной неустойки, пени (Н/П) на сч. 99 не приведет к искажению учетной информации.

К примеру, в бухучете этот термин определяется, как штрафная санкция, то есть наказание за какой-либо проступок или правонарушение. А вот налоговый учет не предусматривает объединение данных понятий. Иными словами, в налоговом учете это совершенно разные виды расходов, и учитывать их на одном счете недопустимо.

Это означает, что сумма наказания постоянно изменяется и исчисляется, как произведение просроченной задолженности и 1/300 ставки рефинансирования, утвержденной Центробанком России. Если отражать начисление пеней по налогам проводкой на сч. 91, то при составлении отчетности придется вычленять суммы начисленных неустоек в ФНС, так как неустойку по фискальным платежам нельзя учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Одновременно поправки внесены в статью 79 НК РФ. Теперь возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки или задолженности.

С 1 января 2023 года налогоплательщики могут зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки не только по налогам, но и страховым взносам и сборам, включая соответствующие пени и штрафы. Соответствующие нормы внесены в статью 78 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2023 № 379-ФЗ.

Как поясняет в своем сообщении УФНС по Московской области, теперь организации и ИП могут проводить зачет не только между разными видами налогов, но и между страховыми взносами и сборами. Прежнее ограничение, согласно которому налоги можно было зачесть только в счет налогов, а страховые взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того фонда, где образовалась переплата, отменено.

Зачет суммы излишне уплаченного налога, сбора, страхового взноса в счет погашения недоимки (задолженности) налоговая инспекция вправе провести самостоятельно. При этом зачет по налогам в счет предстоящих платежей налоговики смогут сделать только на основании заявления от налогоплательщика.

Номер лицевого счета и КБК зачисления НКО и коммерческие фирмы не указывают. А вот учреждениям госсектора заполнять пункты обязательно. Номер лицевого счета — это уникальный номер (может содержать не только цифры, но и латинские буквы). А вот КБК определяется для каждого типа учреждения в индивидуальном порядке:

Но даже в такой ситуации учреждение вправе перебросить излишне уплаченные деньга на другие платежи. Например, на погашение задолженности по транспортному, земельному налогу или же по налогу на имущество. Следовательно, решение должно отвечать и положениям законодательства и удовлетворять потребности налогоплательщика.

Возвратом денежных средств имеет смысл заниматься, когда вы уверены, что у организации нет долгов по оплате налогов, уплате пеней и штрафов. В идеале нужно получить акт сверки с налоговой инспекцией. Имейте в виду, возврат произведут только после погашения имеющейся недоимки. В противном случае заявление на возврат отклонят.

  1. В шапке документа указываем ИНН и КПП налогоплательщика-заявителя.
  2. Номер заявления — это порядковый номер для текущего года.
  3. Статус плательщика: для организации это либо «1» — налогоплательщик, либо «4» — налоговый агент.
  4. Внесите статью НК РФ, в соответствии с которой осуществляем зачет. Укажите в поле номер статьи: «176» — для зачета НДС, «203» — для акциза и «78» — для остальных фискальных платежей (налогов, сборов, взносов).
  5. Вид платежа выберите из предложенного перечня. Например, для зачета по налогу на прибыль выбираем «1», для зачета пеней по НДС — «4».
  6. Затем определяем период либо конкретную дату, за которую образовалась переплаченная сумма. Например, за январь 2023 г. — МС.01.2023, за 1 квартал 2023 — КВ.01.2023, за 1 полугодие — ПЛ.01.2023, за год — ГД.00.2023. Конкретную дату указываем, если законодательством установлена точная дата подачи декларации или уплаты налога. Например, 28.03.2023 для уплаты налога на прибыль.
  7. ОКТМО — код соответствует коду места постановки налогоплательщика на учет.
  8. Укажите КБК соответствующий налогу, сбору, взносу, по которому выявлена переплата.
  9. На втором листе документа укажите переплаченную сумму в рублях и копейках. Затем определите, на что следует перенаправить платеж: «1» — на недоимку, «2» — на будущие периоды. Укажите налоговый период для зачета в счет будущих платежей.
  10. Впишите ОКТМО по месту зачисления платежа.
  11. КБК налога, сбора, взноса, в счет которого производится зачет.
  12. Последнюю страницу (раздел «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем») учреждения не заполняют.

Обратите внимание, что претендовать на возврат денежных средств из бюджета следует с учетом сложившихся обстоятельств. Например, по ежемесячным платежам, таким как страховые взносы или НДФЛ, возвращать переплаченные суммы не имеет смысла, ведь уже в следующем месяце организация снова начислит заработную плату и исчислит платежи в счет страхового обеспечения. Однако если речь идет о реорганизуемой или ликвидируемой компании, то возврат оправдан.

В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о зачете (либо отказе в нем) ИФНС обязана письменно сообщить об этом налогоплательщику. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2023 № ММВ-7-8/182@. Документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Любой переплаченный налог – это, по сути, «скрытый» финансовый резерв организации. Нет смысла бесплатно кредитовать государство, если переплату можно вернуть и использовать для пополнения собственных средств компании. Главное при этом – грамотно соблюсти процедуру, прописанную в Налоговом кодексе РФ.

  • с момента обнаружения переплаты налоговой инспекцией (если организация не обращалась в ИФНС с заявлением о зачете в счет конкретного платежа и стороны не проводили сверку расчетов);
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку).

Она перечисляла эти платежи в течение отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев). Но фактическая сумма налога, рассчитанная по итогам этого периода, оказалась меньше суммы ранее перечисленных платежей. Или организация получила не прибыль, а убыток.

В течение еще пяти рабочих дней с момента принятия решения о возврате (либо отказе в этом) ИФНС обязана письменно известить об этом налогоплательщика. Форма сообщения – в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 14.02.2023 № ММВ-7-8/182@. Так же, как и в случае с зачетом налога, документ передают руководителю (либо уполномоченному представителю) организации лично под расписку. Либо направляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Рекомендуем прочесть:  Как написать заявление в школу об отказе от дополнительных занятий в сводной форме

С 2023 года будут действовать новые правила зачета и возврата налоговой переплаты

  • зачесть налоговую переплату в счет предстоящих платежей или погасить недоимку можно лишь по налогам независимо от того, в какой бюджет они перечисляются. К примеру, если излишне уплачен федеральный налог (например, на прибыль), то за его счет можно погасить задолженность или штраф по региональным или местным налогам (например, по транспорту, или земле);
  • на возврат переплаты по налогу на расчетный счет имеется ограничение. Возврат чистыми денежными средствами невозможно произвести, когда есть задолженность по любым налогам. Сначала за счет переплаты потребуется погасить задолженность по налогам, штрафам и пени (п. 6 ст. 78 НК);
  • если компания переплатила страхвзносы или ИФНС их излишне взыскала, то переплату можно вернуть или зачесть, но только в счет будущих платежей по страхвзносам.

Пункт 1 ст. 78 НК будет звучать по-другому, и по нему сумму налоговой переплаты можно будет зачесть в счет будущих платежей или задолженности не только по налогам, но и сборам, страхвзносам, а также штрафам за налоговые правонарушения. Кроме того, налогоплательщик также сможет и возвращать налоговую переплату.

Для зачета налоговой переплаты в счет предстоящих платежей, задолженности, штрафов, пени требуется подать в налоговую инспекцию заявление о зачете с приложением подтверждающих документов. Форма этого документа регламентирована Приказом ФНС от 14.02.2023 г. № ММВ-7-8/182@.

Проводки по налогу на прибыль

Счет 68 является активно-пассивным, то есть может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Причем остаток по дебету на конец расчетного периода говорит о наличии переплаты в государственный бюджет. А кредитовый остаток, наоборот, говорит о наличии задолженности.

Для отражения записей по налогам и сборам в Едином плане счетов предусмотрен отдельный бухсчет 68. Чтобы детализировать информацию по каждому виду фискального обременения, к этому счету открывают специальные субсчета. Например, 68.4 — расчеты с бюджетом по ННПО.

Напомним, как определить финансовый результат деятельности предприятия. Убыток или прибыль до налогообложения (проводка) определяется как разница между суммой оборотов по дебету и кредиту счета 99 в корреспонденции со счетами 90 (субсчет «Прибыль/убыток от продаж») и 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»). Если за отчетный период складывается кредитовый остаток, это говорит о том, что компания получила прибыль. Дебетовое сальдо на конец периода говорит о понесенных убытках.

Налоговый и бухгалтерский учет имеют разные нормы в части принятия доходов и расходов. Так, например, некоторые виды расходов (доходов) могут приниматься в одном из учетов полностью и единовременно, а в другом — частями на протяжении нескольких периодов или вовсе исключены. В итоге между данными НУ и БУ возникают разницы временные и постоянные.

В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, необходимо скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.

Перечисленные выше новации в налоговом учете лизинговых операций не распространяются на договоры лизинга, действующие на 1 января 2023 года. По таким договорам до окончания их действия лизингодатель и лизингополучатель учитывают имущество, являющееся предметом лизинга, по старому, т.е. по правилам ведения налогового учета, предусмотренным главой 25 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2023 (п.1 ст.2, п.4 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2023 № 382-ФЗ).

С 1 января 2023 года по «новым» договорам лизинговое имущество амортизирует лизингодатель. Утратил силу п. 10 ст.258 НК РФ об амортизации ОС тем, у кого на балансе лизинговое имущество. Также исключена из НК РФ норма п. 8.1 ст. 272 НК РФ о порядке определения расходов лизингодателя, в случае, когда балансодержателем предмета лизинга являлся лизингополучатель (пп. 25 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2023 № 382-ФЗ). То есть отменены правила признания расходов для лизингодателя в ситуации, когда лизингополучатель амортизировал предмет лизинга в налоговом учете, а лизингодатель признавал расходы на его приобретение пропорционально сумме арендных (лизинговых) платежей и в тех периодах, в которых указанные платежи предусмотрены условиями договора (пп.10 п.1 ст. 264 , п. 8.1 ст. 272 НК РФ).

НКО в виде централизованных религиозных организаций (религиозных организаций, входящих в их структуры), а также СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

Изменения налога на прибыль 2023 касаются налоговых агентов. Процентный доход по долговым обязательствам иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, при условии, что задолженность, по которой выплачиваются проценты, возникла в связи с деятельностью указанного постоянного представительства, с 01.01.2023 относится к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежит обложению налогом, удерживаемым налоговым агентом в соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ (см. Письма ФНС от 04.08. N СД-4-3/11038@, Минфина РФ от 03.08. 2023 N 03-08-13/62064). Кроме того, к доходам иностранных организаций от источников в РФ, не связанным с их предпринимательской деятельностью в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль, будут также относится процентные доходы по долговым обязательствам индивидуальных предпринимателей любого вида. Т.е. обложению у источника выплаты подлежат проценты по займам, выданным иностранными организациями-займодавцами индивидуальным предпринимателям и постоянным представительствам иностранных организаций в РФ, а значит представительствам иностранных организаций и ИП придется исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль (пп «а» п. 48 ст.2 п.4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2023 N 305-ФЗ).

НКО, включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, с 1 января 2023 года исключены из списка «благотворительной помощи», учитываемой в составе внереализационных расходов.

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету?

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

От получения заявления до принятия решения о возврате или зачете переплаты у ФНС есть 10 рабочих дней. Но этот срок не может быть раньше даты окончания камеральной проверки. Далее — еще 5 дней для уведомления компании о принятом органом ФНС решении. Для перечисления этой переплаты налогоплательщику предусмотрен срок в 1 месяц с момента его обращения за переплатой или окончания камералки по уточненной декларации.

  • Для зачета переплаты не играет роль принадлежность к тому бюджету и к тому виду налогов и сборов, по какому имеется задолженность. То есть долг по налогу, поступающему в федеральный бюджет, можно перекрыть переплатой налогу, относящемуся к региональному.
  • Перечисление переплаты теперь осуществляется только при отсутствии недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам, предусмотренным НК РФ. При наличии задолженности переплата будет возвращена после покрытия ею недоимки. Переплатой по налогам нельзя покрыть штраф, назначенный в соответствии с КоАП РФ.
  • Переплату по налогу на прибыль с 23.12.2023 допускается получить на счет иностранного номинального держателя (уполномоченного держателя) и (или) лица, которому открыт счет депо при условии, что через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.

Как и ранее, налогоплательщик может обратиться в ФНС за возвратом или зачетом переплаты в течение 3 лет со дня поступления переплаченных средств в бюджет. Исключение — ситуация, в которой возникшая переплата обусловлена превышением размера уплаченных авансов над размером исчисленного налога. Тогда отсчет трехлетнего срока производят от даты подачи декларации.

ФНС обязана информировать плательщиков налогов об образовавшихся переплатах в течение 10 дней с момента обнаружения этих переплат. Однако надеяться на это не стоит, ведь штрафных санкций в отношении ФНС за нарушение этого срока не предусмотрено. И суды этот факт во внимание не берут (Определение ВС РФ от 19.03.2023 № 304-ЭС19-1659 по делу № А75-4891/2023). При получении подобного уведомления рекомендуется проводить совместную сверку.

Каждая организация или индивидуальный предприниматель рано или поздно сталкивается с переплатой по тому или иному платежу в бюджет. Причины могут быть разные: ошибки в суммах и КБК при заполнении платежных поручений, завышенные размеры авансовых платежей, подача уточненной декларации, списание налогов пострадавшим во время пандемии и другие. Расскажем, что же изменилось в правилах возврата излишне уплаченных сумм в связи с изменениями в ст. 78 НК РФ, вступившими в силу в октябре 2023 года.

Рекомендуем прочесть:  Правила увольнения льготная чернобыльская зона с правом на отселение

С 2023 года сумму излишне уплаченного налога можно будет зачесть также и в счёт предстоящих платежей по сборам и страховым взносам, а также погашения по ним недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Соответствующие изменения в ст. 78 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.11.2023 № 379-ФЗ (п. 6 ст. 1).

В настоящее время переплату по налогу можно зачесть в счёт предстоящих платежей по этому или иным налогам, в счёт погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам. Излишне уплаченные страховые взносы разрешается зачесть в счёт предстоящих платежей (задолженности по пеням, штрафам) того же фонда, куда они уплачены (п. 1, 1.1 ст. 78 НК РФ).

Также необходимо отметить, что с 01.01.2023 утрачивает силу п. 1.1 ст. 78 НК РФ, который позволял зачитывать переплату по страховым взносам только в счёт предстоящих платежей по этому же виду страховых взносов, задолженности по пеням и штрафам (зачитывать переплату по одним страховым взносам в счёт других видов страховых взносов или налогам не допускалось). В связи с этим полагаем, что с 2023 года переплату по страховым взносам одного вида можно будет зачитывать в счёт уплаты иных страховых взносов, налогов, сборов, погашения недоимки, в счёт уплаты штрафов, пеней.

Как зачесть переплату в счёт будущих платежей

Исключение — НДФЛ. Зачесть его переплату в счёт предстоящих платежей по НДФЛ нельзя. Но вы можете направить такую переплату в счёт будущих платежей по другим налогам. Основание: п. п. 1 , 14 ст. 78 , п. 9 ст. 226 НК РФ, письма ФНС России от 06.02.2023 № ГД-4-8/2085@ , УФНС России по г. Москве от 27.10.2023 № 19-19/164537@ .

Если установлена конкретная дата уплаты налога либо представления декларации (расчёта), обозначьте её. Рассмотрим ситуацию, когда переплата возникла при уплате налога на прибыль за 2023 год. Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта следующего года ( п. 1 ст. 287 , п. 4 ст. 289 НК РФ). В рассматриваемом поле организация укажет «28.03.2023».

Для зачёта переплаты в счёт предстоящих платежей нужно подать в инспекцию правильно заполненное заявление по утверждённой форме . Она утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2023 № ММВ-7-8/182@. Эта форма называется «Заявление о зачёте суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Зачёт излишне уплаченной суммы государственной пошлины организацией в счёт суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия» (форма по КНД 1150057) ( п. 4 ст. 78 НК РФ).

Напомним, что конце 2023 года в правилах зачёта налога произошли изменения. Начиная с 01.10.2023 отменено ограничение, по которому переплату разрешено зачесть только в счёт налога того же вида ( Федеральный закон от 29.09.2023 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). С этой даты зачёт налоговой переплаты не будет ограничен видами платежей по уровню бюджета. Переплату можно будет зачесть в счёт налога любого вида (федерального, регионального или местного). Для наглядности приведём пример: переплату по налогу на прибыль можно в счёт налога на имущество, несмотря на то что налог на прибыль федеральный , а налог на имущество региональный .

Возникают ситуации, когда у экономических субъектов имеется переплата по налогам или страховым взносам, выражаясь иными словами, заплатили в бюджет лишнего. Наш эксперт Надежда Четвергова рассмотрела в статье, как именно нужно зачесть имеющуюся переплату в счёт будущих платежей.

Финансисты подсказали, как; распорядиться переплатой, которой больше трех лет

В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде, на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. Пунктом 1 ст. 78 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога. В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со для уплаты, что ограничивает во времени право налогоплательщика на подачу заявления о возврате суммы переплаты или ее зачет в счет будущих платежей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 381-О-П).

В связи с этим Минфин уточнил, что новое правило «трех лет» для проведения зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по другим налогам, задолженности по пеням и(или) штрафам, фактически ухудшающее положение налогоплательщиков, применяется к правоотношениям, возникшим только начиная с 30 августа 2023 года.

Минфин же не согласен с данной позицией (Письмо Минфина от 08.08.2011 г. № 03-03-06/1/457), поскольку в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу. Сумма указанной переплаты, по мнению Минфина, не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

На текущий момент в практике коммерческих организаций часто встречаются ситуации, когда у организации возникает переплата по налогам, главным образом, по налогу на прибыль и НДС, причем организации не спешат переплату вернуть либо зачесть в счет других налогов. Нежелание организаций вернуть или зачесть возникшую переплату по налогам связано с желанием обезопасить себя в случае доначисления налогов по результатам камеральных и выездных проверок.

До внесения изменений в п. 5 ст. 78 НК РФ, законодательством не был установлен предельный срок, в течение которого налоговые органы могли самостоятельно производить зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом.

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Следует иметь ввиду, что установленные ФНС России правила формирования информационных ресурсов (эти вопросы будут более подробно освещены в следующих статьях) полностью соответствуют положениям Налогового Кодекса России. При их соблюдении по результату декларационной кампании в КРСБ может появиться только недоимка, подтверждённое вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно наличие в КРСБ некоторое время (межпроверочный период) «переплаты» не имеет никакого значения.
Вот только повальное игнорирование территориальными налоговыми органами этих обязательных для применения правил стало «типовой» причиной нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Описанное выше нарушение (неправильное истолкование термина «переплата») является одним из элементов в «схемах», используемых налоговиками в ущерб законным интересам налогоплательщиков.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

В Налоговом кодексе РФ термин «переплата» не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

Как сделать на налог проводки

Школа (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение). В 2023 году поступил доход от сдачи макулатуры, провели по КОСГУ 446. Начислен и оплачен налог на прибыль по 291 КОСГУ, КВР 852. Правильно ли это, или надо было со 189? И соответственно, как на налог правильно сделать проводки?

Бюджетные учреждения начисляют налог на прибыль в уменьшение дохода по подстатье КОСГУ 189 «Иные доходы» и коду подвида доходов 180 «Прочие доходы» (п. 9 Порядка № 209н, п. 12.1.7 Порядка № 132н, письма Минфина России от 17.04.2023 № 02-05-10/27660, от 14.03.2023 № 02-05-11/17086).
Проводки по начислению и уплате налога приведены в п. 131, 151 Инструкции № 174н:
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начислен налог на прибыль;
Дебет 2 303 03 831 Кредит 2 201 11 610 (ЗБ 17 код подвида доходов 180, код КОСГУ 189) — уплачен налог на прибыль.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах