Входят Ли Стелы С Наименованием Области В Имущественный Комплекс Дороги

8. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

3. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

11. Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

4. Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.

6. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).

В соответствии с указанными документами, а также Сводным передаточным актом на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденным совместным распоряжением Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, МПС России от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р, более 400 тысяч объектов недвижимого имущества были зарегистрированы в составе более 8 тысяч сооружений — производственно-технологических комплексов (далее — ПТК), которые были образованы в целях обеспечения формирования уставного капитала в годичный срок, установленный Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Как следует из письма Минстроя России от 6 декабря 2023 г. N 45262-СМ/09, из анализа указанных выше документов, принимая во внимание обширную хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», можно сделать вывод, что в состав ПТК были включены различные по назначению объекты капитального строительства (здания, строения, сооружения), которые могут эксплуатироваться самостоятельно, вне зависимости от эксплуатации иных объектов капитального строительства, входящих в состав ПТК.

Организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта устанавливает Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее — Закон N 29-ФЗ).

Порядок подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «РЖД», установлен приказом Госстроя России от 19 сентября 2003 г. N 356 «Об утверждении особого порядка подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «РЖД». Государственная регистрация прав ОАО «РЖД» производилась в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Минюста России от 22 января 2004 г. N 12.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Примеры имущества, которое было признано недвижимым, из КонсультантПлюс
В спорных ситуациях недвижимым имуществом были признаны:
трансформаторная подстанция, которая расположена в конкретном месте, установлена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена коммуникациями (кабельными электролиниями под землей) с другими объектами (Определение ВС РФ от 03.09.2023 N 307-КГ18-13146, Приложение к Письму ФНС России от 20.04.2023 N БС-4-21/6581@ со ссылкой на Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2023 N Ф07-5328/2023 по делу N А05-1595/2023, Письмо ФНС России от 28.08.2023 N БС-4-21/17216@);
Больше примеров смотрите в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ движимым признается все имущество, которое не является недвижимостью. Поэтому при квалификации объекта действовать надо методом исключения. Назовем пять признаков, что имущество является недвижимым. Если ни один из них интересующему вас объекту не свойственен, значит, он — движимость.

Если имущество входит в состав имущественного комплекса и не может использоваться самостоятельно или свои функциональные качества без него теряет недвижимость, его учитывают и облагают налогом в составе недвижимости (письмо ФНС от 23.04.2023 № БС-4-21/7770). Примерами такого имущества являются лифты, мусоропровод, система отопления, водопровод и т. п. (письмо ФНС от 08.02.2023 № БС-4-21/2181, № БС-4-21/2179).

  • государственная регистрация права не является обязательным условием для признания объекта недвижимостью (определение ВС РФ от 30.09.2023 № 303-ЭС15-5520, письма ФНС от 01.03.2023 № БС-4-21/2512, от 01.10.2023 № БС-4-21/19038@);
  • недвижимым могут признать и незарегистрированный объект (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2023 № 25, письма ФНС от 08.02.2023 № БС-4-21/2181, № БС-4-21/2179, от 20.11.2023 № БС-4-21/22488).
  • носят капитальный характер и учитываются у арендатора в составе ОС;
  • влекут изменение служебного (функционального) назначения недвижимости, изменяют ее площадь;
  • не могут быть свободно перемещены или демонтированы без причинения ущерба арендованному объекту.

4. Согласовать с ФКУ Упрдор Москва – Нижний Новгород «Схему организации дорожного движения на время проведения ремонтных работ», выполненную в соответствии с требованиями ОДМ 218.6.019-2023 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ», и предоставить ее в органы ГИБДД. Предусмотреть комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасность движения на федеральной автодороге в соответствии с установленными нормами и требованиями.

8. По окончании срока действия технических требований и условий демонтировать ценовую стелу (информационное табло) автозаправочной станции вместе с фундаментом и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. О выполненных работах проинформировать ФКУ Упрдор Москва – Нижний Новгород. Либо обратиться в ФКУ Упрдор Москва – Нижний Новгород за продлением технических требований и условий.

Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, оформленные в отношении единого недвижимого комплекса, будут включать сведения (при их наличии в ЕГРН) о кадастровом номере земельного участка, если входящие в состав единого недвижимого комплекса объекты недвижимости расположены на одном земельном участке.

Разделы 3, 3.1, 3.2 «Описание местоположения земельного участка», 4, 4.1, 4.2 «Сведения о частях земельного участка» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости включаются в выписку из ЕГРН в случае ее оформления в отношении земельного участка; разделы 5, 5.1 «Описание местоположения объекта недвижимости» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости включаются в выписку из ЕГРН в случае ее оформления в отношении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса. Как отмечено выше, в выписку из ЕГРН об объекте недвижимости включаются разделы и реквизиты, характеризующие тот объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются.

Помимо того, что в отношении сооружения и единого недвижимого комплекса в ЕГРН будут указаны различные виды объектов недвижимости, состав иных сведений ЕГРН об указанных объектах недвижимости также отличается (например, для единого недвижимого комплекса в ЕГРН не вносятся сведения об основной характеристике и ее значении (вносится для сооружения).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ.

Учитывая изложенное, при решении вопроса об отнесении объектов к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на которые должны осуществляться в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, необходимо руководствоваться наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам, наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения, а также их возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление

Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств при наличии первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

С учетом действующих положений законодательства по ведению бюджетного учета и последних разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 03.07.2023 № 02-08-10/41776, приведем порядок принятия на баланс и установления срока полезного использования автомобильных дорог, переданных казенному учреждению в оперативное управление.

Согласно ОК 013-2014 автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги, другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м. При этом в п. 45 Инструкции № 157н имеется уточнение о том, что обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

По распоряжению местной администрации казенному учреждению безвозмездно передана автомобильная дорога первоначальной стоимостью 900 000 руб. До момента возникновения права оперативного управления на дорогу учреждение произвело расходы на дооборудование ее новыми элементами – приобрело дорожные знаки на сумму 80 000 руб. Оплата осуществлена в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных учреждению на указанные цели.

Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны отражаться в учете уполномоченного органа госвласти, местного самоуправления в составе недвижимого имущества казны на счете 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Входят Ли Стелы С Наименованием Области В Имущественный Комплекс Дороги

3.1 автовокзал: Объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий (с залом ожидания вместимостью не менее 75 мест для сидения пассажиров) и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 чел. в сутки.

Рекомендуем прочесть:  Льготы участникам ликвидации аварии на чаэс

3.10 зона обслуживания участников дорожного движения: Территория в составе комплекса сервиса, включающая объекты дорожного и придорожного сервиса (площадки отдыха, пункты питания, пункты торговли, гостиницы (мотели) и т.п.), предназначенные для оказания услуг непосредственно участникам дорожного движения.

3.20 парковка (парковочное место): Специально обозначенное и, при необходимости, обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

3.11 кемпинг: Сезонный гостиничный комплекс, оборудованный коттеджами облегченного типа, временными сооружениями для отдыха (палатки, юрты и т.п.) или местами для их установки, парковкой, в том числе для транспортных средств с прицепами-дачами (автокемперами), обеспечивающий организацию отдыха на принципах самообслуживания.

Регистрация права собственности на линейное сооружение — автодороги местного значения

Автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В отношении сооружений автомобильного транспорта необходимо отметить, что замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

Также согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГРК, признаются действительными.

— от 7 сентября 1946 г. № 595 Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР»;

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ и, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. (Об этом также написано в Письме Минэкономразвития РФ от 30.04.2014 г. №Д23и-1518).

Статья 8

19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее — помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к общему имуществу в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;

23) сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком;

18) сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;

2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 — 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

20) фамилия, имя и при наличии отчество каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, уникальный реестровый номер в реестре саморегулируемой организации кадастровых инженеров и наименование данной организации, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, дата завершения кадастровых работ;

Письмо; Росреестра от N 14-07279/21@

В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые:

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное (статья 134 ГК).

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 13.07.2023 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), статей 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении недвижимого имущества, к которому, в частности, относятся здания, сооружения, единые недвижимые комплексы.

в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника.

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не уполномочен разъяснять и толковать законодательство Российской Федерации, сообщает.

Для сооружения пункт 43 Требований предусматривает возможность указания в техническом плане одной или нескольких открытых, общедоступных основных характеристик, определяемых на основании документов, указанных в пункте 20 Требований (протяженности, глубины, глубины залегания, площади, площади застройки, объема, высоты). Соответственно, указанные сведения будут внесены в ЕГРН и воспроизведены в выписках из ЕГРН.

В случае, если заявителем указано на необходимость направления (выдачи) ему выписки из ЕГРН для удостоверения проведенного государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, необходимо учитывать, что согласно пункту 16 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утвержденных приказом:

в выписку из ЕГРН об объекте недвижимости включаются разделы и реквизиты, характеризующие тот объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются; при отсутствии в ЕГРН сведений, необходимых для заполнения реквизита, в нем указываются слова «данные отсутствуют», если иное не предусмотрено Порядком; при отсутствии в ЕГРН сведений, необходимых для заполнения разделов, такие разделы в выписку не включаются, при этом в реквизите «Особые отметки» раздела 1 «Сведения о характеристиках объекта недвижимости» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости указываются слова: «Сведения, необходимые для заполнения разделов ______ (далее указываются номера и наименования соответствующих разделов выписки из ЕГРН об объекте недвижимости), отсутствуют» (пункт 12).

Разделы 3, 3.1, 3.2 «Описание местоположения земельного участка», 4, 4.1, 4.2 «Сведения о частях земельного участка» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости включаются в выписку из ЕГРН в случае ее оформления в отношении земельного участка; разделы 5, 5.1 «Описание местоположения объекта недвижимости» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости включаются в выписку из ЕГРН в случае ее оформления в отношении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса. Как отмечено выше, в выписку из ЕГРН об объекте недвижимости включаются разделы и реквизиты, характеризующие тот объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются.

постановка на государственный кадастровый учет отдельных объектов недвижимости, входящих в состав автозаправочной станции, и государственная регистрация прав на них с последующей (после ввода в действие новой xml-схемы) постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав на единый недвижимый комплекс.

Государственная регистрация прав на автомобильные дороги

Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым?
Позиция судов по указанному вопросу сводится к следующему: вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
Судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Таким образом, согласно позиции Минэкономразвития России (Письмо от 11.07.2014 N Д23и-2426 «О рассмотрении обращения») вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.
Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).
Государственная регистрация на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании ст.25 Закона, то есть:
правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).
Кроме вышеуказанного основания для государственной регистрации, основным критерием, который использует законодатель при установлении наличия права собственности на автомобильные дороги в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является включение таких дорог в соответствующие перечни автомобильных дорог. Так, все автомобильные дороги, включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, а также включенные в перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, являются федеральной собственностью; автомобильные дороги, включенные в перечни региональных и межмуниципальных автомобильных дорог как общего, так и необщего пользования, — собственностью субъекта Российской Федерации и т.п. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В 2014г. Красноярским отдела Управления Росреестра по Астраханской области было зарегистрировано право собственности на 18 автомобильных дорог. Основаниями для государственной регистрации в соответствии со ст. 17 Закона служили: решения судов; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договор о разграничении предметов ведения, муниципальной собственности и доходных источников между Красноярским районом и Красноярским сельским советом от 13.06.1997г.; .
Что касается вопроса о государственной пошлине за государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, то для физических лиц она составляет – 2000 рублей, для юридических лиц – 22000 рублей в соответствии со ст.333.33 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 333.35, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки.

Рекомендуем прочесть:  Как Посмотреть Статус Заявления На Госуслугах В Налоговую

База решений и правовых актов

С данным основанием отказа департамента представитель заинтересованного лица не согласился, указав, что в настоящее время позиция ФАС России по данному вопросу изменилась, и размещение стелы АЗС за пределами ее территории, согласно позиции ФАС России, является сложившимся обычаем делового оборота на рынке по реализации ГСМ, что не является рекламой.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что исполнительный орган власти субъекта РФ согласовывает предоставление заинтересованным хозяйствующим субъектам размещение информационных табло (стел) на земельных участках без их предоставления и установления сервитута, руководствуясь нормативным правовым актом субъекта РФ, в котором регламентирован порядок и условия размещения указанных стел.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Здесь также следует отметить то, что ссылка департамента в обоснование своей позиции на письма ФАС России не является состоятельной в силу того, что позиция ФАС России, изложенная в указанных письмах, была принята до Решения Президиума ФАС России от 05.02.2014. Соответственно, большую юридическую силу будет иметь более поздний документ. О данной позиции ФАС России, а также позиции судов департамент был уведомлен письмом ООО «АЗС-Н1», направленным в адрес департамента (исх. № 7 от 06.04.2023, вх. № 8286г/15 от 07.04.2023). Вместе с тем, департамент проигнорировал данную позицию ФАС России и отказал ООО «АЗС-Н1» в заключение договоров аренды земельных участков для размещения информационных стел АЗС (исх. письма департамента № 049884/08-3 от 27.04.2023; № 150302058/10-2 от 02.03.2023; № 1844-з от 22.05.2023).

Таким образом, ФАС России определил, что размещение стел АЗС за пределами территорий АЗС является сложившимся обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой.

Признаки объектов недвижимости – мнение налогового органа

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2023 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

Линейные объекты имеют сложный состав, обычно состоят из нескольких частей, технологически связанных между собой (например, в отношении сети газоснабжения — газораспределительный шкаф, имеющий фундамент и газопроводы, которые могут быть перемещены, разобраны и т.д.). Поэтому очень важно для исчисления налога установить, является ли линейный объект единым объектом, либо составные его части могут считаться отдельными объектами и, соответственно, движимым имуществом, в отношении которых не нужно исчислять налог.

Рекомендуем прочесть:  Временным Положением О Стипендиальном Обеспечении И Других Формах Материальной Поддержки Студентов И Аспирантов Угату»

Особенно этот вопрос касается организаций, владеющих так называемыми линейными объектами (сети газоснабжения, тепловые, электрические сети), которые имеют большую протяженность и высокую остаточную стоимость, в связи с чем юридические лица вынуждены уплачивать огромные суммы налога.

1) Безусловно, в действиях налогоплательщика имеется определенная логика. Рассматривая трубопроводы и газоходы как отдельные объекты ОС, не связанные с установкой по производству кокса, Общество, со ссылкой на действующие СНиП, полагало, что они являются движимым имуществом, поскольку являются сборно-разборными.

6) Для определения состава объекта капитального строительства необходимо проанализировать каждый объект отдельно, после тщательного анализа технической и проектной документации, с учетом соответствующих судебных актов и позиции налоговых органов, определить является ОС движимым или недвижимым имуществом.

Стелла движимое или недвижимое имущество 2023

врезку на с. 34). И этот вопрос необходимо решать с учетом всех документов, имеющих отношение к спорному имуществу ( ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 N А43-19271/2005-12-644). Справка. Квалифицировать спорный объект помогут акты муниципальных образований по капитальному строительству Определиться с квалификацией объекта компании помогут местные законы.

Министерство экономического развития предлагает по-новому различать движимое и недвижимое имущество в 2023 году. Планируется ликвидировать разночтения при определении движимого и недвижимого имущества. Министерством уже разработан пакет поправок в Гражданский кодекс, которые должны ввести четкие определения имущества этих двух видов.

К недвижимым вещам также относятся объекты, подлежащие государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Гражданский кодекс РФ допускает отнесение к недвижимым вещам и иного имущества, если это определено законом (например, космические объекты).

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

При постановке на учет того или иного объекта следует руководствоваться п. 38 Инструкции № 157н, то есть отражать в качестве объектов основных средств любые материальные объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации.

Государственная регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на каждый объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса.

В состав предприятия как имущественного комплекса (далее – ПИК), входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение , товарные знаки, знаки обслуживания ), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.132 ГК РФ).

Статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее ГК РФ) раскрывает понятие Единого недвижимого комплекса (далее ЕНК) — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в реестре прав зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Государственная регистрация перехода права собственности, ограничений права собственности, обременений предприятия как имущественного комплекса осуществляется одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности и ограничений прав и обременений всех объектов недвижимости, входящих в состав такого предприятия.

База решений и правовых актов

В Тюменское УФАС России 29.04.2023 поступило заявление от Тюменского топливного союза с жалобой на действия департамента имущественных отношений Тюменской области (далее – департамент), выразившихся в нарушении действующего законодательства РФ, в части предоставления заявителям земельных участков для размещения информационных стел АЗС.

Согласно п. 8 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки включены в указанный перечень.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции под признаки ограничения конкуренции попадает в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В связи с имеющимися разночтениями ФАС России и Высшего арбитражного суда РФ в отношении отнесения стел АЗС к рекламе или информации в зависимости от места их установки, 13.12.2013 российский Топливный союз обратился в ФАС России с просьбой определить, являются ли стелы АЗС рекламными конструкциями.

В соответствии с ч. 1 ст.46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии Тюменского УФАС России в рассмотрении настоящего дела был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 15.07.2023. Все присутствующие на заседании лица были уведомлены об объявлении перерыва.

Введение в гражданское законодательство Единого недвижимого комплекса призвано упростить процедуру регистрации объектов, повысить эффективность использования комплексных инфраструктурных объектов, включая линейные . Для совершения сделок с комплексом понадобится всего один договор, что позволит собственнику имущества дополнительно сэкономить на государственной пошлине.

Зарегистрировать ЕНК возможно с учётом требований ст. 46 ФЗ от 13.07.2023 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по заявлению собственника. ЕНК может являться предметом ипотеки – в таком случае право залога распространяется на все включенные в его состав объекты.

Недвижимость является неотъемлемой частью жизни и деятельности в любой сфере. С учетом современных потребностей общества, а также необходимостью эффективного оборота и государственной регистрации комплексных инфраструктурных объектов, в Гражданский кодекс РФ добавлен такой объект вещных прав, как единый недвижимый комплекс.

При объединении нескольких движимых и недвижимых вещей в единый имущественный комплекс становится невозможным признание права собственности на одну из них за третьим лицом. При этом ЕНК признается недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, и к нему применяются правила о неделимых вещах.

Таким образом, правовая конструкция ЕНК позволяет существенно упростить оборот и отнесение к недвижимости различных комплексных инфраструктурных объектов, которые могут включать в себя множество как движимых, так и недвижимых отдельных объектов, оформление которых ранее было затруднено или возможно только путем регистрации права собственности на каждый из них.

Запись о предприятии как имущественном комплексе вносится в ЕГРН при наличии в кадастре недвижимости и реестре прав на недвижимость записей или одновременно с записями об иных объектах недвижимости (зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, помещениях, машино-местах, земельных участках), входящих, либо права на которые (например, аренда) входят в состав такого предприятия.

Обращаем внимание, что к ЕНК применяются правила о неделимых вещах, соответственно он должен быть зарегистрирован как одна недвижимая вещь, следовательно, необходимо осознавать правовые последствия объединения таких зданий и сооружений в ЕНК, так как законом не предусмотрен раздел такого объекта, то есть невозможно будет продать часть единого недвижимого комплекса.

Единый недвижимый комплекс (ЕНК) является совокупностью объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре недвижимости на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В состав же предприятия как имущественного комплекса (предприятие) входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В состав предприятия могут входит единые недвижимые комплексы.

Государственная регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на каждый объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса. Государственная регистрация перехода права собственности, ограничений права собственности, обременений предприятия как имущественного комплекса осуществляется одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности и ограничений прав и обременений всех объектов недвижимости, входящих в состав такого предприятия.

Суды рассматривают асфальтовые дороги и покрытия как элементы соответствующего земельного участка, несущих вспомогательную функцию, а не основное назначение по отношению к недвижимому имуществу, если такие объекты не созданы именно как объекты недвижимости и не введены в эксплуатацию в установленном законом порядке (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А12-25935/2023, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2012 по делу N А43-44310/2009).

Если дорога изначально не создавалась как объект недвижимого имущества на участке, предоставленном именно под строительство недвижимости, не имеет самостоятельного функционального назначения, а только улучшает возможность прохода/проезда по земельному участку, то такая дорога не относится к недвижимости (Определение ВС РФ от 02.04.2023 N 305-ЭС21-941 по делу N А41-62128/2023, Определение ВАС РФ от 23.07.2013 N ВАС-9767/13, Определение ВС РФ от 02.04.2023 N 305-ЭС21-941 по делу N А41-62128/2023).

Другая судебная позиция состоит в том, что дорога не отвечает признакам недвижимого имущества, поскольку не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельным объектом гражданского оборота, и лишь обслуживает соответствующий земельный участок (определение ВС РФ от 23.01.2023 N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13).

Сейчас есть две позиции относительно того, относится ли дорога к объекту недвижимости, или нет. Первая позиция заключается в том, что автомобильные дороги отвечают признакам недвижимых вещей (ст. 130 ГК РФ), поскольку они прочно связаны с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (Определение ВАС РФ от 08.07.2010 N ВАС-8213/10 по делу N А47-4730/2009, Постановления ФАС Центрального от 30.07.10 № А48-3663/08-1 и Поволжского от 07.12.09 № А57-19930/2007 округов).

Для квалификации автодороги как отдельного объекта недвижимости необходимо исходить из следующих признаков: — характер дорожного полотна (замощения) с точки зрения возможности его перемещения без причинения несоразмерного ущерба; — создавалась ли дорога изначально как самостоятельный объект недвижимости с соблюдением строительных норм и правил или она имеет вспомогательную функцию, улучшая полезные свойства земельного участка.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах