Штраф За Отсутствие Аттестации Рабочих Мест

О нормах площади в офисе и о штрафах за отсутствие аттестации рабочих мест

Если у Вас трудятся люди, относящиеся к категории инвалидов, то каждому из них необходимо предоставить по 5,7 м² рабочего пространства в офисе. В том случае, если среди них есть инвалиды-колясочники, то необходимое офисное пространство составляет уже 7,7 м² на каждого.

Есть один небольшой нюанс, который поможет пройти аттестацию рабочих мест и сэкономить. В кабинете руководителя допускается организация рабочих мест до 20 человек, при этом расположить их можно всего на 12 м². Идет здесь речь о кабинете руководителя 1 отдела или предприятия, — не уточняется. Можно воспользоваться данным законодательным нюансом.

Отсутствие аттестата или СОУТ, зафиксированное трудовой инспекцией – нарушение закона. С 2023 года штраф составляет от 5000 руб. до 10 000 руб., если трудовая инспекция сочтет «виноватым» конкретного сотрудника и от 60 000 рублей до 80 000 рублей, если предприятие.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2023 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

Если на вашем предприятии есть такие рабочие места, рекомендуем обратиться к Письму Роструда №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте». Оно однозначно трактует подобную ситуацию в пользу немедленного проведения СОУТ, в противном случае организация может быть оштрафована.

В проведении оценки УТ есть определенные сложности и «подводные камни». В первую очередь, это разное прочтение п. 6 ст. 27 426-ФЗ, в которой устанавливается, что спецоценка некоторых рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть закончена к 31.12.2023 года.

Дело в том, что в 27 статье говорится о конкретных специальностях, на которые распространяется отсрочка, а работодатели часто относят это правило на все учреждение, в том числе на рабочие места, которые раньше не подлежали аттестации. По их логике часть рабочих мест остается «в тени»: никогда не аттестовались, и пока вроде и не надо. Однако это не так.

Размер штрафа за отсутствие СОУТ, или за ошибки при ее проведении, может достигнуть 80 000 р. Подробно расскажем, кто и за что может наложить штрафные санкции на организацию в 2023 году. Также выясним, кто несет ответственность за непроведение специальной оценки условий труда, и какая инстанция занимается её контролем.

Все рабочие места должны быть подвергнуты процедуре СОУТ, отсрочка возможна только для мест, которые уже проходили аттестацию ранее. То есть работодатель может до определенного момента пользоваться результатами прошедшей проверки, но все рабочие места в любом случае ждет спецоценка.

Согласно нормативным документам и Трудовому Кодексу РФ проведение АРМ (аттестации рабочих мест) является обязательным для абсолютно всех работодателей без исключения. Проводить процедуру аттестации по существующим правилам работодатели обязаны не реже ,чем раз в пять лет. А при наличии каких-либо изменений в штате, увеличения численности должностей и работников, а также при смене условий труда, аттестация рабочих мест проводится повторно.
Нежелание многих работодателей связываться с АРМ может возникнуть из-за того, что сама по себе эта процедура достаточно сложная, к тому же, требует привлечения сторонней подрядной организации и расходов. На страницах нашего сайта можно найти информацию о том, как провести аттестацию рабочих мест быстро, профессионально, с минимальным возможным расходом денежных средств, а также получить все причитающиеся бонусы и выгоды по закону.
На самом деле, за отсутствие результатов АРМ закон предусматривает достаточно серьезные санкции. Проверяющие органы могут обойтись предписанием о проведении аттестации рабочих мест, адресованным руководству, а могут привлечь ответственных лиц и руководство компании к административной ответственности.
По установленным законом нормам штрафы за отсутствие аттестации для должностных лиц составляют от 1000 до 5000 рублей. Для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа колеблется в пределах от 1000 до 5000 рублей, но им могут выписать предписание о временном приостановлении деятельности компании на срок до 90 суток. Если же речь идет о юридическом лице, то тут размер штрафа может достигать 50000 рублей. Приостановление деятельности также используется в качестве «карательной» меры, что для крупного предприятия становится действительно очень серьезной проблемой.
Если вы повторно «попались» на отсутствии АРМ, то вас, как руководителя могут дисквалифицировать на длительный срок, то есть запретить вам занимать руководящие должности в течение года, а то и трех. При этом штраф тоже будет достаточно крупным.
Советуем вам своевременно проводить аттестацию рабочих мест и относиться к данному разделу ТК с полной ответственностью. Это поможет вам избежать множества проблем, ну, а если вам нужна профессиональная помощь, то мы всегда к вашим услугам.
Узнать стоимость аттестации рабочих мест

Действуют ли штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест

Если у вас обычная “офисная” фирма и аттестацией рабочих мест до 2014 года вы не занимались, у вас есть 4 года на то, чтобы провести их спецоценку. В течение этого срока трудинспекция, если вдруг она придет с проверкой, не может оштрафовать вас за отсутствие спецоценки. Правда, в ее власти выдать предписание о проведении внеплановой процедуры, например, если вдруг проверяющим покажется, что вредные факторы на рабочих местах, как говорится, “имеют место быть”.

В подвешенном состоянии оказались компании, в штате которых есть “вредники”, чьи рабочие места не были аттестованы до 2014 года. Другой вариант — аттестация проводилась, выявила вредные условия труда, но было это больше 5 лет назад. В переходных положениях Закона № 426-ФЗ о таких случаях просто забыли.

Рекомендуем прочесть:  Договор гпх изготовление сувенирной продукции

Есть только общая норма статьи 8, предполагающая, что спецоценка проводится раз в 5 лет, причем срок отсчитывается со дня утверждения отчета о предыдущей оценке. Но фирмам, о которых идет речь, точку отсчета взять неоткуда. Остается посоветовать им заняться спецоценкой как можно скорее, пока на голову не свалились проверка трудинспекции, а затем и штраф. К тому же, как мы уже сегодня обсуждали, результаты этой процедуры вполне могут освободить организацию от уплаты взносов в ПФР по дополнительным тарифам либо снизить их.

Однако с 2023 года за непроведение спецоценки или нарушение процедуры станут наказывать куда серьезнее. Штраф для руководителя — 5000—10 000 рублей, для организации — 60 000—80 000 рублей. Правда, попутно появится возможность отделаться предупреждением, чего сейчас нет. За повторное нарушение, связанное со спецоценкой, совершенное в течение года со дня уплаты первого штрафа, санкции будут такими:

Период, в течение которого директор или организация считаются подвергнутыми наказанию (далее — период повторности) и в рамках которого применяются усиленные меры ответственности, начинает исчисляться со дня вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности за первый проступок. Если наказанный его не обжалует, это происходит спустя 10 дней со дня вручения постановления.

Штраф За Отсутствие Аттестации Рабочих Мест

Для того чтобы самостоятельно подготовиться и провести ее, работодатель обязан хорошо ориентироваться и знать трудовой кодекс и другие нормативные акты, при отсутствии данных знаний, он может обратиться в специальные организации, где ему предоставят ряд требований с указаниями как их выполнить для того чтобы пройти аттестацию. К причинам непроведения аттестации рабочих мест так же можно отнести не высокие размеры взысканий, налагаемых на нарушителей.

КоАП РФ
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фондсоцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2023 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном письме Минтруда РФ.

Между тем ВС РФ в Постановлении № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:

Таким образом, по мнению ВС РФ, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2023. Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест.
В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует ст. 57 ТК РФ) и предоставлять гарантии и компенсации в случае необходимости. Но если к вам пришел инспектор и штрафует за непроведение спецоценки, а рабочие места в компании в основном предназначены для офисных работников, рекомендуем обжаловать решение контролера. Скорее всего, суд встанет на вашу сторону.

Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.

Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2023 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2023 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2023года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).
Рекомендуем прочесть:  Как написать письмо в налоговую об отсутствии арендатора

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

  • сведения об организации;
  • список рабочих мест, прошедших оценку, с указанием выявленных вредных и (или) опасных факторов;
  • разработанные карты спецоценки со сведениями об условиях труда для каждого рабочего места;
  • протоколы исследований вредных и опасных факторов;
  • протокол оценки эффективности применяемых средств индивидуальной защиты для улучшений условий труда;
  • сводная ведомость оценки;
  • список мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • заключение эксперта – спецоценщика.
  • расположены в одном или однотипных производственных помещениях;
  • данные помещения (производственные зоны) оборудованы однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • персонал, занимающий данные рабочие места, работает по одной и той же профессии (должности, специальности) и имеет одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
  • работники используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Проводить специальную оценку могут только специалисты из организаций, включенных в особый реестр Минтруда России. Штраф за специальную оценку условий труда, проведенную некомпетентными людьми, взимается в том же размере, как если бы мероприятие не проводили вовсе.

Перед тем, как начнется специальная оценка (штраф за спецоценку условий труда достаточно высокий) комиссией утверждается перечень рабочих мест, которые будут проанализированы. В том числе, готовится список аналогичных рабочих мест. Объясняется это тем, что не нужно оценивать все похожие рабочие места. Достаточно оценить лишь 20% (минимум – 2 рабочих места).

Компании, проигнорировавшей требования законодательства, будет выписан штраф за спецоценку по статье 5.27.1 КоАП РФ. Его максимальная сумма для организации составит 80 000 рублей. Также к административной ответственности могут быть привлечены должностные лица фирмы. Им могут вынести предупреждение или оштрафовать на сумму до 10 000 рублей.

В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2023 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

С момента, когда Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (№ 426-ФЗ) вступил в силу, в стране появилась новая процедура – СОУТ. Это совокупность мероприятий по отождествлению опасных факторов и оценке уровня воздействия их на работника, осуществляемых последовательно.

В отдельных случаях спецоценку можно проводить поэтапно. Такой подход к оценке условий труда относится к рабочим местам сотрудников, должностей которых нет в списках тех, у кого идет льготная трудовая пенсия или условия их труда вредными (опасными) не признаются. По ст. 27 № 426-ФЗ, завершиться она должна к 31.12.2023.

  • Предоставить работнику все необходимые средства защиты для безопасного труда.
  • Обеспечить сотрудникам на законном основании компенсации, льготы и социальные гарантии.
  • Организовать медицинские осмотры (предварительные и периодические).
  • Рассчитать дополнительный тариф взносов для перечислений в Пенсионный фонд.
  • При оформлении страхового полиса на предприятии добавить скидку (надбавку).
  • Готовить статистическую отчетность об условиях труда.

Оценку условий труда на предприятии надо проводить 1 раз в 5 лет. Процедуру СОУТ проводит специализированная независимая организация. Услуги организации по СОУТ оплачивает работодатель. Но может оказаться, что появляется потребность во внеплановой специальной оценке, например, с появлением нового рабочего места, из-за несчастного случая, когда нет вины третьих лиц, или с выявлением профзаболевания. И провести ее нужно в течение полугода.

  • Для юридических лиц: 100 000 – 200 000 рублей либо может быть приостановлена деятельность на 90 суток.
  • Для должностных лиц: 30 000 – 40 000 рублей либо дисквалификация на 1-3 года.
  • Для осуществляющих предпринимательскую деятельность: 30 000 – 40 000 рублей либо деятельность приостанавливается до 90 суток.

К сведению. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны условия труда на рабочем месте. Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Если спецоценка не проводилась, то организация не сможет отразить данное условие в трудовых договорах и тем самым нарушит ст. 57 ТК РФ. В связи с этим имеется риск привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудовых договоров, что подтверждается и судебной практикой (см., например, Решение Московского городского суда от 02.09.2014 по делу N 7-7508/2014).

Если на вашем предприятии есть такие рабочие места, рекомендуем обратиться к Письму Роструда от 20.11.2023 №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте». Оно однозначно трактует подобную ситуацию в пользу немедленного проведения СОУТ, в противном случае организация может быть оштрафована.

Спецоценка производится не реже одного раза в 5 лет. При этом не важно, были ли в ее результате выявлены вредные или опасные производственные факторы. Даже если подобные обстоятельства на предприятии не обнаружены, по истечении вышеуказанного срока СОУТ выполняется вновь.

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес т ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:

Что касается Классификатора, то он содержит вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, которые всем известны, были установлены еще ГОСТом в 1976 г. и с тех пор практически не менялись. Причем в документ входят только факторы, которые доказано влияют на здоровье работников и могут привести к профессиональному заболеванию или травме. А это физические, химические и биологические факторы, а также тяжесть и напряженность трудового процесса. К физиологическим отнесены микроклимат, виброакустические факторы, ионизирующие и неионизирующие излучения, аэрозоли и световая среда.

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому в этом году штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными.

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье.

  • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
  • для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юрлица, — штраф 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен такой мерой как приостановка деятельности в административном порядке на период до 90 суток;
  • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

Какие штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест

Проведение аттестации, согласно Трудовому кодексу, обязательно для всех рабочих мест один раз в пять лет. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.» Послаблений ни для крупных предприятий, ни для мелкого бизнеса со стороны российского законодательства не предусмотрено, помимо скидок и надбавок по результатам аттестации. Ответственность за ее организацию возлагается на работодателя. Он должен провести ее строго в рамках правил приказа, предоставить в государственную инспекцию труда в субъекте РФ достоверную и полную информацию об итогах. За непроведение аттестации, предоставление сомнительной информации работодателю назначаются штрафные санкции. Поэтому правомочен вопрос: «Какие именно штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест?».

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. В связи с этим, были внесены кардинальные изменения в КоАП РФ в части нарушения законодательства об охране труда. Узнайте о том, каковы размеры штрафов и санкций при специальной оценке условий труда здесь.

Санкции за нарушение порядка аттестации варьируются от выдачи предписаний на устранение нарушения до привлечения к административной ответственности руководителей или ответственных должностных лиц. В ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» приведены размеры штрафа за непроведение аттестации. Размер штрафа для должностного лица составляет от 1000 рублей до 5000 рублей. Индивидуальный предприниматель в случае нарушения законодательства будет облагаться таким же размером штрафа. Правда, в последнем случае, государственная инспекция имеет право выбора: назначить ему штраф в виде денежного взыскания или же приостановить деятельность сроком до 90 суток. Юридическим лицам мера материального взыскания определена в размере от 30000 рублей до 50000 рублей или административно приостановить деятельность организации, структурных подразделений сроком до 90 суток. В случае, если должностным лицом не будет устранено нарушение или оно будет выявлено повторно, по закону его деятельность приостанавливается от 1 года до 3-х лет.

Новые правила, регламентированные Приказом Минздравсоцразвития №342н, реформировали процесс проведения аттестации рабочих мест. Обязательным условием стало привлечение независимой аттестующей организации. В связи с этим, возросли и материальные затраты. К примеру, средняя стоимость оценки одного рабочего места в пределах офисного помещения составляет 2500 рублей.

Из-за того, что многие работодатели все же пренебрегают проведением аттестации в связи с невысокими размерами штрафов и по их подсчетам гораздо легче заплатить их, нежели проводить проверку рабочих мест, Министерство труда планирует увеличить штрафные санкции в 10 раз, что в переводе на денежный эквивалент, равняется 500 тысячам рублей.

  • вы будете знать, где работникам приходится труднее всего, и сможете компенсировать это необходимым отдыхом (а кому нужны уставшие и изможденные сотрудники)
  • сможете изменить условия труда так, чтобы люди могли сохранять работоспособность в течение всего дня (а не «перекуривать» каждые 15 минут от усталости)
  • все расходы на охрану труда относятся к себестоимости продукции, что снижает налогооблагаемую базу
  • скидки к страховому тарифу в системе ОМС работников от несчастных случаев (Постановление Фонда соцстрахования РФ от 5 февраля 2002 г. N 11 «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
  • застрахуете себя от штрафов Трудовой инспекции и Прокуратуры

Аттестация рабочих мест является обязательной для всех работодателей, независимо от их юридической формы, которые заключают с работниками Трудовой договор (статья 212 ТК РФ). Но на самом деле это не просто бумажки, аттестация может оказать и реальную помощь:

  • для должностных лиц — штраф от 1 до 5 тысяч рублей;
  • для лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • для юрлиц — штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток. На данный момент проходит рассмотрение новый проект, после принятия которого штрафы будут увеличены в плоть до 400-600 тысяч рублей.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах