Лекарство Бензонал На Сколько Месяцев Можно Выписать По Бесплатному Рецепту

Информация по льготному лекарственному обеспечению граждан

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
  • обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
  • обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Заявление об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 01 октября текущего года. При этом гражданин утрачивает право на набор социальных услуг на период с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Выписывание рецептов на лекарственные средства осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2023 №4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

  • гемофилией,
  • муковисцидозом,
  • гипофизарным нанизмом,
  • болезнью Гоше,
  • злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
  • рассеянным склерозом,
  • лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 №403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. В данном перечне приведены 24 жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких заболевания. Однако, данный перечень пополняется с каждым годом. По состоянию на 24.05.2023 Минздравом РФ включены в список 226 заболеваний.

Путеводитель по приказу № 403н: всё о новых правилах отпуска

Основное «нововведение» заключается в том, что в новом приказе не встречается слова «пациент». Теперь используется термин «лицо, имеющее или представившее рецепт». В остальном же порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ списка II, не изменился. Особенности отпуска сильнодействующих препаратов всё такие же: ЛП отпускаются при наличии документа, удостоверяющего личность обладателя рецепта либо его законного представителя.

  • Лекарственные средства без рецептов: все аптечные организации и индивидуальные предприниматели с соответствующей лицензией.
  • Рецептурные препараты: аптеки, аптечные пункты и ИП. Аптечные киоски всё так же не могут заниматься отпуском рецептурных ЛС.

Для получения препарата также может быть предоставлена доверенность на получение наркотических ЛП. В разъяснениях говорится, что это должна быть доверенность, составленная в соответствии с Гражданским кодексом, соответственно, ее не обязательно заверять нотариально.

Если речь идет об отпуске наркотических и психотропных лекарственных средств, то обязательно нужно указывать реквизиты документа лица, которому был выдан препарат. А также должно присутствовать ФИО фармацевтического работника, отпустившего сильнодействующий препарат, и печать юрлица аптечной организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование аптеки.

Что касается особенностей отпуска наркотических средств или психотропных веществ (НС и ПВ), то их по-прежнему имеют право отпускать только аптеки и аптечные пункты с соответствующими лицензиями. Здесь нет никаких изменений по сравнению с прошлым порядком отпуска наркотических и психотропных веществ.

Изменились правила продажи лекарств в аптеках

Даже если раньше вы покупали антибиотик, успокоительное или лекарство для бабушки без рецепта, это не значит, что препарат и правда в свободной продаже. Даже распространенные лекарства входят в список рецептурных, и с их покупкой теперь могут быть проблемы.

Нужно этот рецепт получить: иначе аптека не продаст препарат. Даже если лекарство нужно срочно или его принимают постоянно, а идти к врачу нет времени — всё равно не продаст. Может быть, в некоторых городах есть аптеки, которые умудряются обходить правила, но на такое лучше не рассчитывать: закон есть закон.

Когда аптека продает лекарство по рецепту, который действует год, фармацевт должен отметить, когда и сколько препарата продано. И рецепт возвращают. В следующий раз по этому рецепту снова продадут нужное количество лекарства: учтут прошлые продажи и опять поставят отметку.

Наркотические и психотропные препараты могут продавать только аптеки со специальным допуском. Свои ограничения для иммунобиологических препаратов: например, вакцину для прививки ребенку можно купить только в аптеке и аптечном пункте и только если есть термоконтейнер. Еще есть различия в бланках рецептов.

Если вы или кто-то из родственников регулярно принимает эти лекарства, придется ходить за новым рецептом на каждую партию. Даже если эти таблетки нужны постоянно — например обезболивающие тяжело больному человеку. Или снотворные и успокоительные для регулярного приема. Такая же ситуация со спиртосодержащими препаратами — рецепт останется в аптеке.

Остальные рецептурные препараты, отпускаются по бланкам формы № 107–1/у, и действительны в течение двух месяцев со дня выписывания. Для пациентов с хроническими заболеваниями разрешается устанавливать срок действия рецепта формы № 107–1/у в пределах до одного года и превышать рекомендуемое количество препарата для выписывания на один рецепт. В таком рецепте должен быть указан период и количество отпуска лекарственного препарата. Рецепт возвращается покупателю с отметками о дате отпуска, дозировке и количестве отпущенного препарата. При следующем обращении пациента с этим же рецептом в аптеку фармацевт должен учесть отметки о предыдущем отпуске препарата.

Пункт 4 Приказа № 403н регулирует форму рецептурных бланков и отпускаемых по ним препаратов по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107/у-НП отпускаются наркотические и психотропные лекарственные препараты, внесенные в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II), Перечня (далее — наркотические и психотропные лекарственные препараты Списка II), за исключением наркотических и психотропных лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем.

Приказ Минздрава РФ от 11.07.2023 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

в течение 3 месяцев рецепты на: — лекарственные препараты в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15% этилового спирта от объема готовой продукции, иные лекарственные препараты, относящиеся по АТХ к антипсихотическим средствам (код N05A), анксиолитикам (код N05B), снотворным и седативным средствам (код N05C), антидепрессантам (код N06A) и не подлежащие предметно-количественному учету.

— психотропные лекарственные препараты, внесенные в Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III);

Кому положены бесплатные лекарства и как их получить

В том случае, если больному сахарным диабетом присвоена инвалидность, ответ на вопрос, какие лекарства положены диабетикам 2-го типа бесплатно, можно найти в федеральном законодательстве, устанавливающем перечень выдаваемых инвалидам лекарств (см. распоряжение Правительства РФ «Об утверждении. » от 10.12.2023 № 2738-р). Бесплатные лекарства при сахарном диабете 2-го типа при отсутствии инвалидности выдаются на основании того же распоряжения № 2738-р — препараты для лечения диабета входят в группу А10.

  • обратиться в территориальное отделение ПФР, в котором гражданину была назначена пенсия;
  • подать заявление на предоставление социальной услуги в натуральной или денежной форме (в соответствии с положениями ч. 3 ст. 6.3 закона «О государственной. » от 17.07.1999 № 178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение льготы, может отказаться от ее предоставления взамен на выплату денежной компенсации).

Скачайте подходящий бланк для составления заявления и получите подробную информацию о порядке и правилах предоставления социальных услуг на официальном сайте ПФР.

  • прикрепиться к поликлинике по месту жительства;
  • обратиться к лечащему врачу (терапевту, педиатру или профильному специалисту);
  • получить у врача рецепт на выдачу бесплатных лекарств (документ заверяется подписью врача, а также печатью поликлиники, к которой прикреплен пациент);
  • предоставить рецепт в аптеку, которая выдает бесплатные лекарства (точные адреса таких аптек стоит уточнить у врача, выписавшего медикаменты).

При оформлении рецепта врач должен использовать формы бланков, установленных приказом Минздрава РФ «Об утверждении. » от 20.12.2012 № 1175н. Бланки, заполненные с нарушениями, признаются недействительными.

  • препараты железа;
  • кишечные препараты;
  • разные виды антибиотиков и противомикробных препаратов;
  • иммуностимуляторы разных видов;
  • муколитические препараты;
  • препараты для лечения кашля и простудных заболеваний;
  • антигистаминные препараты и пр.

Важно! Отсутствующее лекарство должно быть предоставлено в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента в аптеку (п. 2.7 приказа Минздравсоцразвития от 29.12.2004 № 328). Если по истечении указанного срока лекарство так и не появилось, обращайтесь в территориальное отделение Минздрава РФ с соответствующим заявлением. Оставить обращение можно лично, по телефону или на сайте. Контакты госоргана размещены на его официальном сайте.

Обеспечение лекарствами в стационаре

Плановая потребность пациента в лекарстве вносится в сводную заявку лечебного учреждения. На основании сводных заявок организуются государственные закупки лекарств путем размещения госзаказа. После закупок уполномоченная фармацевтическая компания обеспечивает льготников лекарствами через аптеки.

Иногда врачи поликлиник отказываются выписывать льготный рецепт при отсутствии лекарств в аптеке. Такие действия также неправомерны. По действующему законодательству, отсутствие лекарства в льготной аптеке не должно являться причиной отказа в выписке рецепта, наоборот, рецепт необходим, чтобы поставить его на отсроченное обслуживание.

Любой лекарственный препарат имеет два наименования: торговое и международное непатентованное (МНН). Чтобы получить лекарство под торговым наименованием — оригинальный препарат — пациент должен подтвердить индивидуальную непереносимость назначенного ему дженерика под международным наименованием. Для этого можно вызвать врача на дом или скорую помощь.

Если потребность пациента в лекарстве не была включена в основную сводную заявку (вновь выявленный пациент, изменение схемы лечения), лечащий врач делает дополнительную заявку на данного пациента. Если на фоне приема препарата у пациента происходит ухудшение состояния здоровья, возникают побочные явления (зафиксированные в его амбулаторной карте) или подтвержденная индивидуальная непереносимость препарата, решается вопрос о разовой закупке необходимого пациенту препарата.

Если в момент обращения необходимое лекарство в льготной аптеке отсутствует, то нужно поставить рецепт на отсроченное обслуживание. В этом случае рецепт принимается аптекой на обеспечение и регистрируется в специальном журнале «неудовлетворенного спроса» или «отсроченного спроса». На рецепте сотрудник аптеки должен поставить отметку о дате постановки рецепта на учет, указать номер аптеки, расписаться и возвратить рецепт пациенту. В некоторых регионах аптеки забирают рецепт. В таком случае надо сделать копию рецепта, на которой аптека укажет номер и дату его регистрации в «Журнале отсроченного спроса». Это исключит недобросовестные действия сотрудника аптеки, который может позже сказать, что такого рецепта вообще не было.

Как и где получить льготные лекарства

Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты. Уточнить перечень таких организаций можно по телефону горячей линии ГБУ здравоохранения Москвы «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы»: +7 (495) 974-63-65.

Перед тем как идти в аптеку, уточните по телефону справочной Центра лекарственного обеспечения Депаратмента здравоохранения города Москвы +7 (495) 974-73-19, есть ли в аптеке необходимый вам лекарственный препарат и сколько он стоит (если у вас скидка, а не бесплатный рецепт).

Российское Правительство каждый год составляет список льготных лекарств. До 1 января 2023 года он назывался «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». С принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.11.2023 N 3073-р список был упразднен.

Список льготных лекарств в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2023 год сформирован в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации перечня ЖНВЛП, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (приложение 5 к Территориальной программе, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2023 года № 2401-ПП).

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг;
  • решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным фондом России;
  • выписку из медицинской карты амбулаторного больного или истории развития ребенка с указанием СНИЛС.

При оформлении медицинского назначения в электронном виде необязательно соблюдать перечисленные формы. Главное, чтобы были указаны основные реквизиты. Подробно порядок составления электронного рецепта описан в разделе II Приложения 3 к Приказу №4н.
Необходимые реквизиты перечислены в пункте 20. Обратим внимание на основные отличия от бумажного варианта:
• Код региона по ОКАТО. Важен, поскольку электронное назначение действует только на территории, где оно выдано.
• Уникальный номер рецептурного бланка. Он присваивается в ГИС в сфере здравоохранения: по этому номеру проверяется подлинность рецепта.
• Номер электронной медицинской карты (заложен в ГИС).
• Электронная подпись врача.

Внешне бланк почти не отличается от 148-1/у-88 (кроме наименования самой формы и кода по ОКУД). Визуально разница обнаруживается лишь в нижней части, где есть поле для внесения количества месяцев, если рецептурное назначение выдано на срок, превышающий 60 дней.
Однако есть между ними существенное различие. В 107-1/у можно вписать несколько лекарственных средств, 148-1/у-88 предполагает выдачу одного бланка на один медикамент.
Оборотная сторона документа — стандартная. Там проставляются упомянутые четыре отметки.

Исходя из основных типов лекарств, которые отпускаются только при предъявлении рецептурных бланков, можно сформулировать основные задачи применения последних:
• контроль реализации ограниченных в обороте психотропных и наркотических веществ;
• контроль применения комбинированных препаратов, содержащих небольшие дозы психотропных и наркотических веществ (например, легкие обезболивающие);
• учет использования льгот пенсионерами, инвалидами первой группы, детьми-инвалидами;
• предметно-количественный учет отдельных медикаментов.

Кроме реквизитов, размещаемых на бланках формы 148-1/у-88, предусмотрены специфические данные, связанные со льготным характером предоставления лекарств:
• льготная категория пациентов;
• заболевание;
• источник выделения средств;
• % оплаты;
• СНИЛС пациента;
• страховой полис пациента.
Такой бланк имеет корешок, который заполняется сотрудником аптеки. Там он указывает, когда и какой препарат отпустил, под каким торговым названием и т.д. Оборотная сторона — такая же, как у формы 148-1/у-88.

Срок действия рецепта зависит от основания его выдачи и используемой формы. Бланк 148-1/у-88 нужно отоварить в течение 15 дней после выдачи.
Для формы 148-1/у-04 (л) срок варьируется. По общему правилу он составляет 90 дней. Однако нередко пациенты страдают хроническими заболеваниями, предполагающими более длительное лечение. Для них срок продлевается до 180 дней.
Рецепт по форме 107-1/у действителен два месяца со дня выдачи. Для хроников возможна пролонгация, но не более чем на год. В этом случае доктором дополнительно проставляется отметка «По специальному назначению», которая заверяется подписью врача, его личной печатью и печатью медицинского учреждения.

Правах потребителей при покупке лекарственных препаратов и медицинских изделий

Что понадобится и в какие сроки можно вернуть покупку? Если покупатель выявил после приобретения недостатки у лекарственного препарата или товара, ему следует собрать следующие документы для возврата: заявление в свободной форме с просьбой вернуть или обменять товар; упаковка, инструкция лекарственного средства (или их копии), в зависимости от того, где дефект или несоответствие имело место быть; кассовый или товарный чек; рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту; показания свидетелей (если имеют место быть); гарантийный талон (если есть в наличии). Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока товара. Когда у товара отсутствует гарантийный срок, в течение первых двух лет с даты приобретения. Порядок возврата или обмена Составление претензии Когда потребитель сталкивается с бракованным товаром, первое, что он должен сделать — написать заявление в свободной форме на имя организации (в частности, на имя заведующего аптекой), где был приобретен товар. В претензии обязательно указываются следующие аспекты: Реквизиты организации, где был приобретен товар. Важно уточнить уставное название организации, должность и ФИО руководителя, на чье имя будет написано заявление. Эту информацию можно получить либо на сайте компании, либо в уголке потребителя в самой аптеке. ФИО и данные паспорта покупателя. Описание товара (серийный номер, артикул, модель, марка и т.д.) с указанием на его недочеты. Описание ситуации, при которой произошла покупка, а именно: дата, время, адрес торговой точки, ФИО работника аптеки. Описание, как именно и когда были обнаружены недостатки в товаре покупателем. Если покупатель не сохранил чек, то в заявлении необходимо сослаться на п. 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», которая определяет, что чек не является основанием лишения покупателя возможности возврата недоброкачественного товара после покупки. Если же чек есть — важно указать это в заявлении, это может ускорить процесс получения денежных средств. В конце документа проставляется дата и подпись покупателя с расшифровкой. Претензия оформляется в 2-х экземплярах. На одном из них проставляется отметка продавца о том, что тот принял данную претензию к рассмотрению.

Если вы приобретаете препарат, отпускающийся без рецепта врача, и вас не предупредили о противопоказаниях, а сам препарат рекомендовали, как безопасный. Ознакомившись с инструкцией и списком противопоказаний, вы обнаружили, что вам категорически нельзя его применять по состоянию здоровья и имеющимся заболеваниям. Вы можете обменять или вернуть лекарство, взяв у врача заключение об имеющихся у вас заболеваниях, а также привести свидетеля того, что вас не предупредили работники аптеки о противопоказаниях препарата.

Итак, статья 18 закона «О защите прав потребителей» гласит, что потребитель имеет право на возврат товара с видимыми или скрытыми недостатками. Об этом говорится и в «Правилах отпуска лекарственных средств в аптечных организациях». Из этого следует, что если вы приобрели товар ненадлежащего качества, в том числе и лекарственные средства, то вы имеете полное право возвратить его и вернуть уплаченные деньги.

Например, вы приобрели препарат, отпускающийся по рецепту врача, а вам его продали без рецепта. В этом случае вы можете требовать его замены или возврата, поскольку работник аптеки совершил правонарушение. В случае отказа в возврате, изложите в книге жалоб и предложений суть ситуации, обязательно указав, что вас не предупредили о том, что препарат отпускается по рецепту врача и имеет массу побочных эффектов.

Если ответа не последовало от руководства аптеки, то напишите подробные письма во все надзорные организации, приложив копии всех имеющихся у вас подтверждающих документов (чеки, инструкция препарата, фотографии, письменный отказ руководителя аптеки в удовлетворении ваших требований и т.п.)

В первоочередном порядке выписке на льготных условиях подлежат лекарственные средства отечественного производства (основание: приказ КЗ Мингорисполкома и УП Белфармация от 14.07.2011/20.07.2011 №480/216 «О порядке выписывания рецептов врача для бесплатного и льготного обеспечения граждан лекарственными средствами и отпуске из аптек»)

Инвалиды 3-й группы с 1 апреля 2012 года обеспечиваются лекарствами с 50-процентной скидкой (кроме граждан, льготное обеспечение лекарственными средствами которых осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан«) в пределах перечня основных лекарственных средств для лечения заболевания, приведшего к инвалидности. Не обеспечиваются льготными лекарствами лица, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства (основание: Указ Президента Республики Беларусь №139 от 22 марта 2012 года).

Гражданам, страдающие заболеваниями, входящими в Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.11.2007 №1650 (в редакции постановления Совмина от 15.09.2010 №1323), со 100-процентной льготой выписываются только лекарственные препараты для лечения основного заболевания и только на амбулаторном этапе лечения.

В соответствии с имеющимися льготами Вам будут выписываться рецепты на лекарственные средства, входящие в Перечень основных лекарственных средств, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 марта 2012 года №25 «О внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. №65».

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 №161-З «О лекарственных средствах», льготное, в том числе бесплатное, обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь по рецептам врачей, в пределах Перечня основных лекарственных средств (утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 марта 2012 года №25 «О внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. №65»).

В01А Антитромботические средства
С01В Антиаритмические средства, классы I и III
С01D Периферические вазодилятаторы, используемые при лечении заболеваний сердца
С07А Бета-адреноблокаторы
С08С Селективные блокаторы кальциевых каналов с преимущественным влиянием на сосуды
С08D Селективные блокаторы кальциевых каналов с преимущественным влиянием на сердце
С09А Ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента
С10А Гипохолестеринемические и гипотриглицеридемические средства
N02В Прочие анальгетики-антипиретики

L04А Иммунодепрессанты (лефлуномид)
A07E Противовоспалительные средства, действующие на кишечник
L01B Антиметаболиты
М01С Базисные противоревматические средства
Н02А Кортикостероиды для системного применения
М01А Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства

В01А Антитромботические средства
С01В Антиаритмические средства, классы I и III
С01D Периферические вазодилятаторы, используемые при лечении заболеваний сердца
С07А Бета-адреноблокаторы
С08С Селективные блокаторы кальциевых каналов с преимущественным влиянием на сосуды
С08D Селективные блокаторы кальциевых каналов с преимущественным влиянием на сердце
С09А Ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента
С10А Гипохолестеринемические и гипотриглицеридемические средства

А04А Противорвотные средства и средства для устранения тошноты
L01A Алкилирующие агенты
L01C Алкалоиды растительного происхождения и прочие соединения природного происхождения
L01D Цитотоксические антибиотики и родственные им соединения
L01X Прочие противоопухолевые средства
L02A Гормоны и родственные соединения
L02B Антагонисты гормонов и родственные соединения
L03A Цитокины и иммуномодуляторы
L04A Иммунодепрессанты
М01С Базисные противоревматические средства
Н02А Кортикостероиды для системного применения
Н03А Средства для лечения заболеваний щитовидной железы
N02A Опиоиды
N02В Прочие анальгетики-антипиретики
L01B Антиметаболиты (С91.0 Острый лимфобластный лейкоз)

В01А Антитромботические средства
С01В Антиаритмические средства, классы I и III
С01D Периферические вазодилятаторы, используемые при лечении заболеваний сердца
С07А Бета-адреноблокаторы
С08С Селективные блокаторы кальциевых каналов с преимущественным влиянием на сосуды
С08D Селективные блокаторы кальциевых каналов с преимущественным влиянием на сердце
С09А Ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента
С10А Гипохолестеринемические и гипотриглицеридемические средства
N02В Прочие анальгетики-антипиретики

О выписке льготных рецептов

В соответствии со ст.5 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 №161-з «О лекарственных средствах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.11.2014 №203-з) льготное, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2007 №65 «Об утверждении перечня основных лекарственных средств» (в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.06.2023 г. № 64).

Перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 1650» (в ред. постановлений Совмина от 30.04.2008 N 629, от 02.11.2008 N 1643, от 23.10.2009 N 1390, от 15.09.2010 N 1323, от 31.05.2012 N 513, от 12.10.2012 N 926, от 18.10.2012 N 947, от 17.01.2013 N 35, от 16.08.2013 N 727, от 21.03.2014 N 249, от 23.03.2023 № 231, от 11.03.2023 № 152, от 22.01.2023 № 34, от 15.06.2023 № 344, от 08.10.2023 № 587).

Рецепты врача на лекарственные средства выписываются пациенту, у которого установлено наличие заболевания, с учетом диагноза, возраста, порядка оплаты, особенностей лекарственных средств, их лекарственной формы и доступности по цене. Назначение лекарственных средств отражается в медицинской документации. Не допускается выписывать рецепты врача по просьбе пациентов и (или) их родственников, без осмотра пациента и установления диагноза. (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. № 99; в ред. постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 октября 2008 г. № 181; от 9 сентября 2014 г. № 66, от 17 июня 2023 № 60).

Врачебно-консультационная комиссия лечебного учреждения решает вопрос о заболевании, по которому инвалид III группы имеет право на льготное обеспечение лекарственными средствами. Заболеванием, приведшим к инвалидности, считается первое заболевание (или заболевание, указанное в первой части основного диагноза МРЭК и обозначенной цифрой1). Только по этому заболеванию инвалиды III группы обеспечиваются лекарствами с 50% скидкой в пределах перечня основных лекарственных средств.

Перечень категорий лиц, имеющих льготы по лекарственному обеспечению, утвержден статьей 10 Закона Республики Беларусь № 239-З от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (в редакции Законов Республики Беларусь от 08.07.2008 N 371-З, от 16.07.2008 N 414-З, от 17.07.2008 N 427-З, от 06.01.2009 N 9-З, от 08.05.2009 N 16-З, от 12.05.2009 N 19-З, от 16.07.2009 N 45-З, от 07.12.2009 N 65-З, от 04.01.2010 N 100-З, от 30.11.2010 N 197-З, от 27.12.2010 N 224-З, от 13.12.2011 N 325-З, от 10.07.2012 N 390-З, от 13.07.2012 N 405-З, от 04.01.2014 № 106-3, от 01.01.2023 № 232-3, от 04.06.2023 № 277-3).

Сам препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле имеется. Поэтому пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.

Бывают случаи, когда медицинские работники допускают ошибки в составлении документов, в том числе таких, которые дают право пациентам получать льготные лекарства. По одному из таких эпизодов имеется правовая позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, который рассматривал спор между регионом и больным (Определение ВС РФ от 10 сентября 2023 г. № 57-КГ18-13).

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

Департамент здравоохранения, не предоставив документального отказа, в устной форме не приняли просьбу пациента. Тогда гражданин обратился в районный суд с требованием: признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.

Правила хранения рецептов в аптеке

5 лет — на наркотические и психотропные ЛП списка II, психотропные лекарственные препараты списка III, согласно постановлению Правительства № 681 от 13.06.1998 г. « Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю. Актуальные перечни доступны здесь: « Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (с изменениями на 13 марта 2023 года) (редакция, действующая с 14 июня 2023 года), Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года №681 ) » ;

Рецепт может быть на бумажном носителе или, с согласия пациента или его законного представителя – в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника (п. 53, ст. 4, Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. « Об обращении лекарственных средств » ). Электронные рецепты пока что мало распространены в Российской Федерации, но несомненно, за ними будущее и мы посвятим им отдельный материал.

3 месяца — ЛП в жидкой форме, содержащие более 15 % этилового спирта от объема готовой продукции (раствор кондилина, « Циклодинон » капли , иные ЛП, относящиеся по АТХ к антипсихотическим средствам (код N05A), анксиолитикам (код N05В), снотворным и седативным средствам (код N05С), антидепрессантам (код N06А) и не подлежащие ПКУ.

3 года — комбинированные ЛП, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III, изготовленные в аптечной организации; ЛП, обладающие анаболической активностью (код А14А по АТХ: нандролон, ретаболил); иные ЛП, подлежащие предметно-количественному учету (ПКУ), за исключением перманганата калия (ОТС-ЛП): бензобарбитал, тапентадол, бензонал, палексия;

Хранение рецептов на ЛП, подлежащие ПКУ, обозначено в приказе Минздрава России № 378 от 17.06.2013 г. «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств. » . Поскольку рецепты – это расходные документы, то они хранятся в металлическом шкафу (сейфе) совместно с Журналом учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения и приходными документами.Ключи от сейфа находятся у сотрудника, уполномоченного на ведение и хранение журнала учета.

В России по-новому назначают льготные лекарства

— Эти изменения должны улучшить качество жизни пациентов. Чтобы получить нужное лекарство, им не придется часто выписывать рецепты. Это занимает много времени: нужно записаться к врачу, дождаться очереди, получить рецепт, прийти в аптеку… А многим людям раньше приходилось делать это ежемесячно, — объясняет Елена Волкова.

— Слабое место поправок — формулировка: «…могут назначаться на срок до…» Я уже сталкивалась со случаями, когда врачи отказывали пациентам с хроническими заболеваниями в рецептах сроком до 180 дней. Вероятно, что такие случаи могут повторяться, — пояснила Елена Волкова.

Категории льготников и список льготных лекарств отражены в постановлении Кабинета министров РФ от 30 июля 1994 года № 890. Сейчас в нем перечислены 350 препаратов, которые россияне могут получать бесплатно. Также министры ежегодно утверждают список лекарств, который действует по государственной программе «Семь нозологий».

Препараты для лечения хронических заболеваний, требующих длительного курсового лечения, могут назначаться пациентам на срок до 180 дней (ранее — до 90 дней). Такие рецепты могут получить пенсионеры, инвалиды I группы, дети-инвалиды, а также люди с хроническими заболеваниями.

  • участники Великой Отечественной войны, в том числе блокадники, партизаны, работники военных объектов, инвалиды войны и так далее;
  • ветераны боевых действий, в том числе военные, совершавшие боевые вылеты в Афганистане в период боевых действий;
  • родители и жёны военных, погибших при защите страны или исполнении служебных обязанностей;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
  • Герои СССР или РФ, полные кавалеры орденов Славы;
  • дети до трех лет, если из многодетных семей — до шести лет;
  • инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды до 18 лет;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации, а также военнослужащие, которые участвовали в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ и ликвидации радиационных аварий на ядерных установках;
  • малочисленные народы Севера, проживающие в сельской местности;
  • граждане, имеющие такие заболевания: онкология, диабет, психические заболевания (инвалиды I и II групп), эпилепсия, СПИД и ВИЧ, лепра.

Оформление решения врачебной комиссии на получение бесплатного лекарства

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, по которому неработающие инвалиды второй группы имеют правло получать – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;

Департамент здравоохранения, не предоставив документального отказа, в устной форме не приняли просьбу пациента. Тогда гражданин обратился в районный суд с требованием: признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.

Пациент обратился к областным властям за предоставлением ему дорогого препарата нового поколения иммуномодуляторов. Свою просьбу пациент подкрепил рекомендациями врачей, в частности, консультативным заключением гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

А вот Приказ № 54н пока не содержит конкретных инструкций относительно выписки рецептов на наркотические и психотропные вещества в электронном виде. Вопрос практического внедрения электронных рецептов относится к компетенции региональных властей, которые должны принять соответствующее решение об использовании в субъекте РФ электронных рецептов наряду с бумажными (п. 4 ст. 6 закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ). В настоящее время электронные рецепты применяются в качестве эксперимента в ряде регионов: в Москве, Санкт-Петербурге, Белгородской, Калужской, Сахалинской областях. В остальных субъектах власти пока не готовы глубоко погружаться, в том числе вкладываясь финансово, в цифровизацию процесса выписки рецептов.

При оформлении рецептов используются также дополнительные отметки. Например, если лекарство необходимо отпустить срочно, в верхней части рецепта на бумажном носителе проставляются обозначения «cito» (срочно) или «statim» (немедленно). Аналогичные обозначения проставляются в виде отметок при оформлении рецепта в форме электронного документа (п. 19 Порядка 4н).

В особо серьезных случаях ошибка в рецепте может стать «роковой» для врача, ведь согласно п. 3. ст. 26 закона № 3-ФЗ выдача рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ без медицинских показаний или с нарушением установленных правил оформления запрещается и влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Такие нарушения могут быть квалифицированы по ст. 233 Уголовного кодекса РФ («Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ»). Согласно позиции Верховного Суда РФ под незаконной выдачей рецепта, содержащего назначение наркотических средств или психотропных веществ, следует понимать его оформление и выдачу без соответствующих медицинских показаний (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).

Рецепт на наркотическое и психотропное вещество оформляется на имя пациента. В нем должны быть указаны идентифицирующие пациента данные: фамилия, имя, отчество пациента (инициалы), его возраст (дата рождения). Однако получить его на руки вправе не только сам пациент, но также и его законные представители (например, родители несовершеннолетних детей, опекуны нетрудоспособных лиц и т.д.), либо представители по нотариально оформленной доверенности (п. 7 Порядка 4н).

На наш взгляд, уголовное преследование врачей в подобных ситуациях недопустимо. Необходимы уточнения в уголовное законодательство, которые прямо закрепляли бы освобождение от ответственности врача, нарушившего правила выписки рецептов, если этого требовали интересы пациента.

В зависимости от достигаемого эффекта, лекарства от АД делятся на следующие группы:

  • АПФ (ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента). Препятствуют выработке ангиотензина (вещества обладающего сосудосуживающим эффектом). Расширяют артерии, снижая АД.
  • БРА (блокаторы рецепторов ангиотензина II). Ингибируют те рецепторы, с которыми связывается ангиотензин, расширяя сосуды и снижая АД.
  • Антагонисты кальция/блокаторы кальциевых каналов. Предотвращают проникновение ионов кальция в клетки сосудов и миокарда (сердечной мышцы), предотвращая механизмы сокращения. Артерии расслабляются, что приводит к увеличению их диаметра и снижению АД.
  • Мочегонные (диуретики). Нормализуют показатели АД, выводя излишки жидкостей и солей из организма. Петлевые диуретики назначаются преимущественно в стационарных условиях.
  • Бета-адреноблокаторы. Уменьшают сердечную нагрузку, нормализуя объем крови, выбрасываемый сердцем. Достигает должных показателей АД и поддерживает их на определенном уровне.

Назначение нескольких таблеток из различных групп дает возможность снизить суточную дозировку, обеспечив синергическое (взаимодополняющее) действие между ними. Существуют схемы, предполагающие однократный прием препаратов в течение дня, что незаменимо для большинства пациентов. Гипертоники нуждаются в пожизненном лечении, поэтому комбинации средств являются более актуальными, т. к. практически полностью исключают побочные реакции и негативное воздействие на внутренние органы и системы.

Современные фармакологические компании предлагают большой выбор лекарственных средств, эффективных при гипертонии. Если не знаете, как выбрать таблетки от повышенного давления, ознакомьтесь с рейтингом, представленным ниже. В ТОП вошли лучшие медикаменты с учетом эффективности, стоимости и отзывов.

Частое повышение показателей артериального давления (АД) – причина развития серьезных заболеваний (инсульт, инфаркт миокарда и пр.). Гипертоническая болезнь в России диагностируется у каждого третьего человека преклонного возраста. Для борьбы с гипертонией многим пациентам приходится принимать препараты на протяжении всей жизни, чтобы исключить осложнения.

Развивается на фоне следующих заболеваний:

  • болезни почек и надпочечников;
  • патологии щитовидной железы;
  • атеросклероз и коарктация (стеноз) аорты.

Среди предрасполагающих факторов следует выделить нервные перенапряжения, употребление большого количества соленых продуктов, наследственную предрасположенность. Женщины сталкиваются с гипертонией в климактерическом периоде. Провоцирующими факторами является алкоголизм, курение и возраст (от 60-65 лет и старше).

Если медикаменты приобретались для лечения жены или детей, то к указанному выше пакету документов потребуется приложить копию свидетельства о браке, о рождении детей (которым еще не исполнилось 18 лет на момент лечения) либо своего (если покупались лекарства для родителей).

Сидоров С. П. имеет право на получение вычета с сумм, потраченных на лекарства, приобретенные по рецептам для себя, матери и дочери. Суммарно это составило 1 100 руб. (200 + 600 + 300). А вот деньги, потраченные на приобретение косметологических средств жене, он не сможет вернуть в виде соцвычета.

Подав вместе с налоговой декларацией и другими документами рецептурные бланки врача, чеки, копии своего свидетельства о рождении и свидетельства о рождении дочери, Сидоров сможет претендовать на возврат из бюджета 143 руб. (13% от 1 100). Деньги будут перечислены на его расчетный счет на основании поданного заявления.

В рецептах названия препаратов отображаются на латинице, а способ применения лекарства должен быть обязательно указан на русском языке, причем недопустимы общие фразы типа «внутреннее». Допускается выписка лекарств лишь на рецептах, оформленных на бланках № 148-1/у-88, № 107-1/1, № 148-1/у-04 (л) или № 148-1/у-06 (л).

    • при аденоме простаты (финастерид, альфузозин, тамсулозин, экстракт ползучей пальмы);
    • при почечной недостаточности и после пересадки почек (антитимоцитарный иммуноглобулин, раствор для перитонеального диализа, кетоаналоги аминокислот, циклоспорин);
    • диуретические средства (гидрохлоротиазид, маннитол, фуросемид, индапамид, спиронолактон).

По рецепту или нет? Лекарственные препараты, ограниченные в обращении, инструкции по их применению и административная ответственность по ч

Основное и широкое (в силу положения Закона о ЛС в рассматриваемой иерархии) понятие – обращение лекарственных средств – определяется как разработка, доклинические и клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение (ч. 28 ст. 4 Закона о ЛС).

Для примера рассмотрим отпуск противосудорожных лекарственных препаратов (вне зависимости от торгового наименования и страны производства), содержащих в качестве действующего вещества карбамазепин (по указанной причине входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, распоряжение Правительства РФ от 12.10.2023 № 2406-р). Указанные препараты не изготавливаются в аптечных организациях, а карбамазепин, включая иные вспомогательные вещества в случае их наличия, не входят ни в один из списков наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обращение которых контролируется на территории Российской Федерации, в том числе на основании международных конвенций. Кроме того, они не относятся ни к одной из конкретно определённых групп лекарственных препаратов, указанных в п. 4 Правил отпуска, за исключением одной группы – иных, не указанных в абзацах первом, третьем-девятом п. 4 Правил отпуска. Поэтому в подавляющем количестве инструкций условием отпуска указанных лекарственных препаратов является рецепт.

Однако, правоприменительная практика складывается не в пользу законодательных основ регулирования отношений по обращению лекарственных препаратов. Выводы судов основаны на неправильном применении законодательства в сфере обращения лекарственных препаратов и, в частности, абзаца десятого п. 4, п. 5 Правил отпуска.

При этом, ни один нормативный акт не устанавливает механизм, на основании которого формируется содержание инструкции в части определения условий отпуска, разделяющих, таким образом, лекарственные препараты на рецептурные и безрецептурные. В процессе подготовки регистрационного досье на лекарственный препарат формируется документация административного характера, состоящая, в частности, из проекта инструкции (для российских производителей лекарственного препарата) или инструкции или краткой характеристики лекарственного препарата, утвержденные в стране производителя (для иностранных производителей лекарственного препарата). Инструкция согласовывается с Минздравом России и выдаётся одновременно с регистрационным удостоверением лекарственного препарата (или в неё вносятся изменения). Получается, что предлагаемые производителем условия отпуска одобряются регистрирующим органом «по умолчанию», без учёта законодательства в сфере обращения лекарственных средств (в т.ч. состоящих из веществ, оборот которых контролируется или не контролируется государством); либо инициатива внесения информации о рецептурном отпуске исходит от регистрирующего органа, который, возможно, руководствуясь абзацем десятым п. 4 Порядка отпуска, в произвольном порядке ограничивает обращение любого (иного, не указанного в абзацах первом, третьем-девятом п. 4 Порядка отпуска) лекарственного препарата.

Но если основная часть лекарственных препаратов находится в рассматриваемом перечне в связи с критериями, определёнными законом, то включение в него иных лекарственных препаратов, не указанных ранее, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта (абзац десятый п. 4 Порядка отпуска) – не имеет под собой никаких оснований, кроме произвольных и не поддающихся логическому объяснению. По сути, к данной группе относятся любые лекарственные препараты (вне зависимости от веществ, входящих в их состав, или принадлежности к определённой группе), формально не определённого и условно ограниченного круга, причём вне какого-либо законного основания. При этом, источник информации о рецептурном (безрецептурном) отпуске лекарственных средств, прямо не указан (в абзаце десятом п. 4 Правил отпуска), что создаёт практический парадокс. В силу последнего обстоятельства, разумным было бы предположить, что руководствоваться надо положениями закона, установившим три группы лекарственных препаратов, обращение которых обусловлено рецептом. Но, как мне кажется (именно такое состояние соответствует моменту), что в Правилах отпуска подразумевается иной источник информации. Тут, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности (особенно, если части этой сентенции отнести к разным субъектам отношений), и мы ещё рассмотрим практику арбитражных судов, основанную на указанном положении.

Рекомендуем прочесть:  Транспортная Карта В Богородске Пенсионерам
Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах