Что Происходит С Кредиторкой После Несостоявшихся Вторичных Торгов

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Привет всем читателям моего правового блога сегодня будем раскрывать такую тему — Что Происходит С Кредиторкой После Несостоявшихся Вторичных Торгов. Скорее всего у Вас могут остаться вопросы или недопонимая после прочтения, поэтому лучше задать их в комметариях или же, что еще удобней — получить консультацию у практикующих юристов, наших партнеров.

Мы постоянно обновляем информацию и следим за ее новизной, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Таким образом, ничем не ограниченное право взыскателя-залогодержателя отозвать исполнительный лист об обращении взыскания на предмет залога в любой момент исполнительного производства и вновь предъявить его к исполнению в рамках нового исполнительного производства, инициировав тем самым проведение процедуры реализации заложенного имущества с самого начала, вступает в противоречие как по букве, так и по смыслу с положениями гражданского законодательства, в том числе нормами Закона об ипотеке, устанавливающими порядок реализации заложенного имущества с публичных торгов, создает неопределенность в правовом положении залогодателя и нарушает его права.

Банк-залогодержатель не воспользовался предусмотренным пунктом 2 статьи 58 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке) правом в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества. Также банк не обращался в суд с какими-либо требованиями, ходатайствами или заявлениями об изменении начальной продажной цены заложенного имущества.

Содержание

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 2023 г. N 2339/14 Ничем не ограниченное право взыскателя-залогодержателя отозвать исполнительный лист об обращении взыскания на предмет залога в любой момент исполнительного производства и вновь предъявить его к исполнению в рамках нового исполнительного производства, инициировав тем самым проведение процедуры реализации заложенного имущества с самого начала, вступает в противоречие с положениями гражданского законодательства, в том числе нормами Закона об ипотеке, устанавливающими порядок реализации заложенного имущества с публичных торгов, создает неопределенность в правовом положении залогодателя и нарушает его права (статья 58 Закона об ипотеке)

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями пункта 6 статьи 350 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), пункта 5 статьи 58 Закона об ипотеке, указав на то, что в рамках исполнительного производства № 3/54/48185/11/2023 судебный пристав-исполнитель не направлял банку предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном Законом об ипотеке, банк отозвал исполнительный лист до даты проведения повторных торгов. В рамках исполнительного производства № 77632/11/54/23 были признаны несостоявшимися только первые торги, повторные торги не проводились. При таких обстоятельствах суды сочли, что оснований признавать ипотеку прекратившейся не имеется.

Истцы зачастую ошибаются, оспаривая торги или предъявляя требование о понуждении к заключению договора, основываясь на законе № 44-ФЗ, тогда как торги (конкурс) проводились в соответствии с законом № 223-ФЗ. Так, во многих случаях согласно нормам положений о закупке заключение договора с единственным участником не обязанность, а право организатора. Кроме того, такого права в положении может не быть, а общие нормы ГК РФ не дают оснований для таких утверждений. В связи с этим суды нередко отказывают в удовлетворении требования о заключении договора (см., например, определение ВАС РФ от 22.03.2023 № ВАС-2846/13).

Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2023 № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя.

Рекомендуем прочесть:  Постановление о запрете снятия денежных средств ниже прожиточного минимума

Последствия признания несостоявшимися торгов, проведенных по закону № 223-ФЗ

  1. Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2023 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
  2. Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от 01.07.2023 № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от 25.09.2023, дело № А50-16269/2023).

Под признанием недействительными торгов можно подразумевать признание недействительным протокола о результатах торгов как акта, закрепляющего итоги торгов и отражающего нарушение правил проведения торгов, коль скоро таковые имели место. Пункт 1 комментируемой статьи не уточняет, нарушение каких правил может служить основанием для признания торгов недействительными. Очевидно, что таким основанием может быть не любое нарушение правил о торгах. Ориентиром здесь может служить судебная практика по делам о признании торгов недействительными и, в частности, судебная практика, отраженная в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2023 г.

Что влечет за собой признание торгов недействительными

  1. Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2023 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
  2. Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от 01.07.2023 № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от 25.09.2023, дело № А50-16269/2023).

Что влечет за собой признание торгов недействительными

3. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.

Мировое соглашение — это особый вид соглашения между взыскателем и должником, которое может быть заключено только на стадии судебного и исполнительного производства и должно быть утверждено судом. За неисполнение мирового соглашения суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение условий мирового соглашения. В мировом соглашении стороны могут установить любой способ реструктуризации долга, не противоречащий закону и существу соглашения как сделки между двумя сторонами процесса — истцом и ответчиком. До судебной стадии мировое соглашение заключить нельзя.
Итак, на любой стадии судебного процесса (ст. ст. 49, 138 — 142 АПК РФ, ст. ст. 39, 101 ГПК РФ) и на стадии исполнительного производства (ст. ст. 43, 50 Закона об исполнительном производстве) возможно заключение мирового соглашения .
———————————
Согласно статистике ВАС РФ процент дел, прекращенных в связи с заключением мировых соглашений, хотя и растет, но составляет очень небольшой процент: в 2023 г. таких дел было 1,7% по отношению к общему количеству рассмотренных дел, в 2023 г. — 2,1%, в 2023 г. — 2,5%, в 2023 г. — 2,7%, в первом полугодии 2023 г. — 4,3% // По данным ВАС РФ с официального сайта: http:// www.arbitr.ru/ _upimg/ 673686E56FDD3172C5EA37A103928973_ мировые_ соглашения.pdf.

При определении функционала следует исключить появление не контролируемых никем зон. Для этого даже существует термин — зона неопределенности , когда какая-то часть деятельности «выпадает» из свода чьих-либо обязанностей (например, спорные проблемные участки обязанностей), либо у лиц, ответственных за нее, по определенным причинам появляется возможность или власть их не выполнять либо задерживать исполнение (например, родственники высшего руководства организации).
———————————
Термин французского социолога Мишеля Крозье. См.: Crozier M. Etat modeste, etat moderne? Strategic pour autre changement. P.: Fayard, 1987. P. 317.

Торги: порядок и особенности проведения, общероссийские источники данных о торгах, проблемы несостоявшихся торгов, способ недопущения вторых торгов, очередность погашения требований при наличии нескольких взыскателей, оставление имущества за собой

Автоматизированная система особо актуальна для поддержки Legal collection ввиду четкой технологии данного процесса, необходимости соблюдения сроков обжалования и последовательности действий. При наличии более 100 судебных процессов (а значит — 100 исков, 100 дат заседаний, 100 разных дат принятия решений, обжалований и пр.) данная система является крайне необходимой, так как эффективно контролировать подобное количество параметров объективно невозможно.
Поскольку мы рассматриваем систему поддержки судов как продолжение системы работы с договорами и продолжение этапа Soft и Hard collection, то укажем особенности данной системы с учетом того, что часть данных (о договорах, о контрагентах и результатах работы с ним в системе уже присутствует или импортируется из других систем.
Базы данных АСУД по Legal collection могут содержать:
1) инструктивно-методологические материалы по взысканию долгов (утвержденные в организации, рекомендованные статьи, книги и пр.);
2) информацию о дате передачи дела с Hard collection («вход» в процесс) или «входом» в процесс (устанавливается истечение 90 дней просрочки);
3) информацию о судебном деле: дата предъявления иска или принятия к рассмотрению, даты судебных заседаний, наименования третьих лиц, информация о встречных исках и иных судебных делах с данным должником (развод, признание недействительным договора и пр.), обеспечительных мерах, результатах обжалования, датах вынесения и получения решения;
4) информацию об исполнительном производстве: дату возбуждения исполнительного производства, дату ареста имущества, даты первых и вторых торгов, наличие заявок, результаты торгов;
5) информацию о звонках контрагенту, направленных претензиях, встречах с контрагентом и результатах этих действий (загружается из системы работы на стадии Soft и Hard collection);
6) информацию о погашении/взыскании денежных сумм, об общей задолженности контрагентов;
7) данные о найденном имуществе должников;
8) справочники судов, судей, реквизитов для уплаты государственной пошлины, телефонные книги, адресные справочники. При этом могут быть использованы внешние ресурсы: Федеральной налоговой службы, арбитражных судов, судов общей юрисдикции и иные полезные сайты;
9) базу сканированных копий документов: иски, жалобы, определения и решения судов, постановления приставов.
Инструментами работы являются:
1) шаблон для заполнения типового иска и иного процессуального документа с функцией автоматического составления документа системой;
2) функция расчета государственной пошлины;
3) органайзер: календарь событий, список задач и поручений, список контрольных дел, сроков;
4) система ручной (куратором, руководителем юридического отдела, самим специалистом) и автоматической постановки задач сотрудникам. В автоматическом режиме самой системой для базовых событий поставлены задачи. Например, принятие негативного решения: после того как это отражается в системе, генерирует задачу по обжалованию в 10-дневный срок по ГПК РФ, в течение месяца — по АПК РФ, или после признания вторичных торгов несостоявшимися следует в течение месяца принять решение об оставлении за собой, о чем система напоминает пользователю;
5) система «принудительных» напоминаний о сроках, делах, заседаниях и иных задачах, которые можно снять только приложением к системе отчета о выполнении задачи и получением одобрения куратора;
6) система расчета ключевых показателей эффективности (KPI) управления долгами на стадии взыскания: процент и размер взысканных средств, загруженность сотрудников, соотношение дел, по которым принято решение, однако не возбуждено исполнительное производство (подробнее о данных показателях см. в параграфе 7.5);
7) синхронизация с мобильным телефоном (например, календарь дат и мест судебных заседаний переносится в календарь мобильного телефона, поскольку работа на данном этапе связана с частыми выездами);
8) система согласования документов и принятия решений (запрос — акцепт), в частности, согласование с руководителем юридического отдела необходимости обжалования и пр.;
9) система контроля и отчетности.
Отметим, что это лишь немногие инструменты, которые могут быть включены в АСУД. АСУД может быть или «скелетом», или «слепком», копией с бизнес-процесса, потому и все элементы процесса могут быть в ней отражены. Построение АСУД идет как от бизнес-процесса, так и от программно-технических возможностей.
В итоге все процессы будут в той или иной степени интегрированы в единую систему, которая намного улучшит коммуникативные отношения в организации, уменьшит различные «шумы» и потери при передаче информации, а также ускорит и повысит эффективность всех бизнес-процессов. В частности, вместо того чтобы звонить менеджеру и уточнять какие-то вопросы, запрашивать документы, все заинтересованные подразделения смогут получить необходимые данные напрямую из системы.

Рекомендуем прочесть:  Проездные Билеты Для Пенсионеров В 2023 Году В Орле Если Они Приобретены 29 Января 2023

Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Так гласит п. 1 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2023 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон). Вместе с тем законодатель устанавливает правило о том, что определенное имущество не подлежит включению в состав конкурсной массы. В соответствии с п. 2 ст. 131, ст. 132 Закона о банкротстве из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также социально значимые объекты.

Продажа имущества в банкротстве

Цена на 5 этапе называется ценой отсечения, то есть ниже данной цены, согласно условиям конкретного публичного предложения, имущество продано быть не может. До 22 июня 2023 г. победителем торгов посредством публичного предложения признавался участник, первым подавшим заявку на приобретение имущества на конкретном интервале.

Порядок формирования конкурсной массы

Однако с 22 июня 2023 г. данная процедура была несколько усложнена. Победителем торгов посредством публичного предложения теперь признается участник, предложивший наиболее высокую цену (не ниже, установленной для конкретного интервала). Если же несколько участников предложили одну и ту же цену для конкретного интервала, то победителем признается участник, заявка которого была подана ранее. Таким образом, законодателем были введены элементы аукциона для каждого интервала снижения цены публичного предложения. Обратимся к нашему примеру:

Кроме того, по ее словам, это приведет к передаче в собственность, в первую очередь кредитных организаций, огромного количества непрофильных активов. «Это неминуемое повлечет связанные с этим дополнительные затраты и иные негативные последствия», — отмечает Литовцева. Такая идея не может найти положительного отклика у залогодержателей, говорит вице-президент Блока правовой поддержки госкорпорации ВЭБ.РФ Владимир Назаренко.

Рекомендуем прочесть:  Белгородская Область Повышенная Степендия Скотча И Депутатская В Техникуме

Законопроект предусматривает передачу торгов в банкротстве универсальным электронным площадкам с одновременной отменой обязательного членства операторов в саморегулируемых организациях (СРО) арбитражных управляющих.

Ограничение прав залоговых кредиторов

Минэкономразвития также предлагает создать государственную систему раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в банкротстве, то есть об имуществе должников, проведении его инвентаризации, подготовке и проведении торгов. Заниматься ей будет специальный оператор, правила выбора которого установит правительство. Оно же очертит круг сведений, условия и порядок их внесения в систему арбитражными управляющими, операторами электронных площадок, оператором ЕФРСБ и иными лицами. Данные этой системы будут открытыми и общедоступными, за исключением тех, доступ к которым ограничен законом, обещают разработчики законопроекта.

Чрезвычайно важно стремиться к расширению возможностей потенциальных покупателей приобрести активы по рыночной цене в максимально короткие сроки, соглашается В.Назаренко из ВЭБа. «В связи с этим нельзя не поддержать соответствующие изменения в закон, как и идею внедрения информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы, которая представляется востребованным ресурсом для всех участников банкротных процедур», — говорит он.

Разработчики предлагают комбинированную схему реализации имущества банкротов. По проекту сначала торги должны идти на повышение, а если предложений купить не будет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения. После этого торги снова пойдут на повышение, но если никто цену не повысит, то победителем признают того, кто озвучил свое предложение. При этом минимальная цена для первых торгов должна быть равна половине начальной, на повторных — четверть от цены соответствующего этапа.

Меньше торговых площадок

«Законопроект предлагает введение «голландского аукциона» взамен последовательных этапов — аукциона «на повышение» и публичного предложения, что должно способствовать сокращению сроков процедур и росту поступлений от торгов в конкурсную массу», — говорит Юхнин.

Имущество, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Продажа имущества осуществляется в процедурах внешнего управления и конкурсного производства. Особый режим продажи предусмотрен также и для ограниченно оборотоспособного имущества, социально значимых объектов и объектов культурного наследия.

Продажа имущества в банкротстве

Кроме того, при проведении торгов может использоваться закрытая или открытая форма представления предложений о цене имущества. При применении закрытой формы предложения о цене представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов, а в случае с открытой формой – предложения о цене заявляются участниками открыто в ходе проведения торгов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

Порядок формирования конкурсной массы

Продажа имущества в процедурах банкротства является одним из важнейших мероприятий. Именно в результате продажи имущества происходит конвертация активов должника в денежные средства, что в последующем способствует достижению основной цели банкротства – соразмерному удовлетворению требований кредиторов. Продажа имущества в банкротстве – процесс довольно трудоемкий и ресурсоемкий, а нормы, регулирующие проведение данного мероприятия порой приходится искать в различных источниках. В данной статье систематизированы правила и порядок продажи имущества в банкротстве со ссылками на соответствующие нормы права.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах