Куда Обжаловать Решения Социальной Защиты По Чернобыльцам

Содержание

Отказ в назначении льготной досрочной пенсии проживающим в чернобыльской зоне – как обжаловать

В решении об отказе ПФР указал, что поскольку Светлана работала в Москве, значит, она и жила все это время в Москве. А Москва – не чернобыльская зона. Поэтому ПФР решил, что у Светланы нет подтвержденного периода проживания в чернобыльской зоне. И сам факт прописки в городе Новомосковске Тульской области Пенсионный фонд не посчитал за подтверждение проживания.

Закон устанавливает право на льготную досрочную пенсию в связи с проживанием и (или) работой в чернобыльской зоне. Это значит, что можно жить в чернобыльской зоне и ездить на работу каждый день в чистую зону. А можно наоборот – жить в чистой, а работать в чернобыльской зоне.

На самом деле доводы ПФР не основаны на законе. Просто практика показала – если человек действительно проживал в чернобыльской зоне, то он будет обжаловать отказ в назначении пенсии, объяснит и подтвердит все важные обстоятельства и будет получать положенное.

В решении об отказе в назначении пенсии ПФР указал, что поскольку Елена на момент аварии на Чернобыльской АЭС училась в другом чистом регионе, а потом работала в Москве, которая тоже является чистым городом, не загрязненным радиацией вследствие аварии на ЧАЭС, то досрочная пенсия в 52 года ей не положена.

В моей практике были случаи, когда можно было пойти первым путем и обойтись без суда, доказывая право гражданина на досрочную пенсию. Но чаще всего оказывается, что без суда не обойтись, потому что вышестоящее управление ПФР не отменяло решение об отказе в назначении пенсии.

Постановление Конституционного Суда РФ от N 3-П По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина Е

1.3. В силу требований статей 74, 96, 97, 101 и 102 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законом и по запросам судов проверяет конституционность закона или отдельных его положений лишь в той части, в какой они были применены или подлежат применению в конкретном деле, оценивая как буквальный смысл этих положений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной практикой, и учитывая их место в системе правовых актов.

6. Таким образом, пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом — вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) — однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.

Требование Е.Н. Степанцова о признании данного отказа незаконным Вологодский городской суд Вологодской области, сославшись, в свою очередь, на пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», решением от 28 марта 2012 года оставил без удовлетворения: подтвердив принадлежность Е.Н. Степанцова и членов его семьи к числу граждан, которые в силу пункта 11 части первой статьи 13 названного Закона отнесены к подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, суд вместе с тем установил, что до 1 мая 2005 года он с соответствующим заявлением в администрацию города Вологды не обращался. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 30 мая 2012 года.

Таким образом, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, и приравненным к ним в этом отношении гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (пункт 7 части первой статьи 1 и часть первая статьи 10) действие указанных норм распространено на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Важно! Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска гражданам, работающим в организациях, находящихся в указанных зонах, предоставляются без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Важно! Размеры выплат гражданам, установленные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 и Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

  • проживают в зоне отселения;
  • проживают в зоне проживания с правом на отселение;
  • эвакуированы и переселены из зон отчуждения;
  • эвакуированы и переселены из зон отселения;
  • эвакуированы и переселены из зон проживания с правом на отселение;

IV. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение 4 , гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения, а также гражданам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ:
1) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от времени проживания (работы):

II. Гарантии гражданам, в том числе временно направленным или командированным, занятым в зоне отчуждения 3 :
1) повышенная оплата труда (минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4 процента тарифной ставки (оклада));
2) сокращенный рабочий день в соответствии с трудовым законодательством (не более 36 часов в неделю);
3) дополнительный оплачиваемый отпуск (минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней).
Дополнительные трудовые гарантии гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По ее мнению, то же самое произошло в рассматриваемом деле, так как закон не предполагал снижения компенсации чернобыльцам, которые были признаны инвалидами до 15 февраля 2001 г. Юлия Севастьянова считает, что постановление КС РФ станет важным подспорьем для иных чернобыльцев, оказавшихся в аналогичной ситуации. «Однако не секрет, что суды общей юрисдикции не всегда спешат применять и претворять в жизнь практику КС РФ. Поэтому многое будет зависеть от того, как будет пересмотрено дело заявителя, который пока что добился справедливости только в Конституционном Суде», – отметила Юлия Севастьянова.

При очередном переосвидетельствовании гражданину с 1 апреля 2013 г. была установлена III группа инвалидности бессрочно без определения степени утраты трудоспособности. В связи с этим орган социальной защиты, производящий выплату ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, обратился в районный суд с заявлением об изменении ее размера, который ранее был определен из среднего заработка с учетом степени утраты трудоспособности и по состоянию на 1 января 2013 г. составлял около 15 тыс. рублей. Решением суда компенсация была установлена в твердом размере, составившем для него как для инвалида III группы около 3 тыс. рублей.

КС отметил, что в отличие от названной категории инвалидов-чернобыльцев лица, приобретшие до 15 февраля 2001 г. данный статус и получавшие до этой даты возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, были наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда, причем безотносительно к тому, подлежали ли они переосвидетельствованию, и независимо от результатов такого переосвидетельствования.

Эксперт отметила, что начиная с 2003 г. медико-социальные экспертные учреждения продлевали инвалидность чернобыльцам, но вопрос по определению (продлению) степени утраты трудоспособности экспертами не затрагивался. «Это давало незаконные основания снижать объем суммы возмещения вреда такой категории граждан и переводить инвалидов-чернобыльцев на суммы возмещения в твердых размерах в зависимости от имеющейся у них группы инвалидности, что на практике составляло гораздо меньшие суммы выплат, нежели те, которые ликвидаторы получали до введения изменений в законодательство», – указала Марина Сомова.

В 1997 г. он был признан инвалидом III группы вследствие чернобыльской катастрофы с утратой 60% профессиональной трудоспособности. В 1998 г. в связи с ухудшением течения заболевания он был направлен на досрочное переосвидетельствование, по результатам которого ему установили инвалидность II группы с утратой 90% профессиональной трудоспособности сроком на 5 лет. В 2003 и 2008 гг. наличие у него инвалидности данной группы было подтверждено, при этом освидетельствование в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности не проводилось и, соответственно, степень утраты трудоспособности не изменялась.

Рекомендуем прочесть:  Льготы многодетным семьям в дагестане в 2023

Постановление Конституционного Суда РФ от N 7-П; По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ; О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и в статью 2 Федерального закона; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004

Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда. При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 7 февраля 2012 года N 1-П).

1. Признать пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные нормы в их взаимосвязи — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

Наряду с другими мерами социальной защиты пункт 1 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1) предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии).

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный Закон — исходя из того, что факт установления инвалидности таким лицам однозначно свидетельствует о причинении вреда их здоровью, — выделяет инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в отдельную категорию лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (пункт 2 части первой статьи 13), и гарантирует им социальную защиту путем предоставления различных видов денежных выплат (ежемесячной денежной выплаты; компенсаций за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования (статьи 14, 27.1, 29 и 39), с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 1 июля 2014 года N 20-П).

Они предоставляются в соответствии со статьей 17 Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 Статья 17. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения:

Согласно закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 ст.17 мне полагается доп.оплачиваемый отпуск, который компенсирует государство. Но соц.защита ссылается на ст.22 и отказывает в компенсации. Как я могу обжаловать их решение? Читая закон я отношу себя к ст.17( Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения), а соц.защита относит меня в ст.22 (Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение). Также я получила отказ в компенсации переезда.

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 Статья 22. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение следует что:

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 N 1244-1 Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы следует что:

На денежные выплаты по линии ПФР имеют право не только сами ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от воздействия радиации лица, но и их дети и внуки

для детей и подростков, страдающих болезнями вследствие катастрофы на ЧАЭС или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующих поколений детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей

Кроме того получатели ЕДВ имеют право по линии ПФР также на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ) в натуральном выражении либо в виде денег (в зависимости от индивидуального выбора, который можно изменять на следующий год до 1 октября каждого года). Размер НСУ в денежном выражении составляет 1048,97 рубля в месяц.

Установление ПФР выплат категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1. Размер положенных ежемесячных денежных выплат варьируется в зависимости от конкретной категории. Так, размер ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с 1 февраля 2023 года для них составляет:

Со времён катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, — самого крупного в истории человечества техногенного коллапса, прошло более 30 лет. Несмотря на солидный срок, до сих пор в жизни многих наших сограждан та авария связана не только с воспоминаниями, но и с последствиями для здоровья, которые проявились давно, только сейчас или проявятся в будущем. Для тех, кто пострадал от последствий аварии на ЧАЭС, законодательством определён ряд льгот на федеральном уровне, в том числе – право на получение выплат по линии Пенсионного фонда РФ. Среди граждан, которые могут обращаться за такими выплатами – последующие поколения «чернобыльцев».

Пример 1: Ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году имеет сына 1989 года рождения, который получал ЕДВ до исполнения возраста 18 лет. В 2023 году у сына родился ребенок (внук указанного ликвидатора). Он также имеет право на установление ЕДВ до 18 лет, как ребенок последующего поколения гражданина, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Согласно пункту 7 Правил из числа граждан — участников ведомственной целевой программы, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения (в том числе родившимся в данных зонах после 1 января 1994 года), меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются.

младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (в том числе родившиеся в данных зонах после 30 июня 1986 года) и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (этим гражданам меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы);

Правила выпуска и реализации ГЖС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).

Рекомендуем прочесть:  Признание Договора Недействительным Вследствие Безденежности

Денежные компенсации и иные выплаты гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

В 2013 году во время очередного освидетельствования мужчину признали инвалидом III группы, но определять степень утраты трудоспособности не стали. Этим воспользовался орган социальной защиты, который выплачивал Сизову компенсацию, – он обратился в суд с тем, чтобы уменьшить размер выплат. И добился своего – если раньше Сизов получал порядка 15 000 руб., а размер выплаты определялся из среднего заработка с учетом степени утраты трудоспособности, то суд назначил ему компенсацию в размере 2949 руб.

Мужчине не удалось оспорить это решение – суды вышестоящих инстанций указали, что действующее правовое регулирование не предусматривает изменение размера возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности. Кроме того, граждане, которые были признаны инвалидами до 15 февраля 2001 года, не могут сами выбирать способ определения размера выплат.

В 1987 году Сизов был «ликвидатором», а уже после распада СССР, в 1997 году, его признали инвалидом III группы с потерей 60% трудоспособности. В 1998 году состояние здоровья мужчины ухудшилось, и его признали инвалидом уже II группы с потерей 90% трудоспособности. Это подтвердили переосвидетельствования в 2003 и 2008 годах.

Тогда Сизов обратился с жалобой в Конституционный суд, который указал: действующее законодательство не предполагает возможности уменьшения компенсаций независимо от результатов последующего переосвидетельствования. Это также касается чернобыльцев, которым была установлена более низкая группа инвалидности.

До достижения ребенком возраста полутора лет работодатель ежемесячно перечисляет пособие, исчисленное исходя из 40 процентов среднего заработка сотрудника, и компенсационную выплату в размере 50 рублей (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, Указ Президента от 30.05.1994 № 1110).

  • льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.

Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:

В конце 2023 года принят Федеральный закон от 29.12.2023 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Закон № 388-ФЗ), отдельные положения которого действуют с 01.07.2023. Новшества касаются мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К подобным мерам относятся различного рода компенсации и пособия. Часть из них предоставляют органы соцзащиты, а часть – работодатели (в отношении работающих граждан). Проведем обзор наиболее важных поправок, касающихся работодателей.

Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.

  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС I группы — 18 886,59 руб.;
  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС II группы — 9 443,30 руб.;
  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС III группы — 3 777,30 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности) — 944,35 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам ЧАЭС — 903,28 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1986-1987 гг. — 602,15 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление инвалидам ЧАЭС I — II группы — 1 505,46 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление инвалидам ЧАЭС III группы — 1 204,38 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1986-1987 гг. — 903,28 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1988 г — 602,15 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1989-1990 г — 301,10;
  • ежегодная компенсация на оздоровление эвакуированным из зоны отчуждения — 301,10 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление, проживающим в зоне проживания с правом на отселение — 301,10 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление вынужденным переселенцам из зоны отчуждения — 301,10 руб.;
  • пособие на погребение — 11 456,14 руб.

Гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году и в последующие годы, из зоны отчуждения включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Меры социальной поддержки инвалидов, вследствие чернобыльской катастрофы предоставляются на основании Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

  • оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;
  • использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
  • внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в данном учреждении;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров;
  • единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи;
  • компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;
  • ежегодная компенсация на оздоровление;

Меры социальной поддержки граждан, принимавших в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы предоставляются на основании Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Все нижестоящие суды так и будут ориентироваться на «отказные постановления» судов кассационной инстанции, пока ситуация с толкованием рассматриваемых норм Закона №1244-1 не разрешиться по существу поставленного вопроса на уровне Верховного суда РФ и (или) Конституционного суда РФ!

Фактически Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в Письме ввело новое нормативное правовое регулирование, введя дополнительное и по объективным причинам заведомо невыполнимое требование для получения ЕДВ детьми второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1.

При изложенных обстоятельствах абзац второй пункта 13 Методических указаний не соответствует Закону №1244-1 – нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет признание его не действующим со дня принятия!

И так, что же это за удостоверение и отличается ли оно от того, которое требуется на основании ранее рассмотренного Письма Минтруда? В принципе, не отличается, но Методические указания значительно сужают перечень требуемых видов удостоверений, говоря только о удостоверении, выданном в соответствии с Приказом от 8 декабря 2006 г. № 728/832/166 н, утверждающим Порядок, согласно которому удостоверение выдается:

Во-первых, требование у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) ликвидаторов аварии на ЧАЭС указанного удостоверения в подтверждение факта радиоактивного облучения не основано на Законе №1244-1, так как это удостоверение подтверждает иные факты и обстоятельства и, может совершенно не иметь отношения к факту их радиоактивного облучения, например, это касается:

В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации

1) участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
2) участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1961 г.и проведения защитных мероприятий вдоль р.Теча в 1949-1962 г.;
3) получившего лучевую болезнь, другие заболевания (по перечню) вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча;
4) инвалида вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча;
5) ветерана ПОР

11. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча

— инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС;
— инвалиды вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— инвалиды вследствие участия в действиях ПОР;
— ветераны ПОР (п.п. «а»-«г» п.1 постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 (как инвалиды 3 группы ЧАЭС)

Размер компенсации на всех иждивенцев определяется как разность между всем размером компенсации и частью, приходящейся на кормильца. Размер компенсации на каждого иждивенца определяется путем деления на число иждивенцев размера компенсации, приходящейся на них

Социальная помощь, защита и обеспечение чернобыльцев в России

Учебное пособие посвящено теоретическим вопросам права социального обеспечения. Подробно изложены особенности правоотношений по правовой регламентации минимизации социальных рисков путем пенсионного обеспечения, обеспечения граждан социальными пособиями и выплатами, социального обслуживания и предоставления бесплатной медицинской…

  • оплата транспортных услуг, в том числе по перевозке имущества (если транспорт не предоставлялся бесплатно);
  • компенсирование утраты:
    • домашней утвари (если ее нельзя было вывести ввиду сильного загрязнения);
    • сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и посевов;
    • дачных домиков (выплачивается без учета регистрации претендента на момент аварии);
  • единовременное пособие на переезд.
  • оплата транспортных услуг, в том числе по перевозке имущества (если транспорт не предоставлялся бесплатно);
  • компенсирование утраты:
    • домашней утвари (если ее нельзя было вывести ввиду сильного загрязнения);
    • сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и посевов;
    • дачных домиков (выплачивается без учета регистрации претендента на момент аварии);
  • единовременное пособие на переезд.
  • паспорт или свидетельство о рождении (для несовершеннолетнего);
  • выписку о проживании в пораженном регионе в определенное время (выдает отделение Федеральной миграционной службы);
  • трудовую книжку, в которой есть отметка о работе в загрязненных областях;
  • командировочное удостоверение или справку с места прежнего трудоустройства, подтверждающую участие в ликвидационных или эвакуационных мероприятиях;
  • военный билет с соответствующей отметкой;
  • архивные справки и иное;
  • справку о назначении инвалидности и заключение медико-социальной экспертизы о ее причине.
Рекомендуем прочесть:  Артек Телефоны Региональных Операторов

Также в 2023 году 1 февраля и 1 апреля пройдет индексация страховых пенсий. Каков будет прогнозируемый размер пенсий, пособий и выплат в 2023 году? Кому будет увеличены выплаты в 2023 году? Будет ли проведена индексация работающим пенсионерам в 2023 году? Законопроект о федеральном бюджете на 2023–2023 годы должен быть внесен в Госдуму не позднее 29 сентября.

Изучив жалобу И.В. Рузайкина, Конституционный Суд пришел к выводу, что выплата неполученных денежных компенсаций за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года, исчисленных исходя из денежного довольствия, не связана с фактом подачи соответствующего заявления именно в течение этого периода. Выплата компенсаций (исходя из денежного довольствия, а не в твердой сумме) должна осуществляться как тем гражданам, которые обратились с заявлениями о назначении таких выплат до вступления в силу закона от 12 февраля 2001 года, так и тем, которые обратились после вступления закона в силу.

Таким образом, оспариваемая норма не ущемляет права военнослужащих-инвалидов-чернобыльцев, не обратившихся за возмещением вреда здоровью до вступления оспариваемого закона в силу, поскольку не препятствует назначению им ежемесячных денежных компенсаций, исчисленных исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Военнослужащим, оказавшимся в зоне радиационного излучения после чернобыльской катастрофы, государство обязано возместить вред, причиненный здоровью. Об этом говорится в оглашенном сегодня решении Конституционного Суда. 2 ноября суд рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поводом к рассмотрению послужила жалоба Ивана Рузайкина. По мнению заявителя, поправка к закону о социальной защите «чернобыльцев» нарушает его право на возмещение вреда, причиненного радиацией. Ранее Конституционный Суд отказался принять к рассмотрению 6 жалоб на различные нормы закона, в том числе и статью 2.

Рузайкин полагает, что установление ему фиксированных ежемесячных компенсаций привело к ухудшению его материального положения. Он также лишился признанного за военнослужащими и гарантированного Конституцией права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью.

В 2008 году отставной военный обращался в различные судебные инстанции. Он добивался установления ежемесячных сумм возмещения вреда, аналогичных выплатам до 2001 года. Рузайкин также требовал взыскания недополученных сумм возмещения вреда за период с февраля 2001 года по июнь 2008 года (более 500 тысяч рублей). Однако в удовлетворении иска ему отказали со ссылкой на часть 1 статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года.

Для получения чернобыльских выплат и льгот в 2023 году необходимо оформить удостоверение, подтверждающее факт принадлежности к данной категории льготников, заключение МСЭ о наличии инвалидности, документы, подтверждающие пребывание на зараженной территории в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо свидетельство о смерти кормильца.

Государство старается помочь гражданам, пострадавшим в результате катастрофы в Чернобыле, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В льготную категорию попадают так называемые «чернобыльцы», для которых предусмотрено получение различных выплат и льгот. Чтобы оформить указанный статус, необходимо знать, куда обращаться и какой пакет документов нужно предоставить. Разберем последние новости льгот и выплат чернобыльцам в 2023 году.

Выплаты чернобыльцам в 2023 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.

В число льготников входят и члены семьи пострадавшего, у которых была обнаружена лучевая болезнь. Их принадлежность к категории чернобыльцев обусловлена изменением условий и качества жизни вследствие того, что им приходилось находиться и жить на одной территории с получившим дозу облучения.

  • право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
  • при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
  • обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
  • чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
  • право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
  • при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.

Вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в судебной практике

В пункте 10 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 дано следующее разъяснение: согласно Правилам от 24.12.92, действовавшим до 6 января 2000 г., пострадавший – и только он – имел право выбора того периода работы, который должен браться для расчета среднего заработка при назначении выплат возмещения вреда, причиненного при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, – за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате (либо снижению) трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. Учитывая это, суд при разрешении спора был не вправе вопреки воле инвалида по требованию ответчика либо по своей инициативе исчислить средний месячный заработок за 12 месяцев перед установлением инвалидности.

В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.

В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Следует признать, что порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам в данной ситуации невозможен, поскольку Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.05 № 26 предусматривает такую возможность только в целях пересмотра тех решений, которыми нарушены права граждан, и расширительному толкованию не подлежит. Исходя из принципов правовой определенности положения гражданина, стабильности судебного решения и недопустимости ухудшения правового положения гражданина при пересмотре судебного решения, такие решения пересмотрены быть не могут.

Между тем на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катаст­рофы, отсутствовала. Кроме того, в действующем законодательстве отсут­ствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Судом установлено, что 23 января 2023 года П*** Н*** М***, 23 января 19** года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № ***5066 от 21 марта 2023 года П*** Н.М. в назначении досрочной пенсии по старости отказано из-за отсутствия права, поскольку трудовая деятельность П*** Н.М. после 25.06.1986 года проходила на территориях которые не подвергались воздействие ЧАЭС(л.д.8).

При наличии права на пенсию, каждому гражданину может быть назначена пенсия соответствующего вида по его заявлению, при этом, реализация такого права зависит от волеизъявления обладателя этого права. В случае же, если гражданин в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с иной даты, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Представитель ответчика по доверенности М*** К.И. в судебное заседание явился, ранее представив письменные возражения (л.д.22-23) с заявленными требованиями не согласился, настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований, пояснив, что применение ст.35 ФЗ № 1244-1 не представляется возможным, поскольку в удостоверении истца указано, что она добровольно выехала с территории отселения, следовательно данная зона применяется, как территория зоны проживания с правом на отселение.

Истцом в качестве доказательств заявленных требовании предоставлены суду: копия трудовой книжки(л.д.11-17) Справка 28.06.1993 года № **07 выданная Администрацией г.Новозыбков, Управления организации работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС подтверждающая, что П***Н.М. с 26.04.1986 года по 25.06.1986 года проживала в г. Новозыбкове Брянской области входящего в результате аварии на ЧАЭС в зону отселения(л.д. 10); согласно копии удостоверения серии АЗ № ***841 выданного 16 августа 1993 года Департаментом социальной защиты населения г.Москвы выехавшей добровольно из зоны отселения П*** Н.М. проживавшей 26.04.1986 года по 25.06.1986 года в г. Новозыбкове Брянской области(л.д.9).

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2023 N 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» г.Новозыбков Брянской области отнесены к зоне проживания с правом на отселение; ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» г.Новозыбков Брянской области был отнесен к зоне отселения.

Если бы в п.9 ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г речь шла ТОЛЬКО о детях, родители которых непосредственно подверглись воздействию радиации, то там так и было бы написано, однако в указанном пункте закона указано, что вычетом обладают дети первого и последующих поколений граждан, а значит речь идет не только о праве детей, лиц непосредственно подвергшихся воздействию радиации но и их внуков (как лиц последующих поколений).

Таким образом, указанное правовое регулирование, направлено на осуществление социальной защиты как граждан, подвергшихся непосредственному радиационному воздействию, так и их детей первого и последующих поколений в связи с последствиями радиационного воздействия на родителей».

Между тем, детьми ликвидаторов заявляется требование основанное на п.9 ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г, о предоставлении ЕДВ их сыновьям и дочерям (внукам ликвидаторов), как детям последующих поколений граждан, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы.

И подобные судебные постановления, отменяющие решения вынесенные в пользу внуков ликвидаторов посыпались как из рога изобилия (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2023г по делу № 88-18951/2023, определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2023г по делу № 88-8291/2023 и т.д.).

Соответственно ТОЛЬКО вышеуказанным лицам и ТОЛЬКО в вышеуказанных случаях выдается одно из вышеуказанных специальных удостоверений. Выдача удостоверений их детям и внукам, как лицам первого и последующих поколений, законом не предусмотрена.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах