Взыскание Ущерба Причиненного Государству

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Всем привет, если еще не знакомы с нашими материалами, то они отличаются сжатостью и только необходимой информацией, поэтому всегда можно быстро разобраться в любом вопросе. Сегодня раскроем такую тему как — Взыскание Ущерба Причиненного Государству. Скорее всего Вы думаете, что это сложно и непонятно, но мы расскажем это простым языком, так чтобы у Вас не осталось дополнительных вопросов. Но если у Вас все же есть недопонимание изложенного материала, то наш дежурный юрист проконсультирует Вас любым, удобным способом.

В п. 12 Постановления содержится также указание о том, что при удовлетворении иска взыскание должно производиться за счет средств соответствующего бюджета (казны), а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества соответствующей казны.

Из этой нормы вытекает, что: во-первых, убытки возмещаются на одном из трех уровней за счет соответствующей казны; во-вторых, к органам государства или к муниципальным образованиям требования о возмещении убытков предъявляться не должны, т.к. за них отвечает казна; в-третьих, те же требования и по тем же мотивам не могут предъявляться к должностным лицам.

Содержание

Комментарии к ст. 16 ГК РФ

Бездействием является неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на соответствующий орган (непринятие акта, несовершение действий). Разновидность бездействия — уклонение, упоминаемое в ст. 51 ГК и иных нормах.

Прим. : п.п. 1 — 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2023г. утратили силу в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2023 N 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Взыскание Ущерба Причиненного Государству

Общими условиями наступления деликтной ответственности служат наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, вина причинителя вреда и причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом. При отсутствии хотя бы одного из условий в удовлетворении исковых требований о возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) субъекта власти будет отказано.

Рекомендуем прочесть:  Будут Ли Выселять Девятиэтажные Дома Когда

2. Кто является ответчиком?

Если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, то есть, судом установлен факт недофинансирования Министерством Финансов РФ, надлежащим ответчиком является не главный распорядитель бюджетных средств, а Министерство Финансов РФ. Например, ВАС РФ в определении от 22 декабря 2023г. № 16745/08 указывал:

Последовательность действий для возмещения убытков, причиненных государственными органами, включает порядок обращения в государственный орган, а при наличии разногласий по поводу причиненного ущерба – обращение в суд. При этом обращение в государственный орган не является обязательной процедурой, которая должна предшествовать обращению в суд. Гражданин вправе выбрать порядок возмещения убытков.

Возмещение вреда, причиненного органами государственной власти

  • Наименование государственного органа или должностное лицо, которому адресуется обращение
  • Свои фамилию, имя, отчество
  • Почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа на обращение
  • Личная подпись
  • Дата обращения

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами

Обязанность оплатить государственную пошлину при подаче иска о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, не распространяется на истцов по искам о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием, а также малоимущие лица и инвалиды. Ряд оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины распространяются только на случаи, когда цена иска не превышает 1000 000 рублей.

Имущественный вред представляет собой отрицательные последствия, выразившиеся в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения права или блага, принадлежащего потерпевшему. Имущественный вред может наступить при нарушении как имущественных (повреждение, уничтожение имущества потерпевшего), так и неимущественных прав (причинение вреда здоровью, что повлекло потерю трудоспособности и потерю заработка).

Возмещения вреда, причиненного госорганами, органами местного самоуправления, должностными лицами

При этом имеется исключение из общего правила, согласно которому моральный вред компенсируется при наличии вины причинителя. В силу положений ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя этого вреда в случае, если вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Что такое «вред» по закону?

Так, сначала А.М. Эрделевский, а потом и М.М. Громзин отмечали, что необходимо составить таблицы с помощью обоснованных математических моделей законодательного утверждения, полученных в процессе исследования результатов, которые целесообразно представить в форме инструкции по определению сумм компенсаций морального вреда всех видов. На наш взгляд, такой подход можно использовать только для определения денежного минимума возмещения вреда, и нельзя ставить размер морального вреда в полную зависимость от этого метода.

Если гражданин стал жертвой бездействия должностных лиц, он имеет право потребовать возмещения причиненного ему вреда. Эти убытки должны быть компенсированы в полной мере. К сожалению, так бывает не всегда. Получить полную компенсацию за причиненные неудобства сложнее всего тогда, когда дело касается транспортного законодательства. Если по вине должностных лиц был утрачен или поврежден груз, багаж, возникли просрочки с доставкой и так далее, добиться полного возмещения убытков будет сложно.

Рекомендуем прочесть:  Прораб договор о полной материальной ответственности

Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления

В первую часть понятия входят расходы, которые должна понести пострадавшая сторона, чтобы восстановить все, что было нарушено в результате вреда, причиненного должностными лицами. При этом суд возьмет во внимание только те расходы, которые были произведены до заседания. Будущие расходы в расчет браться не будут.

Всегда ли возможно полное возмещение убытков?

В понятие бездействия входит то, что органы местного самоуправления или государственные структуры не выполняли действия, которые должны были совершать. При этом должностные лица никакой ответственности за совершенное «бездействие» не несут, поэтому потерпевший не может предъявлять к ним требования о возмещении причиненных ему убытков.

Таким образом, ответчиком по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. Так, например, если вред причинен незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, то надлежащим ответчиком, на основании п. 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, будет являться Федеральная служба судебных приставов России. Согласно п.п. 8, п.6 Указа Президента РФ № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», «ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций». Требование должно быть сформулировано следующим образом: «взыскать убытки, причиненные незаконными действиями с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет казны Российской Федерации». При причинении вреда незаконными действиями иных органов либо должностных лиц надлежащий ответчик определяется аналогично. Например:

Взыскание Ущерба Причиненного Государству

АПК РФ допускает рассмотрение дела в раздельных заседаниях. Согласно ч. 1-3 статьи 160 АПК РФ, «в случае, если в одном заявлении соединены требование об установлении оснований ответственности ответчика и связанное с ним требование о применении мер ответственности, арбитражный суд вправе с согласия сторон рассмотреть такие требования в раздельных судебных заседаниях… При отказе в удовлетворении требования об установлении оснований ответственности ответчика арбитражный суд не рассматривает связанное с ним требование о применении мер ответственности и второе судебное заседание не проводит… В случае удовлетворения требования об установлении оснований ответственности ответчика арбитражный суд сразу же или после перерыва, срок которого не может превышать пять дней, вправе провести второе судебное заседание и в этом судебном заседании рассмотреть требование о применении мер ответственности, в том числе определить размер взыскиваемой суммы. По результатам рассмотрения арбитражный суд принимает решение по всем заявленным требованиям…»

Рекомендуем прочесть:  Как в исковые требования включить затраты по уплате госпошлины и почтовые

2. Кто является ответчиком?

Поэтому для привлечения Российской Федерации к ответственности за действия (бездействие) государственных органов либо их должностных лиц также необходима совокупность условий, необходимых для привлечения к деликтной ответственности.

Субъектами имущественной ответственности при причинении убытков выступают соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ст.124 ГК РФ). Органы государственной власти приобретают и осуществляют права и обязанности не самостоятельно, а от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.1 ст.125 ГК РФ); органы местного самоуправления — от имени муниципальных образований (п.2 ст.125 ГК РФ).

Взыскание убытков, причиненных государственными органами

При таких обстоятельствах наличия причинной связи между действиями налоговой инспекции, поздним севом и гибелью посевов не наблюдается, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований нет (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.1996 N 7369/95).

Что такое убытки

Возмещение вреда, причиненного правомерными действиями, как правило, перелагается на лицо, в чьих интересах действовал причинитель. Если это не представляется возможным, суд может полностью или частично освободить от ответственности как причинителя вреда, так и третье лицо, в интересах которого он действовал (абз.2 ст.1067 ГК РФ). Так, в одном из дел ВАС РФ признал действия властей г. Москвы по устранению последствий аварии совершенными в состоянии крайней необходимости и одновременно рекомендовал суду применить абз.2 ст.1067 ГК РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 10.01.2023 N 5737/00).

Признание деяние властных структур незаконным, суд решает вопрос о возмещении вреда. Ст. 1082 Гражданского кодекса (ГК РФ) предусматривает возможность возмещения вреда в натуре, а также возмещение причиненных убытков [2]. На практике преобладает второй способ [3, с. 59].

Порядок возмещения вреда, причинённого государственными органами и должностными лицами Текст научной статьи по специальности — Право

4. Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2023. № 1. С. 27-29.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шубин Даниил Владимирович

Вопрос размера возмещения вреда, причиненного органами власти, остается открытым. Необходимо законодательное закрепление порядка определения такого размера, поскольку при одних и тех же обстоятельствах и условиях причинения вреда решение о его возмещении может быть разным.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах