Бюджетное Учреждение-На Каком Счете Учитывается Имущество В Пользовании 2023

Счет 01 Имущество, полученное в пользование

Передача используемого безвозмездно учреждением объекта нефинансовых активов субарендатору (иному пользователю) отражается на основании акта приема-передачи по забалансовому счету путем изменения материально ответственного лица, с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

333. Счет предназначен для учета: имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды (имущества казны и иного имущества, полученного на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя); имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления); имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; ценностей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части — по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации); прав ограниченного пользования чужими земельными участками (в том числе сервитут); объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.

Выбытие объекта с забалансового учета при возврате имущества балансодержателю (собственнику), прекращении права пользования, принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

334. Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе объектов имущества (имущественных прав), собственников (балансодержателей) имущества, а также по учетным (инвентарным, серийным, реестровым) номерам, указанным в акте приема-передачи (ином документе).

Обеспечение (имущество, за исключением денежных средств) принимается к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.

Счет применяют для учета расчетов при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России или платежных агентов. Аналитический учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или другим выплатам.

  • активы, которые по решению учредителя учреждение использует без закрепления права оперативного управления;
  • ценности, что по законодательству не отражают на балансе учреждения: музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, права ограниченного пользования чужими земельными участками.
  • Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
  • Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»
  • Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема учета: поступление отражают только по дебету, а выбытие — по кредиту, без корреспонденций.
  • Данные по забалансовым счетам не обязательно отражать в журналах операций и Главной книге.
  • Все материальные ценности и другие активы и обязательства, которые учитывают на забалансовых счетах, инвентаризируют в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Счет 01 Имущество, полученное в пользование

На счете 01.13 «Завершенные объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления (до государственной регистрации) (недвижимое имущество)» учитываются завершенные объекты капитального строительства (недвижимое имущество), по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления (до государственной регистрации).

На счете 01.36 «Имущество, полученное по иным основаниям (движимое имущество)» учитывается имущество по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включенное на учет по счетам 01.31 «Имущество, полученное учреждением в пользование по решению собственника (учредителя) (движимое имущество)», 01.32 «Имущество, полученное учреждением в пользование в силу закона (движимое имущество)», 01.35 «Музейные ценности (музейные предметы, музейные коллекции) (движимое имущество)», 01.36 «Имущество по иным основаниям (движимое имущество)».

Аналитика внутри группы забалансового счета «30» «Имущество, полученное учреждением в пользование (движимое имущество)» осуществляется в разрезе забалансовых счетов, содержащих соответствующий код группы забалансового счета и соответствующие коды аналитического учета группы забалансового счета:

Аналитика внутри группы забалансового счета «10» «Имущество, полученное учреждением в пользование (недвижимое имущество)» осуществляется в разрезе забалансовых счетов, содержащих соответствующий код группы забалансового счета и соответствующие коды аналитического учета группы забалансового счета:

На счете 01.16 «Имущество, полученное по иным основаниям (недвижимое имущество)» учитывается недвижимое имущество, полученное по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включенное в учет по счетам 01.11 «Имущество, полученное учреждением в пользование по решению собственника (учредителя) (недвижимое имущество)», 01.12 «Имущество, полученное учреждением в пользование в силу закона (недвижимое имущество)», 01.13 «Завершенные объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления (до государственной регистрации) (недвижимое имущество)», 01.14 «Права ограниченного пользования чужими земельными участками (в том числе сервитуты)».

Перевод на баланс прав пользования НМА, учтенных за балансом

В Едином плане счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2023 № 198н), права в соответствии с лицензионными договорами (права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами) либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:

Также следует указать Контрагента — правообладателя и Договор — правовое основание прав пользования нематериальными активами, поскольку в программе по счету 111 60 ведется аналитический учет по контрагентам и договорам в соответствии с пунктом 151.3 Инструкции № 157н.

В качестве одного инвентарного объекта НМА признаются объекты, включающие несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология, иные аналогичные объекты).

Приказом Минфина России от 14.09.2023 № 198н из описания забалансового счета 01 (п. 333 Инструкции № 157н) с 01.01.2023 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на РИД. То есть с 01.01.2023 неисключительные права пользования на РИД более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать соответствующий объект с забалансового счета 01, независимо от того, что срок действия лицензии еще не истек. Если СПИ неисключительного права на РИД больше года, расходы будущих периодов формируют стоимость объекта учета — прав пользования НМА, в учете следует оформить операции:

Таким образом, если на 01.01.2023 на счете 401.50 учитываются расходы, связанные с приобретением лицензионного права на РИД, и срок его полезного использования меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2023 года:

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2023 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120234 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120239 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».

  • на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
  • на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».
  • Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Например, в бюджетном учреждении согласно приказу 174н, он имеет следующие группы счетов:010610000 «Вложения в недвижимое имущество»;
  • 010620000 «Вложения в особо ценное движимое имущество»;
  • 010630000 «Вложения в иное движимое имущество»;
  • 010640000 «Вложения в объекты финаренды»;
  • 010660000 «Вложения в права пользования НМА»;
  • 010690000 «Вложения в имущество концедента».
Рекомендуем прочесть:  Компенсационный Фонд Долевого Строительства 214 Фз

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2023-2023 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.

В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).

В разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, в отношении которых предоставлены государственные (муниципальные) гарантии; видов гарантий, видов долга (внутренний, внешний), правовых оснований (договоров, контрактов), кодов бюджетной классификации, элементов бюджетов, регистрационных номеров (п. 354)

материальные ценности, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов (например, основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, введенные в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости; бланки строгой отчетности; переходящие награды; имущество, приобретенное в целях награждения или дарения (призы, кубки, ценные подарки, сувениры);

В разрезе объектов имущества (имущественных прав), местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц, собственников (балансодержателей) имущества, а также по учетным (инвентарным, серийным, реестровым) номерам, указанным в акте приема-передачи (ином документе), в разрезе правовых оснований, кодов классификации операций сектора государственного управления (п. 334)

Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4)

В разрезе видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность учреждения по кредиторам, с указанием их полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности в целях регистрации принятого (принимаемого) денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты, за исключением кредиторской задолженности, связанной с переплатами в бюджет, которая ведется в разрезе видов платежей; кодов классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов, кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, кодов финансового обеспечения (п. 372)

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2023-2023

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2023 год

По бюджетным нормативам, расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Трехзначный шифр — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции. Кодификатор включает в себя группу, статью и подстатью.

Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации установлен в Приказе Минфина № 85н от 06.06.2023: виды расходов КОСГУ обновили после вступления в силу Приказа Минфина № 75н от 08.06.2023. Нормативом обновлен порядок применения КВР для бюджетных учреждений — бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.

  • КВР 122 и подстатья 296 в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
  • КВР 730 и подстатья 730 в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.

С 2023 года коды КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но используются в учете и отчетности. В 2023 году необходимо применять их для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. В Приказе № 209н указано, что такое КОСГУ в бухгалтерии, — коды для оперативного учета в бюджетном учреждении. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. от 28.12.2023).

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2023 г

Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

В Инструкции с 2023 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2023 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2023 г.

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.

Так как передача основных средств в личное пользование отражается в учете путем их внутреннего перемещения на счете 101 00 с увеличением забалансового счета 27*(13) , то возврат на склад отражается также путем внутреннего перемещения объекта основного средства с уменьшением забалансового счета 27:

Однако положения Инструкций №№ 162н, 174н и 183н*(8) содержат и «прямые» бухгалтерские записи для принятия к учету материальных запасов на соответствующий счет 105 00 сразу со счета 302 34 или 208 34 без использования счета 106 04 (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). При этом, если необходимо сформировать первоначальную стоимость материального запаса, то необходимо сначала «собрать» ее именно на счете 106 04 и только потом отразить принятие к учету материального запаса по сформированной стоимости.

  • есть ли документальное подтверждение существования неисключительного права?
  • составляет ли срок полезного использования неисключительного права пользования РИД, определенный на 01.01.2023, более 12 месяцев?
  • соответствует ли неисключительное право на РИД понятию «актива»? То есть возможно ли получить от его использования полезный потенциал и экономические выгоды?
  • является ли неисключительное право пользования нематериальным активом идентифицируемым*(4)?
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, до регистрации в ЕГРН: забалансовый счет 01*(9);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, после регистрации в ЕГРН: счет 103 11.

С 2023 года в соответствии с положениями Федерального стандарта «Нематериальные активы»*(1) неисключительные права на РИД учитываются в составе нематериальных активов на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами». При этом в 23 разряде номера счета необходимо указать конкретную букву, детализирующую счет 111 60 в зависимости от вида нематериального актива. Такая группировка разработана с учетом положений Федерального стандарта «Нематериальные активы» и ОКОФ*(2)(3):

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2023 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2023 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2023 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

Рекомендуем прочесть:  Доказательство лжи в суде

5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2023 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2023, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2023, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2023 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2023 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2023 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2023 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

Вместе с тем, согласно п. 9 СГС «Нематериальные активы», инвентарным объектом НМА признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и/или возникающих из договора (госконтракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего право на созданные результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации).

  • признание (принятие к бухучету);
  • оценка при признании по первоначальной стоимости (в результате обменных/необменных операций, создание собственными силами);
  • последующая оценка;
  • амортизация;
  • обесценение;
  • прекращение признания (выбытие с бухучета);
  • раскрытие информации об объектах НМА (результатах операций с ними) в отчетности;
  • первое применение и переходные положения.
  • дебет счета 01066X352 «Увеличение вложений в права пользования НМА с определенным сроком полезного использования» и кредит 040150226 «Расходы будущих периодов по прочим работам, услугам»;
  • Дт 01116X352 «Увеличение прав пользования НМА с определенным сроком полезного использования» и Кт 01066X352 «Увеличение вложений в права пользования НМА с определенным сроком полезного использования» (в сумме стоимости неисключительного права пользования НМА, отраженной на счете 040150000 на 01.01.2023) с одновременным уменьшением забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Признание в бюджетном учете неисключительных прав на РИД, расходы по которым до 01.01.2023 не подлежали балансовому учету (относили на фин. результат текущего периода), в связи с вступлением в силу СГС «Нематериальные активы» осуществляют операциями межотчетного периода – по Дт 01116X353 «Увеличение прав пользования НМА с неопределенным сроком полезного использования» и Кт 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по справедливой стоимости.

  • объект нефинансовых активов;
  • предназначен для неоднократного и/или постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев;
  • не имеет материально-вещественной формы;
  • возможна идентификация (выделение, отделение) от другого имущества, в отношении которого при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.

  1. Вычислительная техника.
  2. Информационное оборудование.
  3. Машины и иное оборудование.
  4. Оборудование систем связи.
  5. Оргтехника.
  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.
  7. Средства измерения и управления.
  8. Транспортные средства.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Согласно п. 4 данного положения выбытие (списание) недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, осуществляется только по согласованию с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Перед тем как направить соответствующие документы по списанию ОЦИ на согласование учредителю, в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона № 174‑ФЗ данное решение должно быть согласовано с наблюдательным советом автономного учреждения.

Согласно п. 150 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счетов 0 504 00 100 отражает сумму прогнозных (плановых) показателей по доходам (поступлениям) на соответствующий финансовый год с учетом их изменений.

В инструкцию, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), не вносились изменения в части учета нематериальных активов, полученных в пользование учреждением (лицензиатом). Согласно п. 66 Инструкции № 157н такие объекты по-прежнему учитываются на забалансовом счете 01 по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

Амортизация объекта основных средств, переданного в операционную аренду, начисляется линейным способом с учетом срока завершения начисления амортизации, нормы амортизационных начислений, определенных при принятии объекта к учету, и включается в расходы текущего финансового периода. Это установлено п. 24 СГС «Аренда» и разъясняется в разд. III.3 Методических рекомендаций.

1 Если доход текущего года от предоставления права пользования активом признается в соответствии с графиком получения арендных платежей, разница между кредитовым показателем (остатком) по счету 0 401 40 121 и дебетовым показателем (остатком) по счету 0 205 21 000 отражает:

Право пользования программными продуктами к материальным ценностям не относится. Передача прав на результаты интеллектуальной деятельности регулируется частью четвертой ГК РФ. Положения о договорах аренды или безвозмездного пользования в этом случае не применяются. Следовательно, на предоставление (получение) прав пользования нематериальными активами требования СГС «Аренда» не распространяются.

Ос с 2023 года в бюджете

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по справедливой стоимости предмета лизинга за минусом авансов, уплаченных вами до его получения. Справедливая стоимость — цена покупки имущества лизингодателем. На остаток обязательства ежемесячно начисляйте проценты по ставке, которая дисконтирует будущие платежи до справедливой стоимости. А затем уменьшайте обязательство с процентами на текущие платежи.

О том, что расходы можно было бы и увеличить, говорил и лидер фракции КПРФ Александр Ткачёв. Он упрекнул разработчиков бюджета в занижении плана по доходам в среднем на 13% каждый год. По мнению Ткачёва, по этой причине неизрасходованные остатки распределяются спешно в конце года. Министр финансов Данил Ситников возразил, отметив, что средства остаются в качестве запасов и осваиваются в следующем году, в том числе на покрытие дефицита.

Рекомендуем прочесть:  Прерывание Стажа Уменьшается Больничный

Суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» или «ошибочно перечисленные» налоги. К примеру, если в платежном поручении указали неверный КБК, плательщиком которого организация не является, то это не будет относиться к «излишне уплаченным», так как уплата произошла в случае технической ошибки при заполнении платежного поручения. При таких условиях организация имеет право затребовать зачет перечисленной суммы в счет платежа, который должен быть осуществлен изначально. Суды подтверждают правомерность таких требований со стороны плательщика.

Перед голосованием в Госдуме выступал нынешний министр финансов Антон Силуанов и бывший министр, а ныне глава Счетной Палаты Алексей Кудрин. Они рассказали, что бюджет будет строиться на приоритетных программах и мероприятиях, а также решать проблемы, вызванные пандемией.

Письмо; Минфина России N 02-06-07/97427, Казначейства России N 07-04-05/02-29373 от; О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой консолидированной бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2023 год

Обращаем внимание, что в соответствии с разделом IV приложения 11 к приказу Минфина России от 08.06.2023 N 99н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов)» (далее — Приказ N 99н) для отражения операций загранучреждений по дополнительным источникам применение КБК осуществляется по направлению 90038 «Дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, находящимися за пределами Российской Федерации за счет неиспользованных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января текущего года и средств, полученных от приносящей доходы деятельности», за исключением операций на выплаты публичных нормативных обязательств, подлежащих отражению в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации по обособленным направлениям расходов классификации расходов.

г) кредиторская задолженность, отраженная на счетах аналитического учета счета 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» в части расчетов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, может являться просроченной в случае нарушения сроков возврата до момента ее взыскания или урегулирования;

Показатели по счетам 1 401 10 191, 1 401 10 195, 1 401 10 189 отражаются с учетом положений пункта 14 Приказа N 85н по соответствующим детализированным кодам видов доходов 2 07 10010 01 0000 180 «Прочие безвозмездные неденежные поступления в федеральный бюджет» с учетом положений пункта 13 Приказа N 85н с указанием подвида «0000».

в) кредиту номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199 «Доходы экономического субъекта от прочих неденежных безвозмездных поступлений» — при раскрытии информации о принятии на учет земельных участков, иных нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, а также, в частности, при принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот посредством предоставления их в аренду;

7.9. Дополнительно главными распорядителями средств федерального бюджета в составе сводной Пояснительной записки (ф. 0503160) представляются Сведения (ф. 0503178) в части операций по кассовым операциям загранучреждений по расходам на выполнение функций указанных учреждений, произведенных сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в пределах неиспользованных остатков средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности по состоянию на 1 января 2023 года, а также доходов, полученных загранучреждениями в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности (по разрешенным им видам деятельности).

Бюджетное Учреждение-На Каком Счете Учитывается Имущество В Пользовании 2023

Достаточно часто бюджетные учреждения обращаются к собственнику с потребностью о наделении их дорогостоящим имуществом либо собственник по своей инициативе безвозмездно передает нефинансовые активы. Однако далеко не всегда удается определить, насколько объективна потребность организаций в запрашиваемом имуществе и насколько эффективно используются нефинансовые активы, которые уже есть у учреждений. Юлия Кулагина, ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ, рассказывает как решить вопрос эффективной организации учета имущества.

Так, в большинстве случаев государственные (муниципальные) учреждения вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, без согласования собственником за исключением случаев:

  • распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом, закрепленным за ними собственником;
  • приобретенным государственными (муниципальными) учреждениями движимым и недвижимым имуществом за счет выделенных собственником, для таких целей средств.

Всем остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, в том числе приобретённым за счет собственных доходов, государственные (муниципальные) учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение составляют казенные учреждения, которые не вправе отчуждать либо распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Из наиболее часто встречающихся нарушений, которые допускаются государственными (муниципальными) учреждениями, можно выделить следующие:

  • несоблюдение порядка распоряжением имущества;
  • нарушения порядка списания имущества;
  • нарушения порядка использования земельных участков, находящихся в аренде или пользовании учреждения;
  • необеспечение сохранности государственной (муниципальной) собственности;
  • неэффективное использование имущества;
  • нарушения, связанные с ремонтом и реконструкцией объектов имущества;
  • нарушения бухгалтерского учета поступления и выбытия имущества.

Из перечисленного перечня хотелось бы более подробно остановиться на таком виде нарушений, как неэффективное использование имущества. Данный термин вызывает массу вопросов у всех участников контроля, поскольку на законодательном уровне не дано определения понятию «неэффективное использования имущества». Очень часто органы, осуществляющие контроль, приравнивают понятия «неэффективно используемое имущество» и «длительно неиспользуемое имущество». Отсутствие установленных критериев эффективности управления имуществом, отсутствие измеримых критериев оценки, справедливости (сведению к минимуму субъективных подходов к оценке), реализуемости, регулярности, также порождает массу противоречий. В целях разрешения существующих противоречий необходимо уточнение законодательной базы на федеральном уровне.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМУЩЕСТВА: РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ
Исходя из анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности, государственными (муниципальными) полномочиями по определению порядка, формы и метода контроля за деятельностью учреждений наделены субъекты РФ и муниципальные образования, которые, в свою очередь, обязаны закрепить перечисленные требования нормативно.

Однако в виду отсутствия методологии единого подхода к определению требований по контролю за деятельностью государственными (муниципальными) учреждениями на региональном и муниципальном уровнях очень часто как у органов, осуществляющих контроль, так и у проверяемых возникают множественные вопросы. Среди наиболее частых вопросов:

  • как осуществлять контроль и что именно следует контролировать в деятельности учреждений;
  • какими критериями необходимо руководствоваться при определении нарушений.

В связи с чем, между участниками процесса контроля за использованием имущества возникает большое количество разногласий, которое разрешается в большинстве случаев в судебном порядке. Это свидетельствует о наличии явной потребности в закреплении на федеральном уровне методики осуществления контроля за использованием имущества, что позволит оптимизировать соответствующие процедуры.

Когда срок действия договора на передачу прав пользования НМА свыше 12 месяцев закончится, стоимость права пользования уменьшите на сумму начисленной амортизации и обесценения за время действия договора. Операции делайте на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

На права с неопределенным сроком использования амортизацию не начисляйте. Ограничение действует до тех пор, пока не установите такой срок. Чтобы начать начислять амортизацию, проведите реклассификацию – переведите права в состав прав с определенным сроком использования. Как это сделать, читайте в рекомендации.

Неисключительные права пользования НМА учитывайте по стоимости, которая указана в лицензионном или другом договоре. Не включайте в стоимость платежи по обновлению программного обеспечения, информационных систем, баз данных по отдельным договорам. Такие расходы списывайте на финансовый результат. Вывод следует из примера, который Минфин привел в Методичке к СГС «Нематериальные активы».

Ежемесячно на права пользования НМА с определенным сроком использования начисляйте амортизацию на счете 104.6Х.452. Специальных правил, как амортизировать неисключительные права, нет, поэтому закрепите их в учетной политике. За основу возьмите правила для нематериальных активов.

Если решили не учитывать права за балансом, используйте порядок признания в бухучете безвозмездно полученных работ и услуг. Такие доходы можно не отражать в учете, если раскроете информацию о них в разделе 2 «Результаты деятельности. » текстовой части Пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности (п. 43 СГС «Доходы»).

Если договор аренды учитывает передачу объекта в безвозмездное пользование (а именно поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях в безвозмездное срочное пользование), то в учете делается запись:

В последнее время государственный сектор экономики в сфере регулирования и организации бухгалтерского учета, а также при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности испытывает существенные преобразования. Данные преобразования в учете отмечаются с 2023 года, то есть с периода, когда бюджетные учреждения переходят на новые стандарты. При разработке и окончательном применении новых стандартов бюджетные учреждения должны будут создать совершенную базу для ведения учета и составления отчетности в секторе государственного управления.

Группировка с кодом 40 применялась в учете бюджетных учреждениях и до введения СГС «Аренда» в 2023 году, но использовалась только в отношении предметов лизинга (для их отражения в учете бюджетного учреждения). Право пользования активом возникает в рамках операционной аренды у принимающей стороны (арендатора, пользователя имуществом). В соответствии с п. 20 СГС «Аренда» право пользования активом отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Введение в практику новых счетов бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора сопряжено возникновением у бухгалтеров большого количества вопросов при их практической реализации. Так одним из спорных вопросов является применение нового балансового счета 0 111 00 000 «Право пользования активами», предназначенный для учета объектов операционной аренды — прав пользования активами, осуществляемого арендатором в соответствии со стандартом СГС «Аренда» (согласно Приказу Минфина РФ от 31.12.16 № 258н). Права пользования активами учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 40 «Права пользования активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета включают:

СГС «Аренда» был разработан по примеру МСФО 16 «Аренда» и содержит положения аналогичные этому стандарту. МСФО (IFRS) 16 затрагивает арендаторов, которые участвуют в операционной аренде. В соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда» в бухгалтерском учете арендатора признается в качестве актива право пользования. Пункт 47 МСФО (IFRS) 16 «Аренда» предусматривает два способа представления в бухгалтерском балансе такого права пользования:

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах