Косгу У Счетов 17 И 18

Внутренние обороты денежных средств государственного учреждения в 1С: БГУ 8 редакции 2

Довольно часто бухгалтеры государственных учреждений сталкиваются с необходимостью учета внутренних оборотов денежных средств. Эти хозяйственные операции временами вызывают трудности, так как в них используется сразу несколько забалансовых счетов. В статье мы рассмотрим порядок проведения в программе 1С: БГУ операций по внутренним оборотам денежных средств бюджетных и автономных учреждений (для них он будет идентичен), а также порядок получения наличных с лицевого счета казенного учреждения.

Для начала – небольшое пояснение по использованию забалансовых счетов. Согласно приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 31.03.2023) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» к балансовому счету 201 (кроме счета 201.35) и балансовому счету 210.03 открываются забалансовые счета 17 и 18, уточняющие поступления и выбытия денежных средств на счета бюджетов по бюджетной аналитике.

Если в бухгалтерской записи участвует один из кассовых счетов, то запись по нему обязательно дублируется записью по забалансовому счету. В 1С: Бухгалтерии государственного учреждения установлено следующее соответствие по данным балансовым и забалансовым счетам.

Рассмотрим небольшой практический пример: бюджетное учреждение МБОУ «Гимназия № 1» оказывает платные образовательные услуги, за которые родители учащихся могут рассчитаться наличными. В конце дня денежные средства, поступившие в кассу, передаются ответственному лицу дирекции, которое вносит их на карту, а в последующем – деньги поступают на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства.

Четвертая группа операций – это отражение возврата субсидий и дебиторской задолженности прошлых лет. Ранее было рассмотрено, что поступления доходов отражается по дебету счета 17 по кодам доходов, возврат доходов – по кредиту счета 17 по тем же кодам доходов. Выплаты отражаются по кредиту счета 18 по кодам расходов, восстановление расходов – по дебету счета 18 по тем же кодам расходов.

Если учреждению необходимо отразить расход текущего года по соответствующему коду вида расхода (КВР), то параллельно с отражением выбытия денежных средств с лицевого счета или же выбытия наличных денежных средств из кассы, необходимо формировать проводку по счету кредиту 18.01 или 18.34 по соответствующему аналитическому кода расхода.

В данных операциях нужно учитывать, что дополнительные проводки по забалнсовым счетам формируются не только к счету 201.11 и 201.34, но и к счету 210.03. Операции по движению наличных денежных средств между кассой и лицевым счетом попадают в раздел 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строках 710, 720 (как «общий оборот» по счетам 201.11 и 210.03) и в строках 731 и 732 (как «внутренний оборот» между счетами и кассой).

Согласно п. 43 Инструкции № 33н в графах 5, 6, 7 раздела «Расходы учреждения» показатели отражаются на основании аналитических данных по видам расходов, отраженным на забалансовых счетах 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к тем же самым счетам, что и 17 счет.

Рассмотрим ситуацию поступления доходов в Учреждение А от оказания платных услуг. Для отражения данной хозяйственной операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 1.0 можно сформировать документы «Кассовое поступление» или «Приходный кассовый ордер». При проведении документа будут отражены такие проводки:

Новая аналитика для забалансовых счетов: ведем учет в разрезе КБК и КОСГУ

Задолженность учреждения, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета. Для учета такой задолженности используется одноименный забалансовый счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

На наш взгляд, несмотря на то, что Инструкцией № 157н не предусмотрена аналитика по расходным КБК, учет дебиторской задолженности по расходам целесообразно вести аналогично, т.е. по тем же кодам, по которым задолженность учитывалась на балансе до ее списания (кодам классификации расходов бюджетов (КРБ)).

Ситуация с невостребованной кредиторской задолженностью аналогична дебиторской. Если кредитор предъявил свои требования, то ранее списанная с баланса задолженность, списывается с забалансового учета и отражается в балансовом учете на соответствующих аналитических счетах учета обязательств. То есть задолженность также восстанавливается на балансе по тем же КБК, по которым учитывалась на балансе учреждения до ее списания.

  • 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • 24 «Нефинансовые активы, переданные в доверительное управление»;
  • 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;
  • 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
  • 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».
  • статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • статьи 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • статьи 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;
  • подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
  • подстатей статьи 350 «Увеличение стоимости права пользования».
  • для организации контроля сохранности имущества, которое находится на территории организации, но по которому нет права оперативного управления или которое, согласно правилам учета, не отражается на балансовых счетах (единицы библиотечного фонда, основные средства до 3 000 руб., находящиеся в использовании, награды и т. д.), а также прочих материальных ценностей;
  • для отслеживания расчетов и обязательств, ожидающих исполнения;
  • для сбора аналитической информации о прочих объектах учета и т. д.

В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее — ДС).

Важно! С 17.10.2023 вступили в силу изменения в Едином плане счетов и Инструкции № 157н. Часть новшеств надо внедрить до составления отчетности за 2023 год. Остальные поправки применяются с нового года, к чему также надо подготовиться. Разобраться с изменениями вам поможет Обзор от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.

Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее — з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.

Счет 020100000 «Денежные средства учреждения» используется для записей по движению денежных средств. На примере кодировки, применяемой в бюджетных учреждениях (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), рассмотрим, какие комбинации синтетических и аналитических кодов возможны для создания счетов по учету ДС.

Движение денег в кассе

При использовании онлайн-оборудования кассир должен вносить денежные средства на основании Z-отчета, при помощи которого закрывают смену (отчетность о закрытии смены). Кассир или иное ответственное лицо формирует отчет о гашении, сведения из отчетности направляются в ИФНС. Кассовая книга может заполняться бухгалтерией на основании полученной из Z-отчета информации.

Напомним, что с 01.07.2023 бюджетные учреждения наравне с коммерческими организациями должны применять ККТ при расчетах: наличными денежными средствами, с использованием банковских карт, посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа. Если учреждение занимается оказанием услуг населению с оформлением бланков строгой отчетности, то с 01.07.2023 бланки строгой отчетности нужно формировать с использованием специальной кассовой техники.

В конфигурациях «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0 и 2.0 реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. К счетам 17 и 18 открыты субсчета первого порядка для раздельного учета операций со средствами на счетах и в кассе учреждения в рублях и в иностранной валюте, а также операций со средствами в пути. К счету 201.34 открываются счета 17.34 и 18.34. Аналитический учет на них ведется КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

Приходный и расходный кассовые ордера, Ведомости (ф. 0504501) выписываются в одном экземпляре, который остается в кассе. Ведомости (ф. 0504501) применяются при оформлении выдачи денежных средств под отчет нескольким лицам (взамен индивидуальных расходных кассовых ордеров по каждому подотчетному лицу) и составляются раздельно по основаниям выплат: на заработную плату, хозяйственные расходы, командировочные расходы и другие нужды. По результатам выдачи денежных средств по Ведомости (ф. 0504501) необходимо оформить Расходный кассовый ордер.

В операциях по поступлению (выбытию) наличных денежных средств с лицевого счета, открытого в органе казначейства участвует счет 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Для ведения учета движения денежных средств по видам поступлений и выплат к счету 210 03 открываются забалансовые счета 17.30 «Поступления денежных средств на счет 40116» и 18.30 «Выбытия денежных средств со счета 40116». Аналитический учет на них также ведется по КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

Рекомендуем прочесть:  Будет Ли В 2023 Году Город Кемерово Беспроцентная Ипотека Тем Кто Поженится На День Шахтеров

Косгу У Счетов 17 И 18

Изменение Единого плана счетов обусловлено введением в действие нового порядка применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н (далее – Порядок № 209н). Указания, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, которые действовали ранее, с 2023 года фактически утратили силу.

На забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» следует учитывать также объекты неоперационной (финансовой) аренды, переданные учреждением в возмездное пользование (п. 381 Инструкции № 157н). В прежней редакции говорилось только о передаче объектов учета операционной аренды.

Иными словами, в описание забалансового счета 01 добавлены случаи передачи имущества в безвозмездное пользование, когда СГС «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2023 № 258н, применять не нужно (см. также п. 9.7 письма Минфина России № 02-06-07/2736, Казначейства России № 07-04-05/02-932 от 21.01.2023).

  • о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в т.ч. на иные цели;
  • о предоставлении субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность.
  • 1 «Амортизация прав пользования жилыми помещениями»;
  • 2 «Амортизация прав пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;
  • 4 «Амортизация прав пользования машинами и оборудованием»;
  • 5 «Амортизация прав пользования транспортными средствами»;
  • 6 «Амортизация прав пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;
  • 7 «Амортизация прав пользования биологическими ресурсами»;
  • 8 «Амортизация прав пользования прочими основными средствами»;
  • 9 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».
  • от реализации материальных запасов;
  • от выпуска материальных ценностей из государственного резерва;
  • от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей материальных запасов;
  • от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доходы бюджета;
  • другие аналогичные доходы.

Принимая во внимание специфику условий, порядка и оснований заключения договоров найма специализированных жилых помещений, объекты бухгалтерского учета, возникающие по указанным договорам, не относятся к объектам учета аренды в рамках положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2023 № 258н.

Согласно пункту 38 Инструкции № 157н для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» предназначен счет 101 00 «Основные средства».

Пунктом 2 Порядка № 209н установлено, что он определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 10.6.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н, далее – Порядок № 209н, расходы по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.

Для учета НДС в бюджетных учреждениях применяется иной порядок. Этот налог в текущем периоде уменьшает доходы от продаж, которые уже зафиксированы по приемлемым кодам КОСГУ. Т. е., при начислении НДС суммы поступающих доходов отражаются по кодам КОСГУ и КВД, сопровождающим реализацию товаров, услуг или работ. Например, по доходам, полученным от продаж, применяют подстатью 131 КОСГУ, от выбытия активов – 172 КОСГУ, от концедента с концессионной платы – 12К, от совместной деятельности в простом товариществе – 12Т.

В соответствии с нормами п. 9 Порядка из приказа № 209н и п. 12.1.7 Порядка из приказа № 85н, утвержденных Минфином соответственно 29.11.2023 (ред. от 29.09.2023) и 06.06.2023 (ред. от 15.04.2023), операции по начислению/уплате ННП фиксируют увязкой статьи 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида бюджетных доходов (АнКВД) с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Однако, не все облагаемые НДС операции доходны. Случаются ситуации, когда доход отсутствует, а налог необходимо начислить и уплатить. К примеру, премирование работника подарком. В Порядке № 209н нет прямой нормы, прописывающей алгоритм отражения расходов автономным и бюджетным учреждениям в подобных случаях, а при отсутствии доходов уплачивать НДС по доходным статья нельзя. Руководствуясь этими соображениями предприятия платят налог по КВР 852 и КОСГУ 291, поскольку таблицей соотношений КВР и КОСГУ предусмотрена такая увязка.

В работе бюджетных учреждений исчисление и уплата налога на прибыль (ННП) и НДС не рассматриваются как затратные операции. Их величины рассчитываются и уменьшают поступившие учтенные доходы от различных видов деятельности, т. е. отражаются по соответствующим доходным статьям КОСГУ. Механизм фиксации этих операций в учете – тема нашей консультации.

Об отражении возвратов доходов и расходов на забалансовых счетах

Согласно п. 365 Инструкции № 157н на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств» отражаются поступления денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также возврат излишне полученных доходов (доходов от авансов). При этом операции по перечислению возвратов поступлений, учитываемых на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 17, отражаются со знаком минус.

На забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» отражаются выбытия денежных средств (за исключением возвратов поступлений), а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года. При этом операции по поступлению от возвратов расходов отражаются на забалансовом счете 18 со знаком минус.

Косгу У Счетов 17 И 18

  • о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в т.ч. на иные цели;
  • о предоставлении субсидий на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность.

Скорректирован пункт 89 Инструкции № 157н. Из описания счетов для учета амортизации нефинансовых активов исключена фраза о том, что объекты должны находиться на праве оперативного управления. На балансе могут быть и амортизироваться также активы в финансовой аренде (лизинге).

В пункт 77 Инструкции № 157н внесли техническую правку. Получение (предоставление) прав временного использования объектов непроизведенных активов на балансовых счетах отражать не нужно. Для этого используется забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование». Однако (в отличие от прежней редакции) сделано исключение из этого правила для случаев, предусмотренных Инструкцией № 157н и федеральными стандартами. В первую очередь необходимо учитывать требования СГС «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2023 № 258н.

На забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» следует учитывать также объекты неоперационной (финансовой) аренды, переданные учреждением в возмездное пользование (п. 381 Инструкции № 157н). В прежней редакции говорилось только о передаче объектов учета операционной аренды.

Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (пп. 40, 54 СГС «Доходы»). По мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода.

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Еще в 2023 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2023 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Код вида расходов — это трехзначный шифр, используемый для группирования однородных операций по расходованию бюджетных средств. Причем классификация операций производится непосредственно по их содержанию с целью эффективного управления бюджетным процессом и контроля над законным исполнением. Этот специфический кодификатор используется при составлении кода бюджетной классификации. А значит, шифр применяется практически во всех сферах финансовой деятельности.

  • в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
  • при составлении бюджетных смет для казенной организации;
  • при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
  • лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
  • при составлении плана закупок и плана-графика;
  • при расчетах с бюджетом;
  • при составлении некоторых отчетных форм;
  • при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
  • в иных случаях, предусмотренных БК РФ и Приказом № 209н.
Рекомендуем прочесть:  Программа молодая семья если супруг военнослужащий

Минфин оставил за организациями бюджетной сферы право вводить дополнительные забалансовые счета, которые нужны для сбора информации и контроля за имуществом. Для этого их нужно согласовать с учредителем и закрепить порядок учета на забалансовых счетах в учетной политике.

  • Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
  • Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»

Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.

  • Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема учета: поступление отражают только по дебету, а выбытие — по кредиту, без корреспонденций.
  • Данные по забалансовым счетам не обязательно отражать в журналах операций и Главной книге.
  • Все материальные ценности и другие активы и обязательства, которые учитывают на забалансовых счетах, инвентаризируют в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Путевки принимают к учету при хранении в кассе по номинальной стоимости, указанной на бланке путевки, или в условной оценке при отсутствии номинала. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по наименованию, номеру, серии, правовым основаниям, по ответственным лицам, местам хранения.

  • на банковские счета;
  • на лицевые счета, открытые в органе казначейства (финансовом органе);
  • в кассу;
  • на счет операций с наличными денежными средствами;
  • на счет по расчетам с прочими кредиторами (в части денежных расчетов).

367. Счет открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения», 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, отражение которых предусмотрено пунктом 365 Инструкции), а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета.

365. Счет открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения», 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов), и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков неиспользованных им субсидий (грантов) прошлых лет) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Забалансовые счета 17 и 18 предназначены для отражения дополнительных аналитических данных по операциям с денежными средствами учреждения. Бухгалтерские записи по ним оформляйте в учете одновременно с отражением операций на балансовых счетах 0 201 00 000, 0 210 03 000 и 0 304 06 000 (в части денежных расчетов).

  • операции по поступлению денежных средств (кроме поступлений от возвратов расходов текущего финансового года);
  • операции по возврату излишне полученных доходов, доходов от авансов (кроме возврата остатков неиспользованных субсидий, грантов прошлых лет);
  • операции по поступлению (возврату) бюджетных средств от ГРБС (РБС) на выплаты по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета;
  • операции по возврату дебиторской задолженности по расходам (поступлениям от восстановления расходов) прошлых лет (Письмо Минфина России от 20.12.2023 N 02-07-10/85225);
  • операции по уточнению невыясненных поступлений;
  • денежные средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
  • операции бюджетных и автономных учреждений по привлечению средств с одного вида финансового обеспечения на исполнение обязательств по другому (Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 02-06-10/79177).

Учет на забалансовых счетах 17 и 18

  • 0 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
  • 0 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
  • 0 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения»;
  • 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Отражаются данные о видах восстановленных в отчетном периоде расходов прошлых лет, отраженных на забалансовых счетах 17, открытых к соответствующим счетам, в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному в разд. 2 «Расходы учреждения» для формирования граф 5 — 8

Приводятся данные об исполнении принятых денежных обязательств текущего финансового года, отраженных по забалансовым счетам 18, открытым к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», в разрезе видов расходов (выплат), без учета выплат учреждениями обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков. Также по графе 9 отражается информация об исполнении денежных обязательств без движения средств учреждения (некассовыми операциями).

Приводятся данные о видах поступлений (выплат) источников финансирования дефицита средств учреждения, отраженных на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации», 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути», 0 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации», 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», в положительном и отрицательном значении показателей.

  • поступление и выбытие денежных средств во временное распоряжение;
  • перечисление и возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки при проведении конкурсов и аукционов;
  • предоставление физическим лицам грантов, в том числе РФФИ;
  • проведение денежных расчетов между учреждением – головной организацией и его подразделениями, не являющимися юридическими лицами;
  • возврат дебиторской задолженности прошлых лет
  • и другие.

Таким образом, для того чтобы определить, какую статью КОСГУ применять для отражения операций по движению денежных средств на счете 0 210 03 000, следует учитывать, что указанные действия непосредственно увязаны с операциями по кассе и лицевому счету учреждения. Поэтому будет применяться код КОСГУ по аналогии с корреспондирующими счетами 0 201 34 000 и 0 201 11 000 и другими.

  • в отчете (ф. 0503737) согласно п. 44 Инструкции № 33н[4] в разд. 3 показатель графы 6 по строкам 710 (код аналитики 510) формируется на основании данных соответственно по поступлениям (увеличениям), отраженным по дебету счетов 0 201 21 000, 0 201 22 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, а также данных по операциям по обеспечению учреждения наличными денежными средствами, отраженным по дебету счета 0 210 03 000. Значение графы 6 по строке 720 (код аналитики 610) формируется по выплатам (уменьшениям) денежных средств, отраженным по кредиту счетов 0 201 21 000, 0 201 22 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, а также операций по обеспечению учреждения наличными денежными средствами, отраженных по кредиту счета 0 210 03 000;
  • отчет (ф. 0503723) в соответствии с п. 55.1 Инструкции № 33н составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 0 201 11 000, 0 201 21 000, 0 201 23 000 , 0 201 26 000, 0 201 27 000, 0 201 34 000, 0 210 03 000.

Для учета расчетов учреждения с органом Федерального казначейства (финансовым органом соответствующего бюджета), возникающих по операциям с наличными денежными средствами, в соответствии с п. 230 Инструкции № 157н[1] предназначен счет 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Кроме того, по статье 510 КОСГУ отражается увеличение остатков денежных средств бюджетов бюджетной системы РФ, бюджетных учреждений, в том числе размещение средств на банковских депозитах, а по статье 610 КОСГУ – уменьшение остатков таких средств (выбытие средств, размещенных на банковских депозитах).

КПС на счетах учета в 2023 году

Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 15 — 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 — 26 разрядах номера счета — коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Рекомендуем прочесть:  Являются Ли Семьи Военнослужащих Молодой Семьей

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Письмо; Минфина России от N 02-06-07/5651; Об отражении и бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника

Отражение бухгалтерских записей по уточнению (восстановлению, возмещению) целевых расходов, произведенных государственным бюджетным учреждением за счет приносящей доход деятельности или субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — целевые расходы по КФО 2 (КФО 4) до поступления целевой субсидии, зависит от условий осуществления указанных целевых расходов:

В соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, операции по заимствованию (восстановлению) средств за счет иного источника финансового обеспечения отражаются в бухгалтерском учете с применением соответствующих счетов аналитического учета счета 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами».

В соответствии с изменениями внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2023 N 1025 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2023 г. N 1803» субсидии, предоставленные в 2023 году федеральным государственным бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов по операциям, содержание которых соответствует целям предоставления субсидий, произведенных указанными учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности и субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737) указанные операции отражаются в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н, с отражением изменений расчетов по счетам XXXX 0000000000 610 5 304 06 732 (XXXX 0000000000 610 5 304 06 732 832) и забалансовому счету 18 (КФО 5, KBP XXX, КОСГУ XXX) в графе 8 «Исполнено плановых назначений некассовыми операциями» по соответствующим строкам 831 (в части кредитовых оборотов счета 5 304 06 732), 832 (в части дебетовых оборотов счета 5 304 06 832) раздела 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения») и соответствующей строкам раздела 2 «Расходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (по КВР, отраженному по забалансовому счету 18).

При этом санкционирование операции по возмещению целевых расходов за счет целевой субсидии осуществляется территориальным органом Федерального казначейства при условии соответствия сумм, кодов бюджетной классификации и кода субсидии, указанных в платежном документе, суммам, кодам бюджетной классификации и коду субсидии, указанным в представленном учреждением заявлении в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2023 N 226н «Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Примеры бухгалтерских проводок по забалансовым счетам 17, 18

выбытие денежных средств из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт)

восстановление за счет поступлений текущего финансового года средств, полученных бюджетным, автономным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности) , направленных в пределах остатка средств на лицевом счете учреждения на исполнение обязательства, принятого учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности)

перечисление денежных средств в оплату поставленных (изготовленных) материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ, в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) договорами на нужды бюджетного учреждения, а также перечисление средств иным кредиторам, в том числе работникам учреждения, по принятым в отношении их денежным обязательствам,

Казначейство зачисляет бюджетным и автономным учреждениям возвраты переплат от поставщиков за 2023 год на код аналит. группы вида источников — 510, ссылаясь на письмо Минфина № 07-04-05/02-14378 от 10.07.2023. Каким образом их потом тратить (возвращать эти деньги в доход бюджета не будут)?

Согласно пункту 45 Инструкции 157н: Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно следующим особенностям и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование; обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике субъекта учета в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

  • в 1-4 разрядах номеров счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» указывается раздел, подраздел,
  • в 5-14 разрядах — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
  • в 15-17 разрядах номера счета — код вида расходов.
  • По остальным счетам 010100000 «Основные средства» в 1 — 17 разрядах номера счета указываются только раздел и подраздел.
  1. Является ли знак отдельным объектом учета на счетах 106 00 и 101 00 соответственно?
  2. Относится ли стоимость знака в стоимость дороги?
  3. Если стоимость объекта, установленного на дорогу, превышает 100 000 рублей, каков будет порядок его учета?
  4. При установке знака взамен изношенного, нужно ли списывать стоимость изношенного из стоимости дороги? Если остаточная стоимость дороги нулевая, как тогда списывать стоимость старых знаков, ранее установленных?

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Если учреждению необходимо отразить расход текущего года по соответствующему коду вида расхода (КВР), то параллельно с отражением выбытия денежных средств с лицевого счета или же выбытия наличных денежных средств из кассы, необходимо формировать проводку по счету кредиту 18.01 или 18.34 по соответствующему аналитическому кода расхода.

Рассмотрим ситуацию поступления доходов в Учреждение А от оказания платных услуг. Для отражения данной хозяйственной операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 1.0 можно сформировать документы «Кассовое поступление» или «Приходный кассовый ордер». При проведении документа будут отражены такие проводки:

Забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». Этот счет является парой к счету 17. Но если тот предназначен для учета доходных поступлений, то на забалансовом счете 18 отражаются выплаты денежных средств (восстановления выплат) с банковских (лицевых) счетов учреждения в результате операций по расходам (п. 367 Инструкции № 157н).

Забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения». В соответствии с п. 365 Инструкции № 157н забалансовый счет 17 предназначен для учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета, а также на лицевые счета бюджетного или автономного учреждения – получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытые ему органом казначейства (финансовым органом).
Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) в карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения и по видам поступлений (п. 366 Инструкции № 157н).

Сч. 17 открывается в целях ведения аналитики по поступлениям средств, а также возвратов от излишних доходов (авансов). Исключение – доходы от возвратов текущих расходов, от остатка неиспользованного субсидирования за прошлые периоды. При этом учитываются как поступления на расчетные или лицевые счета, так и приходы в кассу учреждения или на счета наличных операций.

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах