Как выйти из гуп и муп предприятий

Как обычно отвечаю на всеми интересные и волнующие вопросы и сейчас поговорим о Как выйти из гуп и муп предприятий и методах решения данной ситуации. Почему я могу с уверенность отвечать на самые разные вопросы, потому что имею большой опыт в юридическом поле, более 11 лет. Если потребуется проработать более серьезные вопросы, то могу спросить у своих коллег. Некоторые сферы могут требовать немедленного ответа, по этой причине есть онлайн чат, в котором можно быстро получить нужный ответ. И как всегда лучшим решением будет для Вас узнать в комментариях у постоянных подписчиков, которые, возможно, уже раньше сталкивались и решили данный вопрос и поделятся с Вами его решением.

Предупреждаем, что данные могут быть неактуальными в момент прочтения, потому как все быстро изменяется, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех интересующих вопросов.

В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2023 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать, и ликвидация муниципального предприятия не проводится, если цель организации — обеспечение жизнедеятельности:

Какие ГУПы и МУПы продолжат работать

На основании Указа Президента №618 от 21.12.2023 о национальном плане ФАС хочет провести ликвидацию ФГУПов, ГУПов и МУПов на рынке конкуренции из-за того, что госзаказчики не применяют 44-ФЗ, а передают бюджетные деньги в форме субсидий организациям, которые им подчиняются для закупок ГУПами товаров, работ, услуг для нужд учредителя.

Причины реформы

Переходный период для ликвидации МУПов до 2025 года установлен для организаций, которые созданы до 08.01.2023 и работают на конкурентных рынках. Если после этой даты выявят, что унитарное предприятие создано с нарушением установленных требований, антимонопольный орган отправит учредителю предписание о необходимости ликвидировать. Если это предписание не исполнят, то ФАС обратится в суд с заявлением о принудительной ликвидации ГУПов и МУПов.

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Шаг 1

Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2023, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.

Рекомендуем прочесть:  Сколько Годовая Выплата По Чернобыльским

Основания для реорганизации или ликвидации

Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

Так как реорганизация по каким-либо причинам не всегда подходит, а указ президента о ликвидации МУП и ГУП необходимо исполнять, предприятие решают ликвидировать. Добровольная ликвидация муниципального предприятия по инициативе собственника имущества осуществляется после направления в антимонопольный орган запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменении видов его деятельности антимонопольному законодательству (ст. 35 Федерального закона №135-ФЗ от 26.06.2023).

  1. Определить, какое ООО является правопреемником муниципального или государственного унитарного предприятия, и принять решение о начале реорганизации.
  2. Определить состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП путем проведения инвентаризации и аудита с получением аудиторского заключения.
  3. Составить промежуточный бухгалтерский баланс.
  4. Составить передаточный акт на основе бухгалтерских документов, аудиторского заключения и документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указывается расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, а также сведения о размере уставного капитала нового ООО, выступающего правопреемником.
  5. Провести первое собрание участников нового ООО, утвердить устав и назначить директора, который одновременно становится директором МУП до окончания реорганизации.
  6. В письменной форме известить о реорганизации территориальную ИФНС по месту регистрации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения.
  7. Направить уведомления в письменной форме всем известным кредиторам МУП (ГУП) и опубликовать в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. У кредиторов унитарного предприятия есть 30 дней на требование о прекращении реорганизации или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.
  8. Подать в органы ФНС документы о регистрации ООО, являющегося правопреемником.

Порядок реорганизации в форме преобразования в другое юрлицо

Новый закон конкретизировал сферы деятельности унитарных предприятий и выделил некоторые из них, которых не коснется реорганизация ФГУП. Например, на вопрос, ликвидируются ли МУП с естественной монополией, ответ отрицательный. Действующими останутся МУП и ГУП, работающие:

Ситуации, когда унитарные предприятия становятся банкротами, далеко не редкость. Государственные и муниципальные структуры не всегда демонстрируют эффективность при управлении коммерческими организациями. В результате у них образуется существенный объем непогашенных долговых обязательств по обязательным платежам (в части налогов и сборов), электроэнергии и газоснабжению, а также по заработной плате.

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

Но в рамках внешнего управления допускается реализация иных мер, кроме продажи предприятия, как имущественного комплекса. Например, сокращение персонала, реорганизация в формате юрлица в виде слияния или присоединения, перепрофилирование компании или закрытия нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и пр. Если указанные меры смогут восстановить платежеспособность предприятия, то оно сможет сохранить свой статус, а банкротство будет завершено.

Рекомендуем прочесть:  Электронный Сертификат На Продукты Для Малоимущих Как Часто Можно Оформлять

Пошаговый порядок

На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2023 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Пошаговая инструкция по ликвидации муниципального унитарного предприятия в 2023 году

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

Ликвидация филиала унитарного предприятия

Процедура упразднения органов местного самоуправления регулируется не только основными законами РФ − Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом № 161-ФЗ от 14.11.2023 года, но также и подзаконными актами и актами госорганов субъектов РФ.

Правительство России по мотивированному преставлению главы региона получит право решать вопрос создания или сохранения унитарного предприятия, в случае если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы жизнедеятельности региона. На рынках, которые находятся в условиях конкуренции, деятельность всех унитарных предприятий должна соответствовать устанавливаемым требованиям, а выдержка от иной коммерческой деятельности не должна превышать 10% от совокупной выручки за год.

Те предприятия, в отношении которых не приняты или не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Итак, закон об упразднении всех МУПов и ГУпов и передаче их в частные руки станет в итоге причиной того, что тарифы выйдут из-под контроля, и практически все услуги в нашей стране вырастут в цене в несколько раз.

Акционерными обществами станут все же не все ГУПы: пять из них власти Петербурга хотят сделать государственными учреждениями, сообщил глава УФАС Владимиров. По его словам, такую форму сохранит «Ленинградский зоопарк», «ГУИОН», «Инпредсервис», «Информационно-аналитический центр» (ИАЦ) и «Пригородное».

По дороге к частникам

Его опасения разделяет и Шуршев. Он отметил, что при создании государственного учреждения, органы власти смогут напрямую заключать с ними контракты. Это было бы не очень хорошо, считает эксперт. Одним из примеров перехода на прямое финансирование является история с автобазой для депутатов, добавил Шуршев. До 2023 года служебные автомобили для парламентариев Законодательного собрания Петербурга арендовали через проведение закупки, но в новом году все оформляется напрямую с бюджетным учреждениям «Смольнинское». Оплата происходит через субсидирование, а отвечает за это администрация губернатора.

Грехи ГУПов

При этом эксперт считает, что коррупциогенный фактор не сильно уменьшится от перехода ГУПов в АО. По его словам, если люди хотят воровать, то они все равно будут это делать. Однако, добавил Сухарев, возможно, в целом улучшится качество работы таких организаций: по-другому будут набирать сотрудников, изменится штатное расписание, и предприятия «перестанут быть синекурами для родственников каких-то чиновников».

Рекомендуем прочесть:  Действия пограничного наряда при обнаружении признаков противоправной деятельности рф

Но несмотря на то, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП отложена, их учредителям уже в настоящее время стоит начать подготовку к этим процессам и разработать план ликвидации унитарных предприятий или преобразования, в том числе путем приватизации.

Похожие публикации

Следующий шаг – оценка имущества предприятия. Здесь возможно два варианта: оценивается имущество как отдельные объекты, либо все предприятие как единый имущественный комплекс. Выбор варианта лежит за собственником и чаще всего зависит от количества и специфики имущества.

Порядок реорганизации

Реорганизация МУП проводится на основании решения собственника его имущества – администрации города, района, поселка. Законодательство определяет, что этот процесс осуществляется с учетом соблюдения следующих принципов:

Разделение унитарного предприятия является процедурой, обратной слиянию. Предприятие прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям (обычно принадлежащим тому же собственнику). Основанием для оприходования имущества в этих предприятиях является разделительный баланс. Предприятие считается реорганизованным с того момента, когда новые предприятия зарегистрированы в ЕГРЮЛ. Разделенное предприятие ликвидировано, появившиеся вновь созданы и их имущество — это то, что написано в разделительном балансе. Права и обязанности разделенного предприятия переходят к вновь созданным. Какая часть прав и обязанностей перейдет к какому предприятию, решает тот, кто принимал решение о разделении. Если из разделительного баланса неясно, кто является правопреемником, то новые предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия. Критерием, по которому определяется доля ответственности, будет доля переданного имущества.

В случае выделения унитарного предприятия создается одно или несколько унитарных предприятий. К ним частично переходят права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия, которое при этом не ликвидируется, а продолжает работать.

Разделение

Кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Скорее всего, эта инициатива найдёт большую поддержку, поскольку сам глава Минтроя Михаил Мень является активным сторонником таких концессионных соглашений. По его словам, взаимодействие между государством и бизнесом уже начало работать и даёт свои результаты. О полном и плотном сотрудничестве государства и частных инвесторов можно будет говорить, когда количество концессионных соглашений увеличится пятикратно.

МУПов и ГУПов скоро не будет

Минстрой РФ выступил с инициативой упразднить ГУПы и МУПы с 2023 года в сфере ЖКХ. Представители ведомства считают, что эти формы хозяйствования морально устарели и не являются эффективными для жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому целесообразно передать такие унитарные предприятия по соглашениям концессии.

Концессионное соглашение в сфере ЖКХ

Победителем конкурса признаётся тот участник, который предложил лучшие условия. Если на звание победителя конкурса претендуют сразу несколько участников с равными лучшими условиями, то победит тот, кто раньше других представил конкурсное предложение (п.2 ст.33 115-ФЗ).

Дарья К.
Оцените автора
Правовая защита населения во всех юридических вопросах